В Кабуле подписан 25-летний контракт на разработку с участием Китая крупного нефтяного месторождения площадью 4,5 тыс. кв. км, расположенного на севере страны, в бассейне реки Амударьи, неподалеку от Мазари-Шарифа, столицы бывшего Северного альянса. Территория месторождения расположена в трех провинциях – Сар-и-Пуле, Джаузджане и Фарьябе. Документ, предполагающий добычу и переработку «черного золота», причем, в самом Афганистане, со строительством НПЗ, включает «исследовательский» этап протяженностью в три года. В ходе его планируется добыть до 20 тыс. тонн нефти, после чего месторождение выйдет на проектную мощность, масштабы которой и будут определены в ближайшее трехлетье. Но про предварительным оценкам, они составляют около 87 млн баррелей; объем финансовых вложений с китайской стороны, которую в контракте представляет нефтяная компания CPEIC, планируется в размере сначала первичных инвестиций в 15 млн долларов, затем еще 540 млн долларов за упомянутые три года. С афганской стороны, у которой в проекте 20%-ная доля и 15% прибыли, участвует афганская государственная нефтяная компания; сообщается, что благодаря этому проекту добычи и переработки нефти работу получат около 3 тыс. афганцев, и в условиях катастрофической безработицы в стране это приобретает особое социальное значение.
Следует подчеркнуть, что за последние полгода это второй прецедент успешного заключения Китаем совместных соглашений о нефтедобыче в Афганистане, из которого всего полтора года назад с позором выведены, точнее, сбежали американские войска. В августе 2022 года уже было подписано реализуемое в настоящий момент соглашение о добыче нефти на месторождении Кашкари, также на севере, в провинции Сар-и-Пуль, в котором участвует другая китайская нефтяная компания – Axus. Ранее такие попытки также предпринимались; еще в 2011 году к разработке нефти на тех же территориях была привлечена государственная китайская корпорация CNPC, но после бурных военно-политических событий в Афганистане проекту потребовалась перезагрузка, которую Китай и осуществляет, диверсифицируя при этом его участников со своей стороны.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В церемонии подписания контракта, в которой от Афганистана участвовал и.о. министра переходного правительства талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) горнодобывающей промышленности и нефти Шахабуддин Делавар. Также присутствовал влиятельнейший в современном Афганистане первый вице-премьер мулла Абдул Гани Барадар, заверивший собравшихся, что проект получит полную поддержку государственных структур. От Пекина в церемонии участвовал посол Ван Юй, отметивший, что у Китая и Афганистана, которые «связаны горами и водой, одна и та же судьба».
***
Маленькое отступление. В июне 2022 года появился доклад Национального совета США по разведке (НСР), озаглавленный «Афганистан: результаты правления Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Открытая часть краткого общего резюме документа нуждается в полном воспроизведении. Итак, по версии главного американского шпионского ведомства, допускается, что «…В перспективе 2025 года режим Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) будет зависеть от международной помощи и станет придерживаться тактики жесткого контроля над населением. Хотя Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) почти наверняка будет более вовлечен в международные дела, чем при прежнем правлении, режим вероятно останется на периферии мирового сообщества и будет подвергаться все более сильному внешнему давлению за применяемые им подходы в государственном управлении. Возможно, - считают американцы, - режим будет сдерживать действующие в Афганистане террористические группы».
Рассматривая детализацию, заключенную в четырех выводах, находим самое интересное. Во-первых, США ожидают ужесточения репрессий в Афганистане по мере ослабления экономики. Во-вторых, НСР прогнозирует в стране дефицит продовольствия, переходящий в голод, что спровоцирует разворовывание внешней помощи и усиленную зарубежную миграцию. В-третьих (внимание!), американские разведывательные аналитики убеждены, что усилится децентрализация Афганистана, что практически исключит сотрудничество с ней внешних региональных игроков. В-четвертых, в прилегающих к Ирану провинциях прогнозируется резкий подъем активности терроризма. В частности, местной территориальной структуры ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) - так называемого «Вилаята Хорасан». В организационном оформлении он, по этим оценкам, существенно опередит афганские осколки «Аль-Каеды» (запрещена в РФ), которым для восстановления террористической «конкурентоспособности» потребуются серьезная перегруппировка и наращивание сил.
***
Словом, в США, явно выдавая желаемое за действительное, прикрывают свой эпический провал в Афганистане тем, что кошмарят население и власти перспективами полного разрушения страны, в которую никто-де не придет с инвестициями, и откуда (якобы) в ужасе разбежится население. Действительность оказывается весьма далекой от этой пропагандистской картинки, ласкающей слух «закулисников» демпартии и торчащих из-за ее спины интересов «глубинного государства». При талибах (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Афганистан все более консолидируется и централизуется; успешно подавляются любые попытки внешнего и внутреннего противодействия. Расширение китайского участия, а также переговоры, которые правящий Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) ведет в Москве, вопреки вашингтонским прогнозам, создают предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности Афганистана. Что касается российских интересов, то определенную помощь в выстраивании диалога с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) сыграли власти Туркмении. Это, в свою очередь, в определенном смысле повлияло на выход этой постсоветской республики из изоляции и возвращение ее в список ближайших контактов России в СНГ.
Все эти тенденции исключительно важны для существенного ограничения в регионе недружественного американского влияния, ибо открывают дорогу расширению региональной экономической интеграции, осью которой становится сопряжение российского проекта ЕАЭС с китайской инфраструктурной инициативой «Пояса и пути». А на церемонии подписания нефтяного контракта в Кабуле тем временем объявлено, что при успешном развитии проекта доля Афганистана в нем постепенно возрастет с 20% до 75%; это означает, что страна получит выход на создание новой отрасли. И сделает важнейший шаг в сторону национального примирения и выхода из кризиса, в который ее ввергла американская и натовская военная акция, проведенная под лживыми лозунгами «возмездия за 11 сентября».
Комментарии читателей (0):