На юге Косово в канун Рождества произошло очередное нападение на сербов. В муниципалитете Штрпце двух братьев, шедших по обочине дороги за дубовыми ветками для сочельника, обстрелял ехавший по этой дороге албанец. Оба серба, один из которых - одиннадцатилетний ребёнок, получили пулевые ранения и были госпитализированы. Стрелявший при этом спокойно проехал ближайший пост косовской «полиции» и отправился восвояси.
В ответ сербы вышли на акцию протеста, вновь начав строить баррикады. Протесты начались и на севере края. После этого сепаратистские власти объявили о том, что стрелок был задержан – им оказался сотрудник «сил безопасности» (будущей «армии Косово»).
Здесь стоит вспомнить, что буквально на днях президент Сербии Александр Вучич объявил о намерении увеличить численность сербского спецназа с 1200 до 5000 человек. Перед этим сербские власти сообщили о скором начале производства военных БПЛА (совместно с Китаем). В последние несколько лет ВС Сербии постепенно усиливаются: от России были получены истребители МиГ-29, у Китая приобретены зенитно-ракетные комплексы. Вучич также заявил о желании купить у Турции «Байрактары» (правда, потом выяснилось, что Реджеп Эрдоган намерен поставить их не Белграду, а Приштине).
Всё это, несомненно, адекватные и оправданные действия. Сербской армии действительно нужно усиливаться. Однако остаётся неясным ключевой момент: с кем эта армия собирается воевать?
Напомним, каждый раз, когда в Косово происходит очередное обострение, суть которого сводится к тому, что албанцы делают очередной шаг на пути к его суверенизации, Вучич приводит вооружённые силы в боевую готовность. Эфиры СМИ заполняются эффектными кадрами с передвижением колонн бронированной техники, представители официального Белграда делают грозные заявления. Всё это всегда заканчивается одним и тем же: сербские власти делают очередную уступку албанцам, а войска возвращаются в места дислокации.
Сербские власти периодически заявляют, что они не допустят погрома сербов в Косово – предполагается, что если что-то такое начнётся, Вучич, наконец, решится отдать приказ о пересечении административной границы между центральной Сербией и её южным краем. Интересное здесь заключается в том, что последний антисербский погром в регионе датируется 2004 годом, однако в последние годы, несмотря на отсутствие рецидивов подобного, число нападений на сербов в Косово непрерывно растёт. Об этом, кстати, в начале декабря заявил сам Вучич, назвав 2022 год рекордным в плане инцидентов на национальной почве. Да, организованных погромов, к счастью, не происходит, однако албанский террор в Косово усиливается буквально с каждым месяцем, и сегодняшнее происшествие в Штрпце – просто очередное его проявление. При этом сербы юга Косово говорят, что они не видят от Белграда вообще никакой поддержки ни в чём – если на севере края сербские власти пытаются хотя бы обозначить свой интерес к происходящему, то южные сербские поселения, находящиеся в албанском окружении, полностью предоставлены сами себе. И в то, что Белград даже при самом драматичном развитии событий решится на военное вмешательство, здесь не верит никто.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так с кем же собирается воевать обновлённая и усилившаяся сербская армия? Ведь для того, чтобы защитить от албанских провокаций сербское население хотя бы севера Косово, ВС Сербии вполне достаточно и нынешних боевых возможностей. Нет, властям Сербии не хватает отнюдь не беспилотников и бойцов спецназа – им не хватает политической воли, и больше ничего. Отнюдь не в последнюю очередь это связано с личностью нынешнего главы сербского государства. Особенности характера Вучича делают его не способным на жёсткие и радикальные шаги – и на Западе, уверен, об этом прекрасно известно. Там понимают, что даже если албанские сепаратисты действительно перейдут к открытым этническим чисткам, президент Сербии ответит не силовым вмешательством, а очередными жалобами и просьбами в адрес многочисленных структур, контролируемых США и ЕС. И сейчас складывается впечатление, что у наращивания сербской военной мощи на самом деле нет реальной цели. Напугать албанцев? Но их лидер Альбин Курти совсем не боится Вучича и не расценивает его угрозы всерьёз.
Сегодня, в рождественскую ночь, косовские сербы, не желающие мириться с террором, выходят на улицы. И Белграду они не верят.
Комментарии читателей (0):