На карте Китая и России. Мьянма празднует 75-летие независимости от британских колонизаторов

75-я годовщина независимости отмечается в Мьянме в обстановке враждебного дипломатического окружения Запада.
5 января 2023  23:18 Отправить по email
Печать

4 января исполнилось 75 лет государственной независимости Мьянмы – бывшей, до 1989 года, Бирмы, входившей до начала 1948 года в колониальную империю Великобритании в качестве одной из территорий британской Индии. Эта страна занимает выгодное географическое положение на ключевом маршруте одного из главных мировых транзитов – из Индийского в Тихий океан (по нему, по оценкам ООН, проходит до 60% мировой торговли) и имеет крупное население почти в 53 млн человек. Поздравления главе Мьянмы – председателю Государственного административного совета, премьер-министру, Верховному главнокомандующему, старшему генералу Мин Аунг Хлаингу - направили президент России Владимир Путин и главы правительства и МИД - Михаил Мишустин и Сергей Лавров. Российский лидер подчеркнул важность двусторонней дружбы, подкрепленной итогами участия делегации Мьянмы во главе с Хлаингом во владивостокском Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в сентябре 2022 года. Путин высоко оценил важность взаимодействия двух стран, которое, по его словам, «способствует укреплению региональной стабильности и безопасности». Мишустин обратил внимание на перспективность ключевых сфер сотрудничества - торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной; Лавров, побывавший в Мьянме с визитом в августе прошлого года, также делает упор на вопросах мира и безопасности не только в Юго-Восточной Азии (ЮВА), но и в АТР в целом.

Следует отметить, что двусторонние отношения Москвы и Нейпьидо (новая столица Мьянмы с 2005 г.; перенесена из Янгона, бывшего Рангуна, в заново отстроенный город) наиболее динамично развиваются именно в последние годы. Происходит это на фоне санкций, которым страна подвергается после перехода власти в руки военных 1 февраля 2021 года. Напомним, что вопреки западным инсинуациям, военные взяли власть в соответствии с конституционной нормой, наделяющей армию функцией арбитра во внутриполитических спорах и кризисах. Поводом послужила массовая фальсификация ноябрьских (2020 г.) выборов, вылившаяся в крупные протестные выступления, поставившие страну на грань гражданской войны. Не является секретом, что прежнее государственное руководство, смещенное военными, во главе с президентом Вин Мьином и фактическим лидером – госсоветником, 77-летней Аунг Сан Су Чжи, которой по совокупности совершенных преступлений недавно был назначен 33-летний срок тюремного заключения, известно тесными связями с Западом. Прежде всего с США и Великобританией: обучение в Оксфорде, работа в Нью-Йорке, диссертационная защита в Лондоне, Нобелевская премия мира и т.д. Фактическое правление Сан Су Чжи ознаменовалось рядом крупных коррупционных скандалов, прикрытых репрессиями против мусульман народности рохинджа – этнического меньшинства, исповедующего ислам (до 90% жителей Мьянмы – буддисты). Массовая эмиграция рохинджа от преследований «демократического» режима прежних властей в соседние страны ЮВА послужила поводом для западного шельмования и обвинений в адрес военных. Типичный почерк спецслужб Запада, прежде всего MI-6 и ЦРУ. Создать чужими руками своих марионеток проблему, а затем спекулировать на ней в собственных интересах.

Именно поэтому сразу после прихода к власти военных во главе с Хлаингом на Западе под предлогом фейка о «незаконном перевороте» развернулась травля нового государственного руководства. Были включены и задействованы все возможности и ресурсы западной дипломатии, чтобы поставить Мьянму в положение «государства-изгоя», в частности, спровоцирован фактический бойкот ее членства в АСЕАН другими участниками этой азиатской «десятки». Особым западным недовольством отмечен факт поддержки новых властей Нейпьидо со стороны России и Китая. Весной 2021 года имели место множество спекуляций насчет январских визитов в Мьянму тогдашнего главы МИД КНР Ван И и российского министра обороны Сергея Шойгу. В западных СМИ безосновательно муссируются небылицы о будто бы «личной заинтересованности» едва ли не членов высшего руководства России и Китая в превращении Мьянмы в некий эксклюзивный «российско-китайский оффшор». С точки зрения «высокой геополитики» западных лидеров можно понять. Они отстаивают собственные интересы, рассчитывая, в частности, заблокировать возможный трубопроводный маршрут через Мьянму для перевалки в него и поставки в Китай энергоресурсов из зоны Персидского залива, которые сейчас следуют танкерами в обход ЮВА через Малаккский пролив, контролирующийся силами 7-го флота ВМС США. Отметим, что ранее аналогичные усилия были предприняты против другого китайского проекта использования в этих целях пакистанского порта Гвадар. ЦРУ и стоящие за ним стратеги «глубинного государства» ради этого в прошлом году пошли на фактический государственный переворот в Исламабаде, в результате которого прежнего премьер-министра Имрана Хана сменил его более лояльный к Вашингтону политический оппонент Шехбаз Шариф.

Таким образом участие мьянманской делегации под руководством главы государства в дальневосточном ВЭФ – для Нейпьидо настоящий прорыв во внешний мир, отвечающий к тому же интересам и России, также обложенной со всех сторон западными санкциями. Встреча и переговоры Путина и Хлаинга дали зеленый свет продвижению целого ряда проектов на специализированных площадках. Специалистами очерчен круг сфер взаимодействия, в центре которых находятся возможные поставки в Мьянму из России дизельного и угольного топлива, а также удобрений, как обычных, так и не имеющих аналогов высокотехнологичных, тех самых, экспорт которых был заблокирован западными санкциями. По мнению Сергея Рябухина, первого зампреда Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, «сегодняшний мир и те изменения, которые в нем происходят, требуют адекватного и своевременного ответа на актуальные вызовы». Это, считает сенатор, связано с односторонней санкционной политикой Запада против оппонентов однополярного мира, к которым относятся Россия, Мьянма, Иран и ряд других стран. «Экономика Мьянмы имеет все возможности для динамичного и быстрого развития, - убежден Сергей Шатиров, советник секретаря российского Госсовета Игоря Левитина. – Внимание государства должно быть сосредоточено на таких вопросах, как энергетика, топливо, транспорт, а также на тех товарах и услугах, в структуре конечной стоимости которых эти компоненты являются определяющими». Один из руководителей РСПП Андрей Лоцманов, как и предыдущие специалисты, входивший в официальную российскую делегацию на ВЭФ, обращает внимание на то, что Мьянма, получившая статус наблюдателя в Совете ЕАЭС, для развития торгово-экономических отношений нуждается в решении вопросов технического регулирования – стандартизации и оценки соответствия. Таким образом, взаимный интерес наших двух стран очевиден, а его практическая реализация, воплощенная в совместных проектах, может стать и для России прорывом на рынки АСЕАН. Рано или поздно в Джакарте, где расположена штаб-квартира этого объединения, а также в других столицах углубится понимание тупиковости бойкота Мьянмы, и торгово-экономические и политические связи с ней будут восстановлены. Этому в немалой степени способствует активный диалог, который ведут с АСЕАН Китай и наша страна, которая в прошлом году впервые провела с участниками объединения совместные военно-морские учения у берегов индонезийского острова Суматра.

Противодействие Москвы и Пекина международной изоляции Мьянмы ещё раз было продемонстрировано в конце декабря. Тогда Советом Безопасности ООН рассматривался внесённый западными странами проект резолюции по ситуации с правами человека в этой стране ЮВА. Подвергнув позиции инициаторов жёсткой и обоснованной критике, постпреды России и КНР при ООН Василий Небензя и Чжан Цзюнь, к которым присоединилась и индийская сторона, повторили тезис о неприятии нашими странами некоего «единого стандарта» демократии. В том виде, в каком она навязывается Западом, правозащитная тема давно превращена в своеобразный таран суверенитетов и отмычку, служащую инструментом бесцеремонного вмешательства в чужие внутренние дела.

В сухом остатке мы можем констатировать, что 75-летие независимости Мьянмы – важный рубеж в формировании в ЮВА новой расстановки сил, исключающей диктат однополярных амбиций и игрищ «с нулевой суммой». За этим подходом, «осью» которого служит связка Москвы и Пекина со всей очевидностью – будущее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть