Разрушение системы международной безопасности, вызванное стремлением США и их союзников сохранить свое доминирование в международных делах, привело к тому, что единственной гарантией безопасности государств стал фактор военной силы. Это особенно актуально для стран, которые имеют амбиции стать новыми центрами силы многополярного мира. Ведь именно против них направлено острие удара Запада. Это касается прежде всего таких стран как Россия, Китай, Иран, а в перспективе и Индия, которую сейчас Запад по тактическим соображениям не трогает.
При этом как показывает анализ, противостоять коллективному Западу в военном отношении ни один из этих новых центров силы в одиночку не в состоянии. Военный потенциал западной коалиции на порядок превышает потенциал других центров силы, в том числе России. Ход СВО наглядно продемонстрировал ограниченность военных возможностей России даже в противостоянии с Украиной, получающей военно-техническую помощь Запада. А что если дело дойдет до войны со всем блоком НАТО? Понятно, что одержать победу в такой войне у России шансов нет. Единственный выход – это использовать тактическое ядерное оружие. Между тем, на Западе существует стойкое убеждение, что нынешнее руководство России не рискнет применить ядерное оружие и предпочтет капитуляцию ядерной войне.
В этой связи России надо срочно пересмотреть свою ядерную доктрину. А для начала надо сдать в архив пропагандистские штампы позднебрежневской эпохи. Эти штампы следующие:
– Ядерная война приведет к всеобщему апокалипсису и гибели человечества;
– В ядерной войне не может быть победителей.
– Ограниченной ядерной войны быть не может, так как неизбежно произойдет эскалация до обмена стратегическими ядерными ударами.
Ни один из этих тезисов не имеет серьезного научного обоснования, не подтвержден практикой, противоречит многим общеизвестным фактам, таким как многочисленные ядерные испытания в атмосфере, крупные аварии на АЭС в США, СССР и Японии, а также последствий крупных извержений вулканов в период человеческой истории.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В российской ядерной доктрине должны быть сделаны следующие изменения.
Во-первых, должно быть введено положение о применении ядерного оружия первыми и не при «угрозе самому существованию государства», а во время крупномасштабного военного конфликта, если этого потребует военная необходимость.
Во-вторых, надо признать возможным ведение ограниченной ядерной войны на отдельном ТВД.
В-третьих, в доктрину надо ввести тезис о возможности превентивного ядерного удара стратегическими силами по территории противника, если будут иметься достоверные данные, что он готовит ядерное нападение на Россию
Соответственно, должна быть перестроена и подготовка российских вооруженных сил, а также внесены изменения в их структуру с целью приспособить их к эффективному ведению ограниченной ядерной войны в Европе. Кстати В СССР все это уже существовало, так же как и в войсках НАТО периода «холодной войны». Кстати говоря, тогда концепция «гибкого реагирования» НАТО как раз подразумевала ограниченную ядерную войну на территории Европы.
Помимо изменений в ядерной доктрине, России надо продемонстрировать НАТО решимость применить ядерное оружие. Для этого Москва должна выйти из моратория о запрещении на ядерные испытания и провести серию взрывов на полигоне на Новой Земле.
Еще одним элементом новой ядерной политики России должно стать предложение о пересмотре ДНЯО с целью расширить число официальных ядерных государств. Это вполне вписывается в логику многополярного мира, где каждый макрорегион должен быть защищен собственным ядерным оружием. Потенциальные кандидаты – это Индия, Пакистан, КНДР, Иран. Изменения в договор могут быть внесены путем дополнительного протокола.
М. В. Александров, доктор политических наук
Комментарии читателей (1):