Мы продолжаем рассказывать историю идеологии (которая привела к возникновению таких организаций, как Организация Тюркских Государств, саммит которой прошел недавно в Самарканде), а также публиковать досье личностей, которые во время Второй Мировой войны сотрудничали с нацистами и лично с Гитлером.
Прошлая публикация была посвящена азербайджанским профашистским деятелям, сегодня продолжим наши публикации и обратимся к Туркестану, точнее к узбекам и казахам.
Создание легиона СС «Туркестан» стало результатом серьезных усилий казахского общественного и политического деятеля Мустафы Чокая и узбекского националиста Вели Кайюм Хана, стоявших во главе «Комитета Национального Единства Туркестана», созданного в Германии. «Национальный комитет объединения Туркестана» направлял различными способами запросы нацистскому командованию с целью освобождения из лагерей военнопленных узников тюркского происхождения, отправки их на обучение в определенные районы военных действий и службы во вновь созданных военных легионах. Представители Комитета неоднократно лично встречались с Гитлером. Соратник Вели Каюм Хана Хюсейн Икрам Хан (по легиону, воевавший в рядах немецких войск) вспоминал, что все военнопленные тюркского происхождения с восторгом и благодарностью отзывались о Вели Кайюм Хане, а также пишет о том, что его называли «Ата», то есть «отец», признавая его лидерство и отдавая дань уважения.
Вели Кайюм Хан был направлен в Германию в 1922 году, по поручению Абдуррауфа Фытрата, министра просвещения Народной Бухарской Республики (и по совместительству родоначальника современной узбекской литературы). Закончив обучение, Вели Каюм Хан остался в Германии и стал вести активную деятельность по избавлению Туркестана от большевистской оккупации. Он сражался против большевиков посредством деятельности в берлинском комитете. Вели Кайюм Хана называли «главой туркестанского правительства в изгнании».
Комитет издавал на турецком языке еженедельную газету «Новый Туркестан», а также журналы «Национальный Туркестан» и «Национальная литература». Первоначально тираж «Национального Туркестана» был 15 тысяч, а во время войны вырос до 80 тысяч. Журнал «Новый Туркестан» выходил в Берлине до 1978 года. Все эти издания распространялись комитетом среди личного состава легиона. Кроме того, у комитета была собственная радиостанция под названием «Радио Венета», которая вещала вплоть до падения Берлина.
После поражения Германии в войне «Национальный комитет объединения Туркестана» был распущен, а его председатель, Вели Кайюм Хан, был осужден во время Нюрнбергского процесса. Отбыв двухлетнее заключение, он был отпущен на свободу и продолжил свою деятельность в Германии вплоть до смерти в 1993 году.
Мустафа Чокай - казахский общественный и политический деятель, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана. После поражения в гражданской войне некоторое время жил в Стамбуле, а с 1921 года – Париже. После захвата Франции и Парижа нацисты арестовали многих заметных русских парижских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Там же оказался и Чокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Чокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск.
Чокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни выходцев из Средней Азии за колючей проволокой. После посещения концлагерей Сувалки, Вустрау и Ченстохова осенью 1941 года Мустафа писал: "Сталин и Гитлер — оба злодеи…"
Чокай предложил немецким властям компромисс. Он поставил свои условия:
1. Подготовить кадры для будущего Туркестанского государства в учебных заведениях Германии;
2. Создать из числа своих пленных соотечественников военные формирования, которые должны быть использованы только при подходе к границам Туркестана.
Таким образом он пытался извлечь из возможного сотрудничества с нацизмом хоть какую-то пользу для Туркестана, но получил отказ, так как Гитлера Туркестанский легион интересовал лишь как «пушечное мясо».
Тогда он написал письмо главе МИДа нацистской Германии группенфюреру СС Иоахиму фон Риббентропу, где были такие строки: "...видя, как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гёте, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными… я не могу принять предложение… возглавить Туркестанский легион и отказываюсь от дальнейшего сотрудничества. Все последствия моего решения я осознаю".
Последствия наступили быстро. Поняв, что использовать Чокая не удаётся, немецкое руководство решает убрать его. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других национальных легионов. Чокай в это время лежал в берлинском госпитале «Виктория». 27 декабря 1941 года его не стало.
В официальном заключении написано, что он «умер от заражения крови на фоне развивающегося сыпного тифа», которым он мог заразиться при посещении концлагерей. Но такие же симптомы могли быть и при отравлении. К тому же в своих воспоминаниях его супруга, Мария Горина-Чокай упоминала, что Мустафа уже переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет.
В отравлении Чокая упорно подозревали его сподвижника Вели Каюм Хана, который и возглавил созданный в марте 1942 года Туркестанский легион и, по словам Гориной, вёл роскошный образ жизни. Эта версия поддерживалась советскими спецслужбами, но не имела доказательных подтверждений.
Продолжение следует…
Комментарии читателей (0):