Современная Индонезия. Национальный вопрос

Часть 4
23 ноября 2022  19:41 Отправить по email
Печать

Взгляд на национальный вопрос в Индонезии через призму «Явацентризма»

Индонезия – многонациональное государство, где насчитывается более 1340 этносов и народностей. Самой многочисленной этнической группой в Индонезии являются яванцы. Эта этническая группа в основном сосредоточены на острове Ява, но миллионы людей мигрировали на другие индонезийские острова или за границу. Сунданцы, батаки и мадурцы – следующие по величине этнические группы в Индонезии.

В стране также насчитывается более 700 племен, проживающих на 17 тысячах островах. Большое количество немногочисленных племен проживают на острове Калимантан и в провинции Папуа. Там, по последним данным, насчитывается около 500 племен.

Помимо коренных народностей в Индонезии проживают этнические китайцы, арабы, индийцы, японцы и корейцы, а также потомки от смешанных индонезийско-европейских браков, которых часто в стране называют «индо».

В колониальную эпоху и после обретения независимости власти Индонезии создавали трасмиграционные программы для переселения жителей на малонаселенные острова такие как Папуа, Суматра и Калимантан. Нередко переселение представителей крупных этнических групп приводило к межэтническим конфликтам.

Концепция «Явацентризма»

Исторически остров Ява был и остается центром различных видов деятельности в Индонезии. Ява считается самым густонаселенным островом в мире. Столица Индонезии Джакарта располагается на острове Ява. В регионе проживают 149 млн человек. На Яву приходится 56% всего населения Индонезии. Поэтому, в структуре индонезийской экономики доминирует группа яванских провинций с вкладом в ВВП 58,7%. Следом идет остров Суматра с 21,5%, затем остров Калимантан с 8%, остров Сулавеси с 6,5%, Бали и Нуса-Тенгара с 2,7%, а также остров Малуку и Папуа с 2,4%. Всё это указывает на существующий дисбаланс между регионами на Яве и за её пределами.

При громадном этническом и культурном многообразии вся история огромного архипелага сводилась к яванским княжествам и султанатом. Так появился термин «Явацентризм», обозначающий, что центр политической и экономической деятельности Индонезии сосредоточен преимущественно на острове Ява. Способность острова доминировать в национальной экономике не лишена оснований. На Яве по-прежнему расположены крупные промышленные предприятия. Более 52% перерабатывающей промышленности приходится на Яву. На Сулавеси, Калимантане и Папуа этот показатель ниже 10%. Парадоксально, ведь изобилие сырья на островах Суматра и Калимантан должно стимулировать рост и развитие промышленного сектора.

Современная Индонезия стремится отойти от «Явацентризма», развивая инфраструктуру за пределами острова Ява. Власти надеются, что увеличение количества инфраструктурных проектов приведет к росту инвестиций в регионы. Экономическое развитие не только поддержит национальную экономику, но и откроет путь к достижению экономического равенства в долгосрочной перспективе.

Отход от «Явацентризма» в пользу «Индонезияцентризма»

Современное правительство Индонезии взяло курс на изменение «Ява-ориентированной» модели развития государства на «индонезийско-ориентированную» модель. По словам президента Индонезии Джоко Видодо, государство становится больше ориентировано на всю территорию Индонезии. Часто употребляемый в индонезийских СМИ термин «Индонезияцентризм» обозначает концепцию, включающую в себя идею национального пробуждения и единства Индонезии для процветания всех жителей страны, которые живут не только на Яве. Основная идея концепции заключается в равноправном развитии инфраструктуры, общественных ресурсов, экономики государства в надежде устранить неравенство между регионами. Внимание правительства сосредоточено на Папуа, Западном Папуа, восточной части Индонезии, а также на небольших островах.

Одной из форм реализации концепции «Индонезияцентризма» стало развитие базовое инфраструктуры в районах за пределами острова Ява. Например, на западе Индонезии строят платную дорогу Транс-Суматра протяженностью почти 3000 км. На востоке Индонезии идёт строительство дороги Транс-Папуа протяженностью около 2900 км. Активными темпами для связанности регионов Индонезии развивают морские перевозки.

Амбициозный проект властей Индонезии перенести столицу государства с Явы на Калимантан в первую очередь обусловливается желанием уйти от концепции «Явацентризма». Территория Индонезии заселена неравномерно. Темпы экономического роста западных регионов страны намного выше восточных. С годами этот разрыв только увеличивается. Джакарта вместе с прилегающими к ней округами провинции Западная Ява (Богор, Депок, Тангеранг, Бекаси) образуют так называемый мегаполис Джабодетабек, который контролирует пятую часть экономической деятельности в стране.

Проект создания новой столицы Индонезии в провинции Восточный Калимантан одобрен парламентом и президентом страны Джоко Видодо. После долгих обсуждений новую столицу решили назвать «Нусантара». Согласно одобренному правительством Индонезии плану, перенос столицы разделят на четыре этапа. На начальном этапе (2020-2024 год) планируется построить государственный дворец и здания для четырех министерств. Если всё пройдет, как задумано, то к 2024 году завершится строительство основных объектов инфраструктуры для размещения 500 тысяч жителей. Глава государства также планирует переехать в новый президентский дворец до августа 2024 года, чтобы там 17 августа 2024 года отметить День независимости Индонезии.

На период 2025-2035 года предусмотрена фаза развития новой столицы, и завершение переноса правительственного центра. Развитие инфраструктуры, включая создание центров инновации, намечено на 2035 – 2045 год. Так, через 23 года новая столица Индонезии должна войти в десятку самых пригодных для жизни городов в мире.

Помимо переноса столицы Индонезии на Калимантан правительство подготовило план развития десяти городских агломераций. С развитием новых мегаполисов экономическая деятельность за пределами острова Ява усилится. Власти хотят способствовать развитию четырех мегаполисов на Яве, а именно Бандунга, Семаранга, Сурабая и Джакарты. За пределами Явы начнут развивать такие города, как Медан, Палембанг, Банджар, Макассар, Манадо и Денпасар. Власти Индонезии считают, что в будущем эти мегаполисы смогут улучшить рост ВВП на душу населения за счет развития особых экономических зон, промышленных, национальных и туристических территорий.

Проблема индонезийского сепаратизма: конфликт в Папуа

Папуа до сих пор не может избежать череды вооруженных конфликтов. С эпохи Нового порядка (1960-1990 гг.) и в эпоху Реформации (после 1998 года) продолжаются серии насильственных инцидентов с участием сил безопасности и сепаратистских групп, поддерживающих независимость Папуа от Индонезии. Жертвами конфликта становятся как военные, так и мирные жители. Число граждан, бежавших в результате конфликта, исчисляется сотнями и тысячами человек. Однако эти данные трудно проверить, поскольку доступ к местам конфликтов ограничен.

По данным переписи населения, проведенной в 2020 году, население Папуа составляет 4,3 млн человек. В провинции Западное Папуа проживает 466 племен, а в провинции Папуа насчитывается около 800 племен, каждое из которых обладает своими уникальными традициями и обычаями. В 2017 году была подана петиция на повторное включение Папуа в список Комитета ООН по деколонизации. Петицию поддержали 1,8 млн жителей, 95,7% которых были коренными жителями Папуа.

Основной причиной конфликта в регионе стало стремление к «Свободному Папуа», которое отстаивает военизированная организация «Движение за свободное Папуа», созданная в 1965 году для свержения действующих правительств в индонезийских провинциях Папуа и Западное Папуа. Конфликт обострился из-за развертывания активной деятельности компании PT Freeport Indonesia и проблемы расовой дискриминации в отношении папуасских студентов, возникшей в Сурабая и Маланге в августе 2019 года.

Freeport McMoran Copper and Gold – транснациональный горнодобывающий конгломерат со штаб-квартирой в Новом Орлеане (США). Компания начала свою деятельность в провинции Западное Папуа, подписав в 1967 году контракт с правительством Индонезии на добычу меди на 10 000 га земли, занятой коренным народом амунгме. В 1977 году племя амунгме устроило акцию протеста, требуя компенсировать потерю своих земель. Однако протесты были просто проигнорированы правительством Индонезии и компанией PT Freeport Indonesia. Словно не желая слышать голос народа, американская компания открыла золотой рудник в Гасберге, в двух километрах от Тимики. Этот горнодобывающий район площадью 2,6 млн га позволил PT Freeport Indonesia производить 900 млн фунтов меди и 1,1 млн унций золота в год, что сделало компанию крупнейшим горнодобывающим оператором в мире. От этой огромной прибыли племя амунгме ничего не получило. Изначально, правительство Индонезии владело лишь 9% акций. Однако в 2018 году Индонезия приобрела контрольный пакет акций (51,23%) компании PT Freeport Indonesia. Провинция Папуа также получила 10% акций.

Первый серьезный конфликт между компанией PT Freeport Indonesia и коренными жителями Папуа пришелся на 1995 год. В общей сложности 37 жителей деревни, протестовавших против добычи полезных ископаемых компании, были убиты.

Коренные папуасы считают, что они продолжают жить в условиях новой колонизации. С одной стороны, жители сталкиваются с проблемой нарушения прав человека, а с другой – присутствие крупной горнодобывающей компании вызвало глубокую обеспокоенность по поводу вредного воздействия на окружающую среду. Освоение новых земель компанией PT Freeport Indonesia в Папуа, переселение жителей и загрязнение окружающей среды, в частности, рек вызвали огромные изменения в жизни коренных племен и поставили под угрозу исчезновения различные виды животных и растений.

Ситуация вокруг деятельности компании PT Freeport Indonesia – не единственное, что заставляет жителей Папуа хотеть независимости. Конфликт между Папуа и индонезийским правительством фактически начался задолго до этого, а именно, когда 17 августа 1945 года первый президент Индонезии провозгласил о независимости государства. Территория Папуа была под властью Голландии и должна стать частью независимой Индонезии. Однако Нидерланды пытались помешать Индонезии включить территорию Новой Гвинеи в состав индонезийской территории. Конфликт между Нидерландами и Индонезией длился довольно долго, с 1945 по 1962 год, пока территория Папуа не вошла в состав Индонезии.

Папуа и Западное Папуа остаются одними из беднейших провинций Индонезии. Хотя территории провинций богаты природными ресурсами, в том числе здесь находятся месторождения золота, меди, нефти и газа, сами местные жители никогда не пользовались благами, полученными в результате освоения природных ресурсов. Именно в условиях этой горькой реальности и несправедливости, а также затянувшегося конфликта жители Папуа восстают против индонезийского правительства.

Так родилась небольшая региональная организация, которая переросла в «Движение за свободное Папуа». Её целью является продвижение свободы папуасского народа. Основная деятельность этой организации – вытеснение индонезийских военных из Папуа и создание независимого государства. Сопротивление сепаратистских групп правительству Индонезии продолжается с 1962 года и длится до сих пор. Количество индонезийских жителей, погибших в результате конфликта, достигает сотни тысяч человек.

Последние громкие события, связанные с конфликтом в Папуа, развернулись в Индонезии в августе 2019 года. Атмосфера в провинции Западное Папуа стала напряженной. Местные жители провели демонстрацию в Маноквари, перекрыв проезжую часть. Акция протеста стала следствием актов агрессии по отношению к папуасским студентам в городах Маланг и Сурабая на острове Ява.

Первые столкновения между папуасскими студентами и рядом жителей Маланга произошли 15 августа 2019 года. Группа папуасских студентов и индонезийский народный фронт за Западное Папуа провели мирную акцию протеста по случаю подписания в 1962 году соглашения между правительствами Индонезии и Нидерландов. Мирная акция переросла в столкновения между папуасскими студентами и жителями Маланга. В результате инцидента пострадали около 23 человек из провинции Папуа. Затем 17 августа объединенные силы военных и полиции провели спецоперацию в студенческом общежитии в городе Сурабая. Операция была спровоцирована известием об уничтожении группой студентов индонезийского флага и оскорблениях на почве расы. Последствия событий в Маланге и Сурабая привели к столкновениям в провинции Папуа. Местные жители выступили против нападений на папуасских студентов. Протесты переросли в беспорядки.

Крупнейшие конфликты в современной истории Индонезии

В Индонезии тесно переплетаются различные этнические группы, обычаи, культуры и расы. Однако конфликты испытывают многообразие Индонезии на прочность. Фонд Denny JA Foundation отметил, что за 14 лет после периода реформ в Индонезии произошло не менее 2398 случаев насилия и дискриминации, 65% из которых произошли на религиозной почве. Несколько крупных конфликтов в Индонезии отмечены большим количеством погибших и раненых.

Конфликт в Амбоне. Конфликт, протекающий на территории Малуку между мусульманскими и христианскими общинами, считается самым серьезным в период «реформации». Амбонский конфликт протекал с 1999 по 2002 год и унес жизни около 10 000 человек. Сотни тысяч жителей Индонезии были вынуждены покинуть Малуку из-за конфликта.

По данным главного управления регистрации населения и актов гражданского состояния министерства внутренних дел Индонезии, 990 тысяч жителей Малуку являются мусульманами. Это число эквивалентно 52,8% населения региона. Cогласно данным на июнь 2021 года христианство исповедуют 739 тысяч жителей или 39,4% населения региона. По оценкам, сотни мусульман и христиан были вовлечены в один из самых серьезных и кровавых конфликтов в Индонезии.

В голландскую колониальную эпоху жители Малуку были разделены по географическому и социально-религиозному признаку. Нидерланды предоставили христианам больший доступ к политике и образованию, в то время как мусульмане были заняты в торговле и бизнесе. Политика переселения, проводившаяся правительством Индонезии в 1950 году, привела к увеличению числа мусульман в Малуку, которые прибыли из Бугиса, Бутона и Макассара.

Назначение мусульманина Акиба Латуконсины в 1992 году на пост губернатора Малуку привело в скором времени к тому, что политические должности в провинции стали занимать мусульмане, что вызвало недовольство у проживающих там христиан.

Отправной точной конфликта стало нападение на церковь Сило в центре города Амбон 26 декабря 1999 года. Эта церковь является одной из крупнейших протестантских церквей в Малуку. В тот же день около 800 мусульман в мечети Тобело были убиты христианами. Атаки привели к дальнейшему вовлечению двух религиозных сообществ в насильственный конфликт. В феврале 2002 года центральное правительство начало мирные переговоры между мусульманскими и христианскими общинами. Конфликт удалось урегулировать. Однако в сентябре 2011 года в Амбоне снова вспыхнули беспорядки, вызванные смертью водителя такси, мусульманина. Недавний конфликт в Амбоне свидетельствует о том, что религиозный конфликт 1999 года так и не удалось полностью разрешить.

Конфликт в Сампите. Конфликт, произошедший на острове Калимантан в 2001 году, начался со столкновения между самым многочисленным на остове этносом даяками и мадурцами. Конфликт распространился на всю провинцию Центральный Калимантан, включая столицу Палангкарая. По данным Denny JA Foundation, в ходе конфликта, продолжавшегося год, погибли около 469 человек, а эвакуировать пришлось 108 тысяч жителей.

Мадурцы впервые прибыли на Калимантан в 1930 году в рамках программы переселения голландского колониального правительства. К 2000 году переселенцы с Мадуры составляли 21% населения Центрального Калимантана. Коренное население даяки стали испытывать на себе экономическое неравенство и конкуренцию со стороны прибывшего народа. Новый закон также позволил Мадурцам получить контроль над многими коммерческими отраслями в провинции, такими как лесозаготовки, добыча полезных ископаемых и плантации. Это вызвало экономические проблемы, которые позже переросли в беспорядки.

Беспорядки в 2001 году начались с поджога дома, принадлежащего даяку. Сразу после инцидента даяки начали в ответ сжигать дома мадурцев. В результате конфликта в Сампите племя даяков обезглавило не менее 100 мадурцев. Конфликт начал утихать после того, как власти усилили меры безопасности. В ознаменование окончания конфликта между племенами даяков и мадура был заключен мирный договор. В ознаменование мирного соглашения в Сампите установлен памятник мира.

Беспорядки в мае 1998 года. Беспорядки, произошедшие в столице Индонезии Джакарте 13-15 мая 1998 года, привели к гибели 449 человек и эвакуации 70 000 жителей. Первой причиной, вызвавшей майские беспорядки, стал азиатский финансовый кризис, продолжавшийся с 1997 года. В то время многие компании обанкротились, были уволены миллионы людей, ликвидировано 16 банков, а также приостановлены различные крупные проекты. Экономический кризис вызвал серию демонстраций в ряде районов Индонезии. Во время демонстрации четыре студента Университета Трисакти были застрелены. Смерть студентов усилила гнев людей, и без того обремененных экономическим кризисом. 12 мая 1998 года тысячи студентов Университета Трисакти устроили мирную демонстрацию на территории кампуса, а затем направились к зданию парламента. Мирная акция переросла в столкновения с полицией. 14 мая 1998 года беспорядки, которые первоначально происходили только в Джакарте, начали распространяться на другие города Индонезии.

К майским беспорядкам также привело переизбрание Сухарто на пост президента Индонезии 11 марта 1998 года. Экономическое развитие, политическая стабильность и безопасность стали критериями успеха правительства Сухарто в первый президентский срок (1968-1998), хотя ему пришлось игнорировать демократию и права человека. Общественность была разочарована правлением Сухарто. Это разочарование еще больше усилилось, когда Индонезия столкнулась с экономическим кризисом 1997 года. Наряду с попытками стабилизировать экономику, которые не увенчались успехом, общественное доверие начало снижаться. Экономика, которая была построена Новым порядком за более чем 32 года пребывания у власти Сухарто, оказалась разрушена. Обстановка заставила студентов провести демонстрации, чтобы потребовать отставки президента. Масштабы сложившейся ситуации привели к нестабильности положения правительства. 21 мая 1998 года Сухарто подал в отставку.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть