Экспорт продукции АПК и достижение показателей продовольственной безопасности реализуются сегодня в долг — за счет невосполняемых резервов плодородия почв. Не меняет ситуацию и принятая Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года
По итогам 2022 года страны мира совокупно потратят $1,94 трлн на импорт продовольствия. Это на 10% больше по сравнению с годом прошлым. Однако этот рост связан с подорожанием продуктов питания, а не увеличением объемов импорта в натуральном выражении, говорится в отчете Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
В ФАО называют сумму в $1,94 трлн рекордной и объясняют это снижением стоимости национальных валют по отношению к доллару США, ростом цен на продовольствие, а также конфликтом между Россией и Украиной, так как от поставок пшеницы и растительного масла из этих стран зависят более 30 государств. Первые два фактора, считают в ФАО, повлияют на покупательскую способность стран-импортеров и, как следствие, на количество покупаемых на внешних рынках товаров.
Согласно докладу, в 2022 году на страны с высокими доходами и доходами выше среднего будет приходиться 85% всех расходов на импорт продовольствия и порядка 85% роста этих расходов. Рост этих расходов обусловлен в первую очередь тем, что цены на продовольствие выросли из-за подорожания сырья и нарушения цепочек поставок, считают в ФАО.
Президентом РФ был дан «Перечень поручений по итогам совещания о развитии агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности» от 26.04.2022 № Пр-738. Среди них — внесение в принятую 12.04.2020 Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года (далее — Стратегия) ряда изменений, а именно, установление, начиная с 2023 года, среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3%. Предусмотреть в ней возможность развития производства как экстенсивными за счет вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот, так и интенсивными способами — путем внесения дополнительных объемов минеральных удобрений, более широкого применения средств механизации и внедрения современных информационных технологий.
Целями реализации Стратегии является обеспечение устойчивого развития АПК РФ, импортозамещение критически важных видов его продукции, усиление продовольственной безопасности страны, развитие новых направлений экспорта, эффективное управление землями сельскохозяйственного назначения, вовлечение их в оборот, обеспечение плодородия почв, а также цифровая трансформация с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков.
Сельское хозяйство страны является одной из базовых отраслей экономики, составляющей важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, имеющая мультипликативный эффект в смежных отраслях. Его развитие происходит в первую очередь на сельских территориях, важность которых растет в условиях усиления процессов глобализации, увеличения значения природных и территориальных ресурсов.
Возникает необходимость внедрения новой модели устойчивого экономического роста отрасли, основанной на внутренних факторах и конкурентоспособности, в темпах выше среднемировых. По совместному прогнозу ФАО и Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР), в следующем десятилетии мировое сельхозпроизводство будет расти на 1,1% ежегодно при росте потребления продовольствия населением планеты на 1,4%. Не менее 80% увеличения урожайности и роста валовых сборов сельскохозяйственных культур в мире обеспечит дальнейший прогресс в селекции растений и переход к более наукоемким инновационным производственным системам. Вклад введения в оборот новых площадей пахотных почв оценивается не выше 15%, а традиционная уже апробированная интенсификация агротехнологий (агрохимикаты, средства защиты растений и т.д.) может дать лишь 5% от общего роста.
На деятельность агропроизводителей оказывают большое влияние природно-климатические и социально-экономические факторы, а так же чрезвычайные ситуации. Используя только внутренние ресурсы, хозяйствующие субъекты не в состоянии их контролировать и преодолевать. Поэтому многосторонняя система государственной поддержки и помощи является основой устойчивого развития АПК на любом уровне — локальном, региональном, национальном и международном.
Новая редакция Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р и вступила в силу. Некоторые целевые показатели, которые должны быть достигнуты в процессе ее реализации, приведены в таблице 1. Они имеют два значения — по «базовому» и «целевому» варианту, однако в тексте нет пояснения данных терминов и указаний, в каком случае и как выбирается приоритет в выборе численного значения индикатора. Можно предположить, что он будет зависеть от уровня поддержки АПК и объемов финансирования мероприятий имеющихся государственных программ.
Стратегией на долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения определены: землеустройство, в том числе создание и (или) расширение информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения; развитие мелиоративного комплекса.
В Стратегии есть обращение к целями и задачам Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 № 731 (ред. от 16.03.2022, далее — Госпрограмма): получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения в отношении 100% таких участков, включая количественные и качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот. В свою очередь, к концу 2030 года предполагается введение в оборот таких земель площадью не менее 5,1 или 13,2 млн га в зависимости объема выделения средств из федерального бюджета.
Задачей № 3 Госпрограммы является поведение мероприятий, предусматривающих: защиту и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, 624 тыс. га; создание защитных лесных насаждений, полезащитных лесных полос, противоэрозионных овражно-балочных насаждений, пастбищно-защитных фитомелиоративных насаждений.
Так же, согласно документам, химическая мелиорация кислых почв предполагает известкование, а именно внесение в них известковых удобрений — кальцита, доломита, известняка, отходов сахарного производства, гашеной извести. Его планируется повести на пашне площадью до 2,3 млн га.
Развитие АПК в современных условиях сопряжено с устойчивым управлением отраслью. В числе основных пунктов в Стратегии выделяются: совершенствование государственной поддержки АПК и восстановление плодородия почв. Среди рисков и угроз, которые могут существенно снизить производственный потенциал, выделено снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
На примере производства зерна (зерновые и зернобобовые культуры) рассмотрим и оценим, что следует из контрольных цифр перечня поручений Президента РФ от 26.04.2022 № Пр-738. Мы провели расчеты по двум сценариям ежегодного роста в 3%, начиная с 2023 года к 2025 и 2030 году, по сравнению с уровнем предыдущей пятилетки: 2016-2020 годы — 124,8 млн т в среднем в год. Это значение было взято за базу. (Напомним, что в 2011-2015 годах оно составляло лишь 93,5 млн т.)
В самой Стратегии в качестве установленного базового уровня показателей и параметров определен 2020 год.
Для земледелия и растениеводства, которые во многом зависит от нерыночных факторов, подвержены природным рискам, корректно использовать и говорить о значениях скользящих средних за 5 лет. Это позволит адекватно учитывать влияния агроклиматических и агрометеорологических параметров на величину урожаев.
Примером может служить текущий год. Исключительно благоприятным балансом и режимом тепла и влаги весенне-летнего периода в основных зернопроизводящих регионах страны был обусловлен рекордный валовый сбор зерна, предварительно оценивающийся до 145,0 млн т в весе после доработки. Однако в 2018 году он составил всего 113,3 млн т; в 2019 — 121,2; в 2020 — 133,5; а в 2021 году — 121,3 млн т, соответственно.
Учитывая сложные погодные условия осенью 2022 года, вероятное сокращение площади посевов озимых, мы прогнозируем его величину в следующем 2023 году не более 115,0-120,0 млн т.
Растущее отклонения гидротермических параметров от средних значений и изменение тренда (контрастность климата) в итоге приведут к сокращению среднегодового производства зерна в основных, на сегодняшний день, районах. Для стабилизации производства в основных зернопроизводящих регионах европейской части страны станут необходимы системные адаптационные мероприятия. На сегодняшней день они не предусмотрены в имеющихся документах стратегического планирования (Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»; Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» и иных).
Выбранные нами для изучения сценарии состояния зернового комплекса страны согласно обсуждаемой Стратегии определяют границы коридора возможных решений, поскольку включают увеличение урожаев при сохранении площади посева (сценарий 1) и сохранение текущего уровня продуктивности с необходимым расширением площадей (сценарий 2). В последнем случае следует увеличить посевные площади под зерновыми на первом этапе на 7,6 млн га, а на втором – на 16,0 млн га. Эти значения превышают показатели возможного введения в оборот, ранее выбывших площадей, предусмотренных как в целевом, так и в базовом сценарии Стратегии. Кроме того, отведение их исключительно под зерновые, в свою очередь, нарушает основу устойчивого ресурсосберегающего «регенеративного» земледелия – зональный севооборот. При сохранении текущей площади посевов следует обеспечить в ближайшие 3-8 лет повышение средних урожаев на 16-24%.
В России с 1990 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась с 638 млн га до 383 млн га, а площадь пашни – со 132 млн га до 116 млн га. За 30 лет переведены в лесной фонд 231 млн га земель сельскохозяйственного назначения. При этом площадь посевов на 2021 год составила 80,4 млн га, а паров – до 12,0 млн га, а в 1990 году – 118 и 14 млн га, соответственно. Завышенная сейчас приблизительно в 2 раза доля паров свидетельствует о нарушениях севооборотов. На пахотных почвах идут деградационные процессы, есть попытки собственников скрыть нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, а 24 млн га «статистической» пашни остается вне проводимого опросным путем с мест учета.
Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения не проводилась в стране более 20 лет, с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель, были фактически свернуты почвенные и геоботанические обследования и изыскания, осуществляемые за счет федерального бюджета. При постоянном повышении интенсивности использования почв, требуются все возрастающие материальные и финансовые вложения в сохранение и расширенное воспроизводство их плодородия. Между тем, перестала проводиться комплексная внутрихозяйственная оценка почв, включающая местоположение в ландшафте и технологические свойства земельных участков, анализ степени проявления процессов деградации почв (водной эрозии, дефляции, засолению, асидизации и другим), культуртехническому состоянию полей.
Статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации выявление неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, отнесено к вопросам государственного мониторинга земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уже предусмотрены комплексные изменения для установления правовых основ ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения и государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок ведения государственного реестра, состава содержащейся в нем информации, а также порядка ее предоставления (в том числе внесения изменений в сведения) устанавливается Правительством РФ. Он выступает необходимым источником данных для проведения мероприятий по земельному надзору, а также государственным информационным ресурсом, содержащим подтвержденные в ходе проведения государственного земельного надзора сведения о фактическом использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга, подлежит внесению в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения. Его ведение осуществляется Минсельхозом РФ посредством Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданной и функционирующей в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (ЕФИС ЗСН), была уже введена в эксплуатацию Приказом Минсельхоза РФ от 02.04.2018 № 130 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».
Обсуждаемый выше Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2022. Необходимые подзаконные акты надо подготовить и принять, а планируемую систему еще только предстоит создать и наполнить информацией в порядке межведомственного взаимодействия.
Считается, что в итоге с течением времени будет создан инструмент, позволяющий осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающий оперативное получение актуальных и достоверных сведений о них, а также пригодности земельных участков в составе таких земель для сельскохозяйственного производства.
Земля — понятие территориально-обобщенное. В состав одного участка — объекта, имеющего свою топографию и пространственные характеристики (или одного земельного угодья), как правило, включены почвы с различными свойствами и режимами. Поэтому на основании данных о земле, а не о почвах, невозможно проектировать и создавать рациональные прирородоохранные системы землепользования и мелиорации, а также адаптивно-ландшафтные системы земледелия в сельском хозяйстве. Эффективны и безопасны они будут только в случае учета строения почвенного покрова территорий и его неоднородности.
Существуют проблемы и устойчивого управления использования почвенных ресурсов. Деградация почв сельскохозяйственных земель в России ограничивают возможности роста валовых сборов и урожайности сельскохозяйственных культур.
Следовательно, при разработке последующей реализации «оптимального» сценария среднесрочного развития АПК, прежде всего, нужны четкие ориентиры сколько, каких, какого качества, и где расположенных почвенных ресурсов (пахотных почв) нужно стране для решения поставленных задач по обеспечению продовольственной безопасности и расширения экспорта сельскохозяйственной продукции. Так же нужны удобрения и мелиоранты, поскольку элементы минерального питания растений являются необходимой и обязательной частью продукционного процесса, вследствие которого формируется биологический урожай и товарная продукция возделываемых сельскохозяйственных культур.
При получении 1 т зерна в зависимости от почвенно-климатических условий, культуры и сорта вынос из почвы основных элементов минерального питания растений меняется. Мы условно приняли, что при сборе 100 млн т зерна, с ним и соответствующим количеством побочной продукции (соломы) из почвы в среднем извлекается (в д.в.) 3,0 млн т азота, 1,2 млн т фосфора и 2,3 млн т калия. В сумме — 6,5 млн т д.в.; плюс до 1 млн т кальция и 0,8 млн т магния.
Можно ли говорить о воспроизводстве и сохранении плодородия используемых в земледелии почв в настоящее время?
Кислые почвы, требующие первоочередного известкования, занимают по стране 35%, а в ЦФО их 61%. Агрохимические обследования свидетельствуют, что процессы подкисления нарастают, повышается доля и площади кислых пахотных почв, ежегодно увеличивается потребность в известковании. На 1 га в среднем необходимо вносить 6-9 т известковых материалов с периодичностью 5-7 лет. Их применение за прошедший 20-летний период составляло не более 2,3 млн т физической массы в год, или 25 кг/га пашни, находящейся в обороте. Объемы известкования уменьшились по сравнению с 1985-1990 годами. Тогда это было 31,0 млн т в год или 235 кг/га, соответственно.
По данным Минсельхоза РФ за 2017-2021 годы произвестковано 1,6 млн га. До 2025 года планируется произвести работы на 2,7 млн га кислых почв. В рамках Постановления Правительства РФ от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» (Госпрограмма) предусмотрена государственная поддержка этих мероприятий с компенсацией до 50% затрат агропроизводителей.
Научно обоснованная потребность в минеральных удобрениях в РФ, на наш взгляд, составляет не менее 100 кг д.в. на 1 гектар посевной площади.
Среди индикаторов Стратегии, отражающих эффективность цели «Увеличение произведенной добавленной стоимости», присутствует внесение минеральных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ (д.в.) на 1 гектар посева в сельскохозяйственных организациях. В 2024 году — 86,3 кг/га (целевой вариант), 76,9 кг/га (базовый вариант); в 2030 году — 115,6 кг/га (целевой вариант), 81,7 кг/га (базовый вариант).
Следует напомнить, что в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (т.н. «Стратегия-2020») среди основных целей государственной аграрной политики были заявлены повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия и развития мелиорации. Внесение минеральных удобрений в действующих веществах (д.в.) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур должно возрасти с 33 кг в 2007 году до 50 кг в 2011 и до 130–150 кг в 2020 году (раздел 8).
Результаты проведенного нами анализа реальной ситуации показало, что ведомства учитывают лишь удобренные площади, их доля в 2007 году составляла 39% от общей площади посевов. С 2000 по 2021 годы этот показатель постепенно увеличивался с 27 до 68% (в 1986–1990 годах. составлял в среднем 70%). Поэтому приводимые, полученные по некорректной методике данные всегда существенно завышены. Мы использовали корректный подход, учитывая общую площадь посевов и объемы вносимых минеральных удобрений. Несмотря на сокращение площадей посева, уровень внесения минеральных удобрений со 110 кг д.в/га снизился в три раза. Эта цель государственной аграрной политики так и не была выполнена.
План мероприятий («дорожная карта») по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2018 № 532-р. В нем указано, что «производство минеральных удобрений — ключевая подотрасль химической промышленности, занимающая одно из лидирующих мест в неуглеводородном несырьевом экспорте. Основная часть производимых минеральных удобрений поставляется на экспорт ввиду ограниченных объемов потребления на внутреннем рынке (71% — экспортные поставки, 29% — внутренний рынок, в том числе как сырье для производства сложных удобрений). Даже в условиях двукратного роста с 2016 к 2025 году (на 7% в год) объемов внесения в почву минеральных удобрений российскими агропроизводителями их совокупная потребность не превысит 4-5 млн т д.в. и обеспечит не более 40% загрузки существующих мощностей. Подобная оценка объемов потребления и емкости внутреннего рынка дается в рамках «оптимистичного» сценария развития промышленности минеральных удобрений.
Доля реального использования агрохимикатов в земледелии страны от объемов их внутреннего производства на протяжении многих десятков лет колебалась в районе 9-13%.
Средний объем применения минеральных удобрений (д.в.) в год за пятилетний период, рассчитан нами. За 2001-2005 годы — 1,4 млн т; 2006-2010 — 1,8 млн т; 2011-2015 — 1,9 млн т; 2016-2020 — 2,6 млн т, а в 2021 – 3,3 млн или 41,0 кг д.в./га посева. (В 1986-1990 годах вносилось по 110,2 кг д.в. /га посевов, в 1991-1995 – 48,2 кг д.в./га, затем до 2020 года от 15,2 до 32,2 кг д.в., соответственно). В соотношении вносимых N, P2O5, K2O (д.в.) превалирует азот — 1,0:0,4:0,27, что далеко от оптимального и научно обоснованного, учитывая агрохимические параметры пахотных почв России: 1,0:0,6:0,4.
С 1991 года по 2021 год суммарный некомпенсируемый вынос с урожаями основных элементов минерального питания растений (отрицательный баланс) азота, фосфора и калия в пересчете на действующее вещество (д.в.) составил 150 млн т. С учетом нормативов показателя окупаемости 1 кг д.в. минеральных удобрений прибавкой урожая сельскохозяйственных культур этого количества хватит, чтобы получить 1,1-1,2 млрд т зерна с учетом побочной продукции. На пашнях расходовались и расходуются сейчас накопленные ранее ресурсы плодородия почв, они определяют и лимитируют текущую и возможную будущую продуктивность и устойчивость земледелия.
Плодородие — свойство почв. Для сельского хозяйства должна производиться классификация и группировка почв, а не земель. Нужны принципиально новые методологические основы и наборы методик исследования, основанные на получении, накоплении, проверке и алгоритмах использования массивов цифровых геопространственных данных о состоянии почвенного покрова. Подведомственная Минсельхозу РФ, Государственная агрохимическая служба могла бы стать почвенно-агрохимической.
Неоднородность почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик обуславливают основную цель землеустройства для осуществления агропроизводства — определение комплекса мероприятий по изучению состояния почв, планированию и организации рационального их использования и охраны. Контурно-мелиоративная организация территории и внутрихозяйственное землеустройство позволяет эффективно и бережно осваивать имеющиеся природные ресурсы (почву, влагу и др.).
Экспорт продукции АПК субсидирует и поддерживает государство. Его можно рассматривать как вывоз за границу основы плодородия почв — миллионов тонн макро- и микроэлементов минерального питания растений, включая стратегический и дефицитный во всем мире фосфор.
До настоящего времени экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, достижение показателей продовольственной безопасности происходят за счет не восполняемых расходов резервов плодородия почв: «природно-ресурсного кредита», объем которого ежегодно только растет. С середины 1990-х годов в пахотных почвах РФ наблюдается отрицательный баланс гумуса и основных элементов минерального питания сельскохозяйственных культур, что необходимо учитывать при оценке потребности в удобрениях и мелиорантах в рамках эффективных почвосберегающих агротехнологий при реализации целей и задач Стратегии.
Профессор факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомяков
Комментарии читателей (0):