Сообщение о теракте в центре Стамбула, в результате которого погибли несколько человек и десятки получили ранения, застали президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана чуть ли не в самолете на пути в Бали на саммит G20.
Он со ссылкой на предварительные данные, собранные с камер видеонаблюдения, и переданную ему губернатором Стамбула информацию, квалифицировал эту акцию как теракт. Затем последовали доклады МВД и министерства юстиции, появились дополнительные подробности. Бомбу взорвала женщина, которую удалось задержать. Были задержаны и другие лица, около 20 человек, которые стали давать показания. По сведениям турецкого телеканала A Haber, теракт в Стамбуле «стал первым столь масштабным в стране за последние шесть лет». Выяснилось, что исполнительница теракта была связана с «Отрядами народной самообороны» сирийских курдов, штаб которых расположен на подконтрольной американцам территории на северо-востоке Сирии – Кобани. Она призналась, чтобы была заслана в Турцию окольными путями через сирийский Африн. Турецкие спецслужбы задержали также боевика, который должен был ликвидировать подрывницу. Так был обозначен курдский след.
Но в Турции нечто подобное бывало и раньше. Только на сей раз Анкара решила политизировать ситуацию, указывая на то, что за преступлением стоит поддерживаемая США и объявленная террористической в Турции Рабочая партия Курдистана. МВД Турции напрямую обвинило Вашингтон в координации теракта и отказался принимать соболезнования от американского посольства. Обозначено также интригующее совпадение обстоятельств, ведь Эрдоган ведет игру на курдском направлении, торгуясь по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО. Он пытается перехватить инициативу, требуя от США отступные за «сохранение единства НАТО». Речь идет о заблокированных поставках американских самолетов, о новых операциях в Сирии, прекращение давления со стороны Вашингтона на Турцию за отношения с Россией, обход санкций, введенных Западом из-за кризиса на территории б.советской Украины.
Но есть и иные моменты. В самолете по возвращению из Узбекистана Эрдоган ни с того, ни с сего заговорил со своим пулом журналистов о том, что президент США Джо Байден укрывает в Пенсильвании террориста из запрещенного в его стране организации FETÖ, исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Чуть ранее глава турецкой Партии националистического движения Девлет Бахчели, входящий в альянс с Эрдоганом, выступая в парламенте, говорил, что «США находятся в состоянии хаоса, в связи с чем будут оказывать негативное влияние на другие государства», имея в виду, конечно, прежде всего, Турцию. Это наводит на мысль, что Национальная разведывательная организация располагали определенной информацией о грядущих потрясениях. Не случайно турецкие эксперты усматривают в теракте в Стамбуле «желание наказать Турцию за решение о создании газового хаба для российского топлива».
Эрдогану дают понять, что ему следует занять более жесткую прозападную позицию. В противном случае в стране может начаться процесс политической дестабилизации. Видимо, не случайно и то, что теракт состоялся на улице Истикляль в стамбульском районе Бейоглу, на которой находится российское консульство. Есть еще один момент. Не исключено, что определенные силы пытались сорвать визит Эрдогана в Бали на саммит G20. Сейчас турецкий президент популярен, он сыграл заметную роль в обеспечении мировых поставок зерна во время кризиса в б. советской Украине, продемонстрировал искусство балансировать между Москвой, Киевом и партнерами из НАТО. Поэтому Эрдоган в Бали ведет себя уверенно, не делает секрета из своих доверительных отношений с лидером России Владимиром Путиным, выставляя их как зеркало перед Байденом и другими западными партнерами.
Раньше на таких саммитах его только критиковали за внутреннюю и внешнюю политику, которую некоторые члены «двадцатки» называли «чрезмерно репрессивной или разрушительной». Теперь Эрдоган превратился в лидера страны, роль которой возрастает от б. советской Украины до Сирии и Ливии. Но в большой политике за все приходится платить и всегда быть готовым к острой политической борьбе и уметь наносить ответные удары. Скоро мы о них услышим.
Комментарии читателей (0):