Ценовое агентство Argus выпустило обзор под названием «Правительство назначило ответственного за Севморпуть». Приведенные в нем данные позволяют почти точно (часть данных все же не раскрывается) подсчитать стоимость транспортировки нефти по СМП. Именно этот маршрут, по планам «Роснефти», должен стать основным для отгрузки на экспорт нефти проекта «Восток Ойл». Институт развития технологий ТЭК решил сравнить эту стоимость с затратами на транспортировку по трубопроводной системе.
Поскольку к концу текущего года морские поставки российской нефти в Европу будут запрещены, для сравнения, как более актуальная, была выбрана стоимость поставок в Китай танкерами Aframax (валовая вместимость 40-100 тыс. гросс-регистровых тонн). Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2021 года №1309/21 «Об установлении тарифов на услуги ПАО «Транснефть» стоимость доставки тонны нефти по нефтепроводу Востояная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в Китай составляет 2968,71 рубля без НДС. Для отгрузки нефти входящего в «Восток Ойл» Пайяхского месторождения, которое должно стать опорным для проекта, также потребуется задействовать магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе, тариф на прокачку по которому установлен в размере 481,52 рубля за тонну без НДС.
Если нефть вывозится морем через порт Козьмино, то к полученному значению следует прибавить стоимость фрахта танкера. По данным Argus на начало октября на маршруте Козьмино – Шанхай она составляет $2,02 за баррель, что при коэффициенте перевода 7,39 дает $14,93 за тонну. Продолжительность маршрута – около 3,5 дней.
Таким образом, по текущему курсу 62,35 рубля за доллар транспортировка 1 т нефти по нефтепроводу ВСТО в Шанхай через Козьмино обойдется в
(2968,71+481,23)х1,2/62,35+$14,93=$81,33 за 1 тонну
Транспортировка нефти до границы с Китаем по отводу Сковородино – Мохэ обойдется, соответственно, в
$81,33-$14,93=$66,4 за 1 тонну
При транспортировке нефти по Северному морскому пути значительную часть стоимости составляет плата за ледокольное сопровождение, которая зависит от валовой вместимости судна, его ледового класса и количества зон навигации. Теоретически в летне-осенний период (с 1 июля по 30 ноября) танкеры могут обходиться без услуг ледокола. Однако для танкера без ледового класса это доступно только при чистой воде, что в условиях Арктической зоны практически невыполнимо. Танкер класса Ice 3 может идти самостоятельно при легком типе ледовых условий, однако на практике в этом случае невозможно достижение коммерческой скорости 12 узлов.
Порт «Бухта Север», через который «Роснефть» планирует отгружать нефть, строится во второй из семи тарифных зон, на которые разбит СМП. Таким образом для поставки нефти в Китай потребуется навигация в пределах шести зон. Для взятого нами в качестве модельного судна Aframax валовой вместимостью 62 тыс. GT тариф на услуги ледокола в летне-осенний период навигации составляет в зависимости от ледового класса от 536,21 до 893,68 рублей за GT. Для танкеров ледового класса Arc 4-9 тариф ниже, но суда такого класса и вместимости на рынке в настоящий момент отсутствуют.
Таким образом, ледокольное сопровождение танкера без ледового класса обойдется в 55,4 млн рублей, для танкера класса Ice 3 это будет 33,25 млн рублей. При условии заключения долговременного контракта ставки могут быть ниже, однако в настоящий момент размер потенциального дисконта оценить не представляется возможным.
Также, в силу отсутствия рынка, нет сложившейся тарифной сетки на фрахт танкеров по данному маршруту. Можно предположить, что он будет не меньше, чем на маршруте Козьмино – Шанхай, а скорее всего, с учетом требований к ледовому классу и тяжелых условий навигации, больше. Кроме того, на увеличение стоимости фрахта может повлиять сложившийся на рынке дефицит танкеров ледового класса.
Тем не менее, в целях настоящего расчета мы исходим из тарифа, сложившегося на маршруте Козьмино – Шанхай, то есть $2,02 за баррель за 3,5 дня. Исходя из имеющегося опыта перевозки СПГ из порта Сабетта в китайский порт Цзянсы, продолжительность маршрута составит 21 день, то есть в 6 раз дольше. Таким образом, стоимость транспортировки 1 т нефти из порта «Бухта Север» танкером ледового класса Ice 3 в северокитайские порты составит
33250000/100000/62,35+$14,93х6=$94,91
К этой цифре нужно прибавить затраты на транспортировки нефти по трубе «Пайяха – Бухта Север» протяженностью 413 км. В трубопроводном транспорте отсутствует линейная зависимость стоимости прокачки от длины маршрута, однако при сравнимых протяженности и условиях эксплуатации можно предположить, что удельные затраты составят не меньше, чем по маршруту Заполярье – Пурпе, то есть порядка 1 рубля за 1 км трубы (без НДС). Таким образом, конечная цифра на доставку нефти по СМП из «Бухты Север» в Китай оценивается нами в
$94,92+(413/62,35)x1,2=$102,66 за 1 тонну
Напомним, что приведенные расчеты верны для танкера ледового класса Ice 3, для танкера без ледового класса цена будет еще выше
55400000/100000/62,35+$14,93x6+(413/62,35)=$105,1 за тонну
Учитывая сложившийся на рынке дефицит танкеров ледового класса, можно ожидать, что значительная часть судов, задействованных в подобных перевозках, таким классом обладать не будет. Анонсированная программа «Роснефти» по строительству 10 танкеров ледового класса для обслуживания поставок из «Бухты Север» забуксовала из-за антироссийских санкций. С 2017 года в строй удалось ввести только два судна. С такими темпами обеспечить маршрут транспортом к анонсированному 2024 году не представляется возможным.
Комментарии читателей (0):