Не только в России, но и в Грузии многим непонятна внешняя политика грузинского правительства, которая неразрывно связана с политикой внутренней, в частности – с экономикой. Кто, какие страны является союзниками Грузии? Почему деструктивная оппозиция не ограничена в правах, которая практически, является иностранным агентом? От каких стран зависит грузинская экономика, а значит, на кого должна ориентироваться экономическая политика? Однозначный ответ граждане Грузии не получили ни на один из этих вопросов, поэтому теряются в догадках.
К примеру, с одной стороны, четыре депутата парламента, покинувшие ряды большинства, обвинили посла и посольство США в тягчайших преступлениях – достаточно назвать попытку госпереворота и фальсификацию подсчёта голосов с целью смены власти в Грузии, а также попытку втянуть Грузию в войну с Россией – открыть «второй грузинский фронт» наряду с первым – «Украинским». В то же время, Грузия – в числе 50-ти государств – членов ООН – подписантов антироссийского заявления, а также готовится в шестой раз принять у себя многонациональные учения НАТО «Достойный партнер». Весь летний сезон Грузия принимала российских визитёров и туристов, некоторые из которых зарегистрировали здесь свой бизнес, но недавно грузинские пограничники перестали впускать в Грузию из Турции граждан России - жителей Северо-Кавказского федерального округа, а также жителей Республики Крым, граждан ДНР и ЛНР, имеющих российское гражданство. На этом фоне показательно заявление председателя грузинского Национального агентства вина о необходимости сокращения до 40% в ближайшие пять лет доли России в экспорте грузинского вина, которая сейчас составляет почти 60%, якобы чтобы увеличить поставки в США, Великобританию и Германию.
Граждане задаются вопросом: раз после всех разоблачений, ни одно из которых не смогла обоснованно опровергнуть посол США, Вашингтон её не отозвал, как предусматривает дипломатическая практика и за куда более незначительные провалы, разве это не свидетельствует о недоброжелательной политике к Грузии со стороны американского «сюзерена», а вовсе не друга-партнёра?
Граждане удивлены – несмотря на факт, что Грузия оказала беспрецедентную помощь украинцам, которых уже принимают в грузинские ВУЗы без национальных экзаменов, Украина осталась к Грузии недружелюбной страной, которая столько лет не только укрывала, но и демонстративно назначала на высокие госдолжности объявленного в розыск грузинской прокуратурой Саакашвили. Украина по сей день не вернула в Грузию отозванного посла, что является демонстрацией недоверия Киева к Тбилиси и причиной неполноценных дипломатических отношений.
Зачем тогда грузинского правительство не придерживается строго определённого курса в отношении США, Украины и Евросоюза, которые через Венецианскую комиссию вмешиваются не только в судебную систему, но и в законотворческую деятельность грузинского парламента, бракуя один законопроект за другим, как произошло на прошлой неделе с законопроектом о «прослушке»? Почему власть от правящей в Грузии партии «Грузинская мечта», убедившись в сотый раз, что коллективный Запад и Украина поддерживают в Грузии радикальную оппозицию, её лидера – арестанта Саакашвили и неправительственный сектор, не выработает, как Азербайджан, долговременную политику по отношению к внешним «друзьям» и находящимися с ними в «интимной связи» внутренними врагами (граница между радикальной оппозицией, зарубежными фондами, НПО и так называемым «гражданским сектором» стёрлась давно!), которые получают неограниченную политическую и финансовую поддержку Запада?
Попытаюсь ответить на этот вопрос. Да, у Грузии сегодня нет и не может быть долговременной политики, грузинское правительство действует ситуационно в связи с нестабильной обстановкой в мире и в регионе. Россия тоже не может завершить спецоперацию на Украине в один день, потому что «некоторые страны Запада», как на прошлой неделе признался министр иностранных дел Турции, заинтересованы в продолжении войны. Добавлю к заявлению Чавушоглу, что стабильность на Южном Кавказе и Чёрном море тоже не входит в планы тех же самых «некоторых стран Запада». Грузия вынужденно присоединяется ко всем заявлениям в поддержку территориальной целостности Украины, потому что у неё самой нарушен суверенитет и территориальная целостность. Западная пропаганда, а также срочно созданные форматы «Ассоциированного трио» и «Крымской платформы» (Украина-Молдова-Грузия) специально «привязали» друг к другу Крым, Донбасс, Абхазию и Южную Осетию, несмотря на несопоставимость этих проблем, и несмотря на то, что грузинское правительство сегодня практически самоустранилось от работы в этих форматах («свадебный» президент-резидент Зурабишвили – не в счёт), пропаганда цели достигла. А те, кто спекулирует недавним заявлением председателя комитета Госдумы РФ по СНГ Константина Затулина о целесообразности вхождении Абхазии в союзное государство с Россией и Белоруссией, должны задать себе вопрос – а что мешало России все эти годы, если бы она захотела присоединить к себе Абхазию и Южную Осетию, где находятся её военные базы? Вопрос приобретения недвижимости в Абхазии и, в меньшей мере, в ЮО этим не решается, потому что натыкается на сопротивление местных общественно-политических элит.
Грузия, грузинская власть пока не имеет сил противостоять западному диктату больше того, чем сегодня, да и это – беспрецедентное геройство! Да, Запад поспешил перейти к неприкрытым угрозам и гегемонии, чем спровоцировал протест грузин, долго находящихся в «летаргическом сне», но США и ЕС по-прежнему имеют огромный ресурс создать Грузии всевозможные проблемы. Что вовсе не трудно, к примеру: туристический сезон подходит к концу, туристы, в первую очередь российские, которые разменивали массу инвалюты на национальную, уедут домой, а значит лари в таком объёме опять станет невостребованным и доллар вернёт свои пошатнувшиеся позиции. Доллар, впервые в истории «опустивший» евро на один с ним уровень и сам «упавший» с 3,30 до 2,70 лари, опять начал «подниматься» и уже достиг отметки 2,85. На фоне так и не подешевевшего бензина – более 4 лари за литр – и продуктов питания, это вызовет недовольство населения, чем попытается воспользоваться посольство США, направив это недовольство в «нужное русло», то есть – на улицу.
Какую долгосрочную политику должно выработать грузинское правительство, глядя на Казахстан, с которым начинает новые проекты – по транспортному и нефтяному транзиту? Казахстан, который недавно избежал спровоцированной Западом гражданской войны лишь благодаря военному вмешательству России, но потом резко изменил свою политику и не признал Крым? А ещё Грузия наблюдает ежедневные крутые «виражи» президента Турции, которые дают возможность Западу подпитывать антироссийские силы и настроения в Армении – недовольных сложившейся ситуацией в Карабахе и сеющих недовольство среди населения с целью переиграть итоги 30-летней войны – мол, «пока Эрдоган сам не вошёл в Ереван!». А тут ещё тайваньский кризис и Китай – крупный перспективный экономический партнёр Грузии по проекту «Один пояс – один путь».
И конечно же, кроме вышеперечисленного, а также конкретных договоров и соглашений в сфере обороны и безопасности, выработка долгосрочной, ориентированной на национальные интересы, как внешней, так и внутренней политики Грузии невозможна при отсутствии идеологического единства всей правящей команды. Никто безальтернативной евроатлантической интеграции страны ещё не отменял, да и большинство власть имущих в Грузии слишком долго и глубоко было интегрировано в западный проект, чтобы вдруг начать принимать независимые решения.
Арно Хидирбегишвили, главный редактор ГРУЗИНФОРМ
Грузия, Тбилиси
Комментарии читателей (2):