В мире есть страна, которая была построена на нефти, а потом стала тратить миллиарды на развитие возобновляемых источников энергии. Называется она Объединенные Арабские Эмираты. Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) рассказывает, как ОАЭ стремится уменьшить свою зависимость от ископаемых энергоносителей.
К 2030 году ОАЭ планирует удовлетворять 30% своих потребностей в электроэнергии за счет экологически чистой энергии. К 2050 году этот показатель должен вырасти до 50%. Для этого местные власти планируют инвестировать 600 миллиардов дирхамов (163,37 миллиарда долларов) в ВИЭ в течение ближайших 30 лет.
Абу-Даби планирует ввести в строй к 2026 году солнечные фотоэлектрические мощности на 5,6 ГВт, а Дубай хочет обеспечивать 75% своих потребностей в электроэнергии засчет ВИЭ к 2050 году. Также Дубаи построил первую в арабском мире АЭС Барака, которая расположена на побережье Персидского залива в регионе Эд-Дафра в 250 км от Абу-Даби. АЭС был построен по американскому проекту и доработан с учетом современных требований по защищенности и безопасности.
Во многом реализации этих амбициозных планов должны поспособствовать крупнейшие в мире солнечные электростанции. Их можно назвать одними из главных надежд ОАЭ на построение будущего в «зеленых» красках.
Noor Abu Dhabi и Al Dhafra Solar
Noor Abu Dhabi мощностью 1200 МВт - крупнейшая в мире солнечная электростанция. Расположена она на площади в восемь квадратных километров всего в полутора часах езды от Абу-Даби. На объекте установлено более 3 миллионов солнечных панелей.
Электростанция была запущена три года назад, и с тех пор его эффективность поражает. Завод может производить достаточно чистой энергии для обеспечения 90 000 домов и экономит 1 млн тонн выбросов CO2 в год. Это было достигнуто за счет использования последних технологических инноваций. Также были внедрены более 1400 роботизированных систем очистки, которые чистят солнечные панели два раза в день для обеспечения оптимальной производительности.
Noor Abu Dhabi продает произведенную электроэнергию компании Emirates Water and Electricity Company в рамках долгосрочного соглашения.
Но еще более впечатляющим проектом является строящаяся солнечная фотоэлектрическая станция Al Dhafra мощностью 2 ГВт и возможностью обеспечивать 160 000 домов. Расположена она будет примерно в 35 километрах от Абу-Даби.
Проект привлек около 1 миллиарда долларов от группы из семи банков: BNP Paribas, Bank of China, Crédit Agricole, HSBC, MUFG и Sumitomo Mitsui Banking Corp. TAQA будет владеть 40% акций, в то время как Masdar, EDF Renewables и JinkoPower заберут себе по 20% акций.
Почему же проект Al Dhafra привлекает внимание всего мира? Дело в том, что на заводе будет развернута новейшая кристаллическая двухсторонняя солнечная технология, которая будет помогать вырабатывать электроэнергию с максимальной эффективностью. Технология позволит заводу вырабатывать больше энергии за счет использования как передней, так и задней стороны панелей.
Ожидается, что проект Al Dhafra Solar PV сократит выбросы CO2 в Абу-Даби более чем на 2,4 миллиона тонн в год. Это эквивалентно удалению с дорог примерно 470 000 автомобилей.
Солнечная электростанция должна быть подключена к сети в этом году. Как и Noor Abu Dhabi, Al Dhafra Solar PV заключит контракт с Emirates Water and Electricity Company (EWEC).
Несмотря на то, что речь идет о самых современных технологиях, некоторые проблемы остаются. Например, связанные с эксплуатацией. В ОАЭ пыли и песка хватает, и пока не понятно, как эффективнее справляться с ущербом, которые они наносят панелям. Как результат растут затраты на техническое обслуживание.
Любовь жителей ОАЭ к солнцу на строительстве электростанций не заканчивается. Уже в ноябре в стране должны массово появиться автомобили, работающие на энергии солнца. Парк исследований, технологий и инноваций Шарджи (SRTI Park) заключил соглашение с высокотехнологичной голландской компанией Lightyear, которая разрабатывает первый в мире автомобиль на солнечных батареях Lightyear 0. Этот автомобиль имеет автономный режим длительностью в несколько месяцев прежде чем его необходимо будет подключить к общественному зарядному устройству или розетке. Максимальная скорость составляет 160 километров в час, а разгон с нуля до 100 км/ч занимает 10 секунд.
В свою очередь на дорогах ОАЭ становится все больше электромобилей. Не так давно шведский бренд электромобилей премиум-класса Polestar в запустил в этой стране седан Polestar 2 и открыл свой первый специализированный розничный магазин. А еще в 2017 году именно в ОАЭ была открыта первая на Ближнем Востоке заправочная станция для автомобилей на водородных топливных элементах (FCV). В общем, как мы видим, ОАЭ стал настоящим «магнитом» для самых продвинутых и технологически развитых компаний мира, в том числе и с «зеленым» уклоном.
Конфликт на Украине также сыграл эмиратам на руку. Европейские страны в поисках альтернативы российским энергоносителям обратили свои взоры в том числе и на ОАЭ. Например, недавно Франция заключила крупную энергетическую сделку с этой страной. Соглашение направлено на развитие инвестиционных проектов в области водородной, возобновляемой и атомной энергетики. Сделка была заключена во время визита руководителя ОАЭ шейха Мохаммеда бен Заида Аль Нахайяна в Париж. В рамках того же визита президент Эммануэль Макрон вручил коллеге высшую награду – орден Почетного легиона.
В общем, мы видим, что ОАЭ очень хочет стать одним их флагманов новой энергетической эры и готовы тратить для достижения этой цели максимум усилий и денег. Вкупе с внезапно открывшимися энергетическими возможности в Европе, кажется, может и получиться.
Михаил Вакилян, институт ИРТТЭК
Комментарии читателей (0):