Кот в мешке
Год назад в подмосковном Жуковском прошел очередной международный авиационно-космический салон, более известный как МАКС–21. Салон проводится раз в два года и призван демонстрировать достижения отечественной авиационной промышленности.
Главной новинкой МАКС–21 стал легкий тактический самолет (ЛТС) Су-75, широко разрекламированный под обозначением на английском языке как Checkmate («Шах и мат»). Автор новинки – компания «Сухой» – пояснила, что легкий однодвигательный истребитель является коммерческим проектом и предназначен главным образом для продаж за рубеж.
Ангажированные с компанией эксперты дополнительно сообщили о предполагаемой цене изделия и его летных характеристиках. Стоимость в районе 25-30 миллионов долларов США. Максимальная бесфорсажная скорость – 1,8 Маха, потолок – 16500 метров, боевая нагрузка – 7400 килограммов, дальность действия – 2800 километров.
Су-75, дескать, благодаря этим преимуществам, будет успешно конкурировать с китайскими самолетами на рынках Азии, Африки и Латинской Америки.
Новинку «Сухого» независимые эксперты восприняли с интересом, хотя и скепсиса в оценках хватало. Собственно, что реально показали на МАКС–21? Макет некого самолета в ангаре с тактико-техническими характеристиками, известными лишь разработчикам. Су-75 на сегодня своего рода кот в мешке!
Любопытна реакция представителей российских ВКС на представленный летательный аппарат. Они отмолчались. Насколько известно, авиаторы не любят однодвигательные самолеты по причине их меньшей безопасности. Воздушное судно с двумя двигателями предпочтительнее.
Позже в публичном пространстве появилась информация, что какое-то количество Су-75 Воздушно-космические силы все-таки закупят. По всей видимости, на военных надавили! Эксперты считают, что если самолет не стоит на вооружении в стране-изготовителе, у него мало шансов выиграть зарубежные тендеры. Конкретный пример – с МиГ-35, который российские ВКС закупили в количестве… аж 6 штук. МиГ-35 в 2010-м проиграл тендер в Индии, уступив «Еврофайтеру» и «Рафалю». Правда, на тот момент это был «сырой», недоработанный прототип по сравнению с нынешней модификацией.
Возможно, что автор, критично оценивая новое изделие «Сухого», ошибается. Дай Бог! В СМИ недавно промелькнули сведения об уникальном «всеракурсном сопле» двигателя демонстрировавшегося макета истребителя и о том, что на следующем салоне он обязательно взлетит, а в серию пойдет в 2027 году.
На пятом «просели»
Россия, как и СССР в прошлом, считается великой авиационной державой. Таковых, к слову, в мире всего четыре. Кроме нас на воздушном олимпе присутствуют Соединенные Штаты и Франция. В XXI веке к троице присоединился Китай, хотя некоторые эксперты к достижениям китайского авиапрома относятся прохладно.
В мировой послевоенной авиации законодателями моды традиционно выступают американцы. В переходе от одного поколения воздушных судов к другому первенство за истребителями.
США в 70-х годах прошлого столетия создали высокотехнологичные машины четвёртого поколения F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon. Боевым самолетам часто дают птичьи наименования, и F-15 с F-16 не исключение. Первого назвали «Орел», а второго – «Боевой сокол».
Мы ответили «партнерам» соответственно тяжелым и легким фронтовыми истребителями Су-27 и МиГ-29. Советские самолеты имели прекрасные тактико-технические характеристики и ни в чем не уступали заокеанским новинкам. Конструкторы заложили в Су-27 и МиГ-29 высокий потенциал для последующей модернизации.
Основной истребитель российских ВКС сегодня – Су-35С, по сути, глубокая модификация Су-27, относимая к поколению 4++. На август 2021 года Су-35С у нас насчитывалось в количестве 124 единиц.
С развалом Советского Союза мы серьезно «просели» в неофициальном соревновании с американцами по части новейших истребителей, имею в виду, конечно же, пятое поколение.
Гордость США – тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor. В переводе с английского название обозначает хищную птицу, стервятника. Истребитель разработан кооперацией американских авиакомпаний Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, как написано в пресс-релизе, «для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха в любых метеоусловиях».
Примерно за десять лет, с конца 90-х прошлого века и к началу второго десятилетия нынешнего, произведено и поставлено на боевое дежурство около двухсот летательных аппаратов. Стоимость одной единицы – 146,2 миллиона долларов США без затрат на НИОКР!
Истребитель считался в Америке настолько секретным, что его запрещалось продавать ближайшим союзникам. В 2020 году сделали исключение. США одобрили продажу 50 F-22 Израилю на общую сумму 10,4 миллиарда долларов.
Довольно широкое распространение за рубежом получила упрощенная версия F-22 в виде легкого истребителя F-35 Lightning II («Молния II»). Основной автор самолета – корпорация Lockheed Martin. F-35 представляет собой малозаметный многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения в трех вариантах. F-35A стоимостью 83,4 миллиона долларов выполняет функции наземного истребителя и стоит на вооружении ВВС США и их союзников.
Модификация F-35B в данном ряду самая дорогая – 108,1 миллиона долларов. Его преимущество в коротком взлете и вертикальной посадке. Предназначение – огневая поддержка Корпуса морской пехоты. F-35C (93,3 миллиона) является палубным истребителем. Взлет осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца – с использованием аэрофинишера.
Мировой новостной портал Business Insider определил F-35 Lightning II как «одно из самых мощных вооружений стран НАТО». И это утверждение, полагаю, справедливо.
На сегодня «Молний II» у США и их союзников насчитывается в количестве 820 экземпляров. Плюс 200–250 F-22. В сумме коллективный Запад располагает армадой в 1000 самолетов пятого поколения!
Китайский пример
Наши восточные соседи и партнеры из Китая также с конца 90-х годов работали над программой создания истребителя пятого поколения. Достижения Поднебесной впечатляют.
Chengdu j-20 – детище корпорации Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая Chengdu Aerospace Corporation. Первый полет совершил в январе 2011 года, а в марте 2017-го уже поступил на вооружение НОАК. «Могучий lракон» – так переводится его название – считается третьим в мире действующим истребителем-невидимкой пятого поколения после F-22 и F-35.
У нас существует предубеждение, что китайцы системно копируют высокие технологии и потому, мол, их изделия значительно уступают оригиналу. Отчасти так. Поднебесная, действительно, не чурается копирования того, чего у нее нет, но делает это талантливо. Главное – в другом.
Китайцы не только копируют чужое, но и вкладывают огромные средства в параллельную разработку собственных технологий. Конкретный пример с двигателем того же Chengdu j-20. Поначалу на нем стоял российский АЛ-31ФМ2, затем начали испытывать на самолетах-невидимках некий свой «промежуточный вариант». Мудрое решение привело к нужному результату.
В марте текущего года китайские СМИ сообщили, что новейший авиационный двигатель Xian WS-15 успешно прошел испытания и начал устанавливаться на «Могучего дракона».
Истребитель Chengdu j-20 производится в двух вариантах – как одноместный, так и двухместный. Это не только фронтовая машина для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземной инфраструктуре, но и дальний перехватчик. Зарубежные военные аналитики утверждают, что по малозаметности «китаец» сопоставим с F-22 и F-35.
Пекин располагает еще одним истребителем пятого поколения. Официально называется Shenyang FC-31, разработанный компанией Shenyang Aircraft Corporation. Более известен как j-31, официальное прозвище «Кречет». Тот самый самолет, с которым на рынке развивающихся стран собрался конкурировать наш гипотетический Су-75.
Специалисты называют j-31 аналогом американского F-35, хотя по внешнему дизайну он более похож на F-22. Российский двигатель РД-93 планируют заменить на отечественный WS-13E с тягой 100 кН. Предусматривается несколько модификаций летательного аппарата, в том числе в качестве палубного истребителя-бомбардировщика, поскольку в Китае разворачивается масштабное строительство авианосцев.
Программы строительства самолета пятого поколения в Японии и Южной Корее эксперты оценили как провальные. Названные страны активно закупают американскую технику.
А что у нас? Есть ли чем гордиться в этой стратегической сфере нам, россиянам?
29 января 2010 года свой первый полет совершил перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), позднее получивший обозначение Су-57. Американцы дали ему прозвище Felon, то есть «Преступник». Разработчик – компания «Сухой» – позиционирует его как «малозаметный многоцелевой истребитель пятого поколения». Русский аналог в большей степени F-22 и в меньшей F-35.
Заключен контракт на поставку 76 самолетов, которыми в конце текущего десятилетия должны укомплектовать три полка ВКС. На май 2022 года произведено десять машин для испытательной эскадрильи и шесть серийных экземпляров поставлено в войска. Самолет прошел боевое крещение в Сирии и на Украине. Заключение российских официальных лиц: «Успешно».
Серьезным ударом по программе создания российского истребителя пятого поколения стал выход Индии из совместного проекта FGFA. Наши индийские «друзья» заявили, что Су-57 не отвечает технологически обозначенным параметрам скрытности, а также его боевая авионика, радары и датчики российского производства не соответствуют стандартам самолета пятого поколения.
Военный аналитик Майкл Кофман в популярном на Западе издании Business Insider тоже засомневался в малозаметности Су-57. Прозвучали и диаметрально противоположные оценки. Марк Эпископос в The National Interest обратил внимание на уникальные особенности нового русского истребителя. По мнению специалиста, Су-57 значительно превосходит F-35 по аэродинамике, имея скорость до 2 Махов без использования форсажа и дальность полета 3500 километров.
С чем можно однозначно согласиться из критики проекта – с задержкой его реализации. Несмотря на бравурные заявления высоких чинов из ВКС, проект постоянно сдвигался вправо. Первый раз обещали запустить Су-57 в серийное производство в 2016 году, потом, в 2018-м. В итоге запустили лишь в 2020-м, и то мизерной серией.
Из-за выхода Индии из проекта случилось его недофинансирование. Другая проблема – отсутствие нового двигателя. Су-57 пока летает на АЛ-41Ф1 – турбореактивном двухконтурном с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Очень близкая модификация у Су-35С.
Новый двигатель под зашифрованным индексом «Изделие 30» создается в компании «Сатурн». Огневые испытания устройства должны завершиться в декабре этого года. Хочется надеяться, что в 2023 году Су-57, наконец-то, получит «родной двигатель»! По информации из «Сатурна», двигатель является полностью новым, а не модернизацией. Представители компании заявляют, что «в нем внедрено много новшеств, которые в отдельных случаях не имеют и близкого аналога в мире».
Скорее всего, российский самолет-невидимка уступает американским в плане стелс-покрытий. ЭПР (эффективная площадь рассеяния) Су-57 не указана в открытых тактико-технических характеристиках. У F-22 этот показатель колеблется от 0,0001 до 0,3 метра в квадрате. В упрощенном понимании, американские летательные аппараты напичканы электроникой и стелс-материалами.
Российские истребители традиционно отличаются сверхманевренностью и мощным вооружением. Приятная новость, буквально, на днях. Запланированные на 2022–2023 годы испытания гиперзвуковых ракет для Су-57 уплотнены в связи с напряженной политической обстановкой. Испытания завершатся уже в этом году. Су-57 сможет нести оперативно–тактические гиперзвуковые комплексы «Гремлин» и «Личинка».
Самое главное, нарастить объемы производства. В СМИ писали, что из-за нехватки кадров и производственных площадей авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре не справляется с заданием. Почему бы не передать производство Су-57 еще на одно предприятие?
Авиационные заводы в России по сравнению с советским временем загружены заказами на половину, а то и треть мощностей. Российским Воздушно-космическим силам маловато 76 новейших истребителей, раз уж мы вступили в открытое противоборство с Западом. Я отнюдь не призываю к соревнованию в производстве самолетов-невидимок со странами НАТО. При таком подходе, простите, можно и без штанов остаться!
Самолеты пятого поколения чрезвычайно сложные и дорогие изделия. Ратую за асимметричность, но для страны с имперскими амбициями оптимальное количество Су-57, думаю, должно исчисляться в 200-300 экземпляров. И при большом желании деньги в России можно найти!
В плане развития авиации надо брать пример с китайцев. Если бы четверть века назад кто-то из военных экспертов спрогнозировал, что Китай будет великой авиационной державой, его подняли бы на смех. Ныне аналитики на полном серьезе говорят, что лет через десять китайские военно-воздушные силы сравняются с американскими по числу новейших самолетов. Как писал выше, первый полет Chengdu j-20 совершил на год позже нашего Су-57, а сейчас, по некоторым оценкам, «Могучих драконов» насчитывается 150 штук. Да-а, до ума до конца не доведенные, с не новыми двигателями, но их полторы сотни, а не 10-15, как у нас!
За спиной шестое
Научно-технический прогресс не стоит на месте. Мы в России еще путем не освоили пятое поколение авиационной техники, а в спину дышит шестое. Лидируют, разумеется, американцы, у которых в прошлом году появился первый летный прототип. В рамках программы NGAD (Next Generation Air Dominance) отрабатываются основные технологии перспективного истребителя шестого поколения.
Предварительное название летательного аппарата FX. Это версия для ВВС, а ВМС предназначен вариант F/A-XX. Американский суперистребитель будет обладать гиперзвуковой скоростью – шесть тысяч километров в час, может непрерывно находиться в воздухе до 50 часов. В качестве оружия предусматривается использование лазерных и электромагнитных установок. Для преодоления систем противовоздушной и противоракетной обороны создадут специальное устройство по заражению радиолокационных станций вирусами.
Программа NGAD задействовала обе основные американские компании авиакосмического двигателестроения: General Electric и Pratt & Whitney. Первая работает над двигателем XA 100, а вторая – XA 101.
Самое удивительное в том, что первый летный образец полностью спроектирован посредством компьютерного моделирования. Обычно принципиально новый самолет создается в течении 10-15 лет. Продемонстрированный американцами революционный метод позволяет убыстрить процесс раза в два. На рубеже 20-х и 30-х годов FX планируется принять на вооружение. Вся остальная информация по программе NGAD глубоко засекречена.
Объединенная Европа работает над своим многоцелевым истребителем шестого поколения. Программа Team Tempest включает компании из Франции, Великобритании, Германии, Италии и Швеции. Появление первого прототипа намечается к 2035 году.
У нас также ведутся работы аналогичного характера, что недавно в эфире телеканала «Звезда» подтвердил авторитетный военный эксперт Алексей Леонков. О том, что в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) задумываются над проектом российского истребителя шестого поколения заявил в июне 2016 года Владимир Михайлов – директор программ военной авиации.
В СМИ появилась информация о радиофотонных РЛС, специально созданных для самолетов данного типа. И это обнадеживает. К числу характеристик будущего суперистребителя, кроме наличия гиперзвуковой скорости и новых видов оружия, относятся: сверхманевренность, многофункциональность, широкое применение стелс-технологий и композитных материалов, опция искусственного интеллекта.
О реорганизации отрасли
Российский авиапром сконцентрирован в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая в свою очередь входит в «Ростех». Странный организационный каркас: корпорация-мама и корпорация-дочка. Главой корпорации является господин Слюсарь, в прошлом «эффективный менеджер» в области вертолетостроения. Обязанности председателя совета директоров ОАК исполняет бывший министр обороны Анатолий Сердюков, печально известный реформированием Вооруженных сил и военной авиации в частности.
При Сердюкове и президенте Медведеве, как верховном главнокомандующем Вооруженными силами, значительно сократилась сеть военных аэродромов и была уничтожена Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского под благовидным предлогом «оптимизации расходов». Вместо шести воздушных армий осталось четыре, полки и дивизии по штатовскому образцу реорганизовывались в авиационные базы.
После прихода к руководству Минобороны Шойгу военные аэродромы начали восстанавливать, а вместо авиабаз воссоздавать полки и дивизии.
В феврале 2021 года совет директоров и президент корпорации Юрий Слюсарь «втихаря» выпустили скандальное постановление о переводе авиационных конструкторских бюро на промышленные площадки, то есть московских конструкторов и инженеров хотели переселить на периферию. Загнать в провинцию! В СМИ и интернете поднялся такой шум, что, по всей видимости, власти заставили менеджеров поубавить реформаторский пыл и отказаться от сумасбродной идеи. Неизвестно: окончательно или на время?
Предложил бы реорганизовать авиастроительную корпорацию следующим образом. ОАК вывести из состава «Ростеха» и преобразовать в Российскую государственную самолетостроительную корпорацию «Росавиа» с дислокацией в Жуковском. В этом городе, как известно, должен появиться Национальный центр авиастроения, который никак не достроят!
В Национальном центре собрать ряд КБ и НИИ авиационной тематики, кроме «Сухого» и «МиГа». Эти компании располагают полностью автономной научно-производственной базой, и их лучше не трогать. Не секрет, что в советское время «Сухой» и «МиГ» конкурировали друг с другом, хотя их старались разводить по типажу боевых самолетов. Первый разрабатывал тяжелые фронтовые истребители, штурмовики, бомбардировщики. Второй занимался дальними перехватчиками и легкими фронтовыми истребителями. Тем не менее, по каким-то направлениям КБ сталкивались. Специалисты считают внутреннюю конкуренцию «Сухого» и «МиГа» одним из факторов, способствовавших появлению у СССР самолетов, не уступавших, а то и дававших фору западным моделям.
Сейчас в мировом авиастроении отчетливо просматривается тенденция концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов для разработки перспективных типов самолетов. Одной компании и даже технологически развитой целой стране не под силу создавать необычайно наукоемкие и дорогостоящие продукты. Наличие в России двух «истребительных» КБ, видимо, нецелесообразно. Разговоры о предстоящем слиянии «Сухого» и «МиГа» ведутся около десятка лет.
Главное, чтоб потенциальное объединение не порушило сложившийся за много десятилетий научно-производственный цикл работы компаний, а прошло в «мягкой», тщательно продуманной форме. А то придется в очередной раз вспоминать Черномырдина и его бессмертную фразу.
Профинансировать корпорацию под брендом «Росавиа» могли бы отечественные олигархи. Они, конечно, поиздержались из-за санкций коллективного Запада, введенных в связи со специальной военной операцией на Украине. По подсчетам агентства Bloomberg, на сумму около 40 миллиардов «зеленых». Но по-любому капитала у них достаточно. Почему бы и не помочь Родине в трудный час?!
Национальный авиационный банк (НАБ), созданный на средства «олигархов-патриотов», позволил бы нам, русским, строить самые передовые летательные аппараты, и в количестве, бросающем вероятного противника в отрезвляющую дрожь. А «эффективных менеджеров» от авиапрома обязательно поставить под контроль народа, учредив при корпорации представительный общественный совет!
Валерий Капленков, политолог
Комментарии читателей (0):