Президент Путин как-то назвал поиск национальной идеи в России «старинной русской забавой». ВВП, конечно, пошутил, хотя доля истины в его словах есть. Вера в мифическое русское чудо распространяется и на область национальной идеи.
На разных уровнях государственной власти, закрытых политических тусовках и в СМИ звучат разговоры о новой идеологии, которая духовно объединила бы российское общество, подвигнув его на реализацию судьбоносных целей. Государственную идеологию на бытовом уровне часто путают с национальной идеей. Обе парадигмы - близкие, взаимопроникаемые субстанции, но они не идентичны. Экспертное сообщество и у нас в стране, и за рубежом определяет национальную идею как «вневременную проекцию в историческое прошлое». Национальная идея как бы фиксирует «дух нации», некий поистине божественный смысл ее существования. Государственной идеологией эксперты называют «фокус, через который национальная идея преломляется и актуализируется во времени».
К истории вопроса
В середине девятнадцатого века в России министром народного просвещения, графом Уваровым сформулирована первая русская национальная идея: «Православие – Самодержавие – Народность». Емко и точно!
Православие считалось в Российской империи государственной религией. Свободно функционировали и другие конфессии, например, ислам, буддизм, иудаизм. Их никто не запрещал. Но статус официальной религии государствообразующего народа фиксировался в национальной идее. Это было справедливо, отражало реальное положение дел в Российском государстве. Русские, создав государство по имени Россия, действительно, являлись его этнической основой. Они несли воинскую повинность и не имели налоговых послаблений, в отличие от малых народов, проживающих на территории страны. «Иноплеменников» в армию брали лишь в отдельных случаях.
Самодержавие означало централизованное управление государством. Как только централизация власти, ее унитарный характер нарушались, неминуемо начинались парады суверенитетов, сепаратизм и кровавые междоусобицы. Вспомним 1917 год, конец 80-х и начало 90-х прошлого столетия!
К первому лицу в государстве у нас непомерно завышенные требования. В России сильна вера в батюшку-царя, лидера, который чуть ли не святой и почти волшебник. Если судить по прямым линиям общения граждан с президентом, он должен на местах и дороги благоустраивать, и воду с природным газом к домам жителей подводить, и нерадивых чиновников наказывать.
Несмотря на популизм подобных мероприятий, они точно передают настроения людей. Корни такой психологии произрастают из начал нашей государственности, являя собой издержки централизации и одновременно слабость местного самоуправления. И все же плюсы централизации перевешивают ее минусы.
Народность символизировала общинный характер народа. В деревне крестьянская община играла огромную роль вплоть до начала двадцатого века, когда ее разрушили столыпинские реформы. В русском национальном самосознании общенародное дело всегда превалировало над личным, в самых разных, порою даже трагических ракурсах. Вспомним пословицу: «На миру и смерть красна». Русские с необыкновенной легкостью восприняли новую коммунистическую идеологию, провозгласившую не только социальную справедливость, но и приоритет общего над частным. Восприняли, поскольку исторически, нравственно были к тому готовы.
Иногда первой русской идеей называют известную формулу псковского монаха Филофея: «Москва – Третий Рим». По одним сведениям, идеологический скреп появился в конце пятнадцатого века, когда Московия обрела независимость от распавшейся Золотой Орды, а великий князь Иван Третий женился на племяннице последнего византийского императора Софьи Палеолог. Россия стала как бы наследницей погибшей от рук османов православной империи. Имперский тип православной государственности берет-де начало со времен Ивана Третьего, прозванного современниками Великим. По другим сведениям, данный императив осмыслен и изложен позднее, при Василии Третьем. Формула Филофея лишь условно может считаться национальной идеей, поскольку нации-то не было, а имелась не до конца сформировавшаяся великорусская народность. Полноправная национальная идея рождается только у нации, которая, как отмечено выше, образовалась в России где-то к середине девятнадцатого века.
Идейно-духовный скреп «Православие – Самодержавие – Народность» явился фокусом, в котором наслоилась, выстроилась государственная идеология Российской империи. Идеология худо-бедно скреплявшая государственнические устои России до 1917 года.
Синяя птица
В современной России поиском национальной идеи занялись чуть ли не с момента распада Советского Союза. Новому государству и новой политико-экономической системе требовались новые смыслы. На высшем государственном уровне к проблеме подключился даже Ельцин. Сразу после избрания на второй срок, ЕБН сформулировал историческую задачу: найти во чтобы ни стало национальную идею для России.
Со второй половины 1996 года тема в российских СМИ довольно бурно обсуждалась. Дискуссии цепляли и власть имущих, и рядовых россиян. Претендовавшие на роль духовных поводырей общества чего только не предлагали: и некие коммуны, и частный дом с автомобилем в качестве новой русской мечты, и экологию, и какие-то фатасмагорические прожекты в области экономики. Но воз, как говорится, и ныне там. Русская идея ускользает от ее потенциальных авторов, словно синяя птица!
О чем-то жутко высокоумном, но страшно далеком от народа, судачат члены Валдайского и Изборского дискуссионных клубов на ежегодных заседаниях. К маститым политологам присоединяются ученые-правоведы, государственные деятели. Лидер думской фракции от партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов и сенатор от Крыма Ольга Ковитиди не так давно заговорили о необходимости федерального закона, который определил бы понятие «российская нация» и стал бы первым шагом на пути формирования государственной идеологии.
Ельцинская конституция 1993 года в статье 13 категорически запрещает официальную идеологизацию России: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Конституционный барьер, видимо, дополнился тайным бюрократическим страхом: «Граждане, чего доброго, не оценят и идея наша в пустой звук обернется. Опозоримся на склоне лет!».
Бывший десантник и уважаемая сенаторша вкупе с некоторыми российскими академиками надумали ухватить синюю птицу, скорее, не за голову, а за хвост. Отсюда – предложение о «политической нации россиян». Законодательная инициатива и в таком усеченном виде дальнейшего развития не получила. Наверху, очевидно, решили попридержать спорный законопроект.
Имперский славизм
Именно так назвал бы новую государственную идеологию России, а ее ключевую основу заключил бы в скреп: «РУСИНЫ – ИМПЕРИЯ – НАЦИЯ». Алгоритм идеи следующий.
Государствообразующий этнос под именем «русины» создает империю и одновременно становится стержнем общероссийской гражданской нации. Империю не следует воспринимать как некую монархию. Рудименты прошлого в буквальном понимании нам ни к чему. Под новой Русской империей подразумеваю унитарную президентско-парламентскую республику особого, имперского типа. Державу восточных славян и солидарных с ними иных этносов!
Национальной идеи, которая устроила бы всех россиян, не может быть по определению. Россия – многоэтничное и разнородное в социальном плане государство. Пытаться угодить всем – бесперспективное дело. В разноликой стране есть государствообразующий народ – русские. К сожалению, их духовное и организационное единение оставляет желать лучшего. Объединять всех русских, в принципе, и не требуется. Любые революции и социальные потрясения реально осуществляет активное меньшинство, элита этноса. Национальная идея должна захватить в мировоззренческом плане хотя бы некоторую заметную часть элитарных слоев населения. И тогда успех обеспечен. Сравнительно небольшие, но идейно закаленные социальные группы способны контролировать ситуацию практически в любой стране. Не хочу приводить примеры – их предостаточно.
В российской конституции закрепляем понятие о нации. Никаких «россиян» в действительности не существует. Предадим забвению расплывчатый и конформистский термин 90-х. Понятие впервые появилось во времена Петра Великого, но под несколько иным смыслом. И термин, и его реконструктор Ельцин пусть пребывают в политическом нокауте. Всех граждан России официально назвать русскими, как, собственно, нас именуют за границей. После первого шага по цементированию национального единства страны делаем второй, более важный.
Специфика России такова, что без государствообразующего народа либо этноса она попросту развалится. Законодательно утверждаем особый статус ведущего этноса, волей матушки Истории сформировавшегося по крови и духу. Без примордиализма в нашем национальном строительстве не обойтись!
Этнических русских, как государствообразующий народ, четко и недвусмысленно выделяем под именем «русинов». На свежем идеологическом базисе возвращаемся к историческим корням, Древней Руси. Русинами, как известно, называли общих предков русских, украинцев и белорусов.
Русских, а в их лице всю Россию, часто упрекают наши единомышленники на Украине и в Белоруссии, что не можем им предложить ничего стоящего в плане совместного будущего. Одно жевание соплей про общую судьбу, культуру, архаичные истоки – вот, мол, и все… разочарованно говорят нам!
Действуем радикальным образом и объявляем этнических украинцев с белорусами также русинами. Для начала тех, которые являются гражданами России. А дальше – посмотрим!
Пора отказаться от пропахшей нафталином идеологемы, что русские, украинцы, белорусы есть братья по крови и духу. Когда-то, действительно, были, а сейчас уже нет! Нужно отринуть пустопорожние мечтания о союзе «братских государств» – России, Украины и Белоруссии. Стереотипам из советского прошлого нет места в XXI веке. Кто не понял, неизбежно проиграет! Мыслим и действуем в соответствии с новыми реалиями.
В эпоху Российской империи русские делились на три субэтноса: великороссов, малороссов и белороссов. После революции в результате навязанного большевиками искусственного национально-территориального деления и «коренизации», проводившейся исключительно по идеологическим мотивам, малороссов на Украине практически уничтожили. Восторжествовал западный в основе термин «украинцы». Присоединенная в 1939-м к советскому проекту «Украина» Галичина превратилась в генератор идей и настроений нынешней украинской незалежности. В 20-е и 30-е годы минувшего века была создана искусственная нация – белорусы. У последних, конечно, имелись националисты, именовавшиеся змагарами, но насчитывалось их ничтожное количество. Они проживали в ряде районов Брестской и Гродненской областей. Таков исходный ареал белорусской незалежности.
Три десятилетия формальной независимости показали экономическую несостоятельность Украины и Белоруссии, несмотря на доставшийся им в наследство мощный советский задел. Первая напоминает нищенку-побирушку, которой из жалости бросают подачки, а вторая существует за счет российских преференций и крестьянской хитрости батьки Луки. Украинцев и белорусов ждет неминуемая дифференциация, окончательное разделение на восточных и западных. Восточные вместе с этническими русскими образуют новую имперскую нацию, точнее, государствообразующий этнос России – русинов. Россия вновь станет имперской державой, преимущественно, славянской. Таков мой прогноз на ближайшее будущее.
Восточные славяне, как ведущее этническое сообщество, ни в коей мере не ущемят права и свободы других граждан России. На главную политическую силу просто ляжет большая ответственность за судьбу страны. Собственно, так было в Российской империи. В чем это конкретно обозначится ныне?
Статус – не декларация
В конституции России устанавливается положение о государственно-общественных организациях патриотического толка: Славянском и Казачьем фронтах. У этнических русских, восточных славян в целом слабо развита национальная компонента самосознания, о чем уже шла речь и на что указывал еще император Александр III. Подобное положение вещей для государствообразующего этноса неприемлемо.
Будущие русины нуждаются в «славизации» – комплексе мер по развитию национального миропонимания. Славянский фронт как раз и будет этим заниматься. На базе фронта целесообразно образовать детско-юношескую организацию под названием «Сокол». Птичка эта испокон веков являлась славянским символом, тотемом. Юные соколята обретут первородные духовные корни, превратившись в перспективе в идейно убежденных защитников Родины.
Казачьи организации России преобразовать в централизованную структуру под единым управлением. Вместо аморфного «Союза казаков» создать Казачий фронт, состоящий из войск, округов, станиц и хуторов. По аналогии со Славянским фронтом Казачий также идеологизировать. Казачью детско-юношескую организацию назвать «Орел». Соколят органично дополнят орлята. Орел более всего подходит, поскольку казаки традиционно служили Российской империи, почитали ее государственный герб.
В деятельности детско-юношеских организаций должна доминировать военно-спортивная составляющая. В подростковом и юношеском возрасте наблюдается повышенный спрос на романтику, прогрессирует увлеченность силовыми единоборствами. Ребятам надо создать все условия для реализации их интересов. Большая часть молодежи тогда будет «нашей», воспитанной в национально-патриотическом духе. Всяким моргенштернам с кислой миной на лице придется нервно курить в сторонке!
О «докторах-прививочниках»
Для обеспечения надежной безопасности России, как на внешнем, так и внутреннем фронтах изложенных мер явно недостаточно. Требуются отдельные военизированные структуры, которые можно образовать в виде резервных войск. Российские Вооруженные Силы располагают корпусом резервистов численностью два с половиной миллиона человек. Если судить, естественно, по открытым данным. Обычный воинский резерв, предназначенный для пополнения личного состава ВС в случае ведения Россией серьезных военных действий. Корпус резервистов, думается, без существенного ущерба для внешней обороноспособности страны можно сократить до полутора миллионов. Армия все больше и больше профессионализируется, переходя на контрактный принцип комплектования. Надобность в крупном, слабо обученном военным навыкам, людском ресурсе объективно отпадает.
Но резервисты России очень даже пригодятся. Необходимо создать специальные войска на идеологической основе. Нам не нужны обычные военнообязанные запаса – от них толку мало. Есть потребность в военнослужащих, которые будут сражаться не по принуждению и не за деньги, а за идею.
На базе Славянского фронта образуется Русинская имперская фаланга (РИФ) из военнообязанных запаса в возрасте от 20 до 45 лет. Фалангисты периодически проходят военные сборы и усиленную идеологическую подготовку. Казачество формирует точно такой же резервный Казачий особый легион (КОЛ). И РИФ, и КОЛ мыслятся постоянным боевым резервом Войск национальной гвардии, их вторым эшелоном. Численность славянских фалангистов и казаков-легионеров должна составлять по 300 – 400 тысяч бойцов. Внутренняя безопасность России при таком раскладе будет обеспечена, без преувеличения, на 100 процентов.
Для противодействия русофобам всех мастей на постсоветском пространстве у нас имеются Силы специальных операций, прекрасно проявившие себя в Крыму в ходе известных событий. Наступает время использовать ССО более активно и системно. Численность ССО засекречена, но даже непрофессионалам понятно, что для проведения масштабных операций потребуется значительный человеческий ресурс. Вторым эшелоном, а в каких-то случаях и первым, мог бы выступить Российский горный легион (Горлег), сформированный из молодых горцев Северного Кавказа. В отличие от других российских регионов здесь высокая рождаемость и молодежи много. Остра проблема безработицы. Воинственные горцы могли бы послужить России, а не махать кулаками в метро. Джигитам Северного Кавказа следует брать пример с таких авторитетных руководителей региона, как покойный глава Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров и ее нынешний лидер, герой России Рамзан Кадыров. Резервное воинское формирование можно обозначить как Восточный отдельный легион имени Кадыровых (ВОЛК). Второй вариант… вместо Горлега. Оптимальная численность ВОЛКа – 30 тысяч бойцов.
Фаланга и легионы возьмут на себя функцию «докторов-прививочников», а прививать в бывшем СССР есть кого. Зараза в виде русофобии сильно распространилась. Пора этому положить конец. В принципе это не так сложно сделать, как может показаться на первый взгляд. Стоит только захотеть, сильно захотеть, и перед нами задрожит весь русофобский мир! Мы мирные люди, но наш бронепоезд должен всегда стоять на запасном пути!
Огненные испытания
Судьба России такова, что новую национальную идею, а вместе с ней государственную идеологию обретем через огненные испытания. По другому никак! Российская властная система настолько забюрократизирована и инертна, что без внутренних либо внешних потрясений в движение не придет. Предполагаю, что воздействие будет скорее внешним, чем внутренним. Будет тяжело, но мы выстоим. Русским, как говорится, к трудностям да бедам не привыкать. После начнутся изменения, вероятнее всего, кардинальные. Попытки бюрократии «угодить всем» либо заболтать проблему в случае с национальной идеей не пройдут. Современным Фамусовым, Молчалиным и Скалозубам синюю птицу не поймать. Серое вещество не то, загустело от чиновной важности и непогрешимости. Национальная идея без консолидации этнических русских – мертворожденный проект. К славянскому единству, обновленной мощной нации восточных славян придем имперским путем!
Валерий Капленков, политолог
Комментарии читателей (3):
Русины, о которых болтает аффтАр в контексте своей империи, напоминают мне великих укров..., хотя реально такой народ существует, правда, весьма немногочисленный.. Создавать империю русинскую руками горцев приведет к тому, что единственным подданным этой империи будет сам аффтАр, несомненно, что он и будет тоже единственным ее императором по совместительству. Да и уже не едут в РФ добровольно работать в заметных количествах даже дифференцированные и самые восточные из восточных славян Беларуси и Украины... реально в РФ существуют и обитают миллионы азиатских мигрантов - вот с ними и придется создавать автору свою "империю", так как процесс уже зашел далеко...
Весь "фокус" в том, что ни афтар, ни т.н. "эксперты" до сих пор не осознали, что идеология вторична по отношению к концепции управления делами глобальной в целом значимости и далее по нисходящей, т.к. облекает концепцию в понятные и притягательные формы для управляемых, но по очень большому счету глобальных концепция всего две: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Павел. Еф.6:5) и «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20:25-28) Если следовать второй, то и концепция, и идеология обязаны работать на изкоренение эксплуатации человека человеком при равном человеческом достоинстве всех и каждого - это в состоянии понять все без изключения и именно с этих позиций целесообразно оценивать все планы, действия, решения, результаты и т.д.
Если именно с этих позиций оценивать данный материал, разумеется с учетом ПФУ(Полной функции управления), то это не более, чем набор фраз, а в некоторых местах букав, поэтому комментировать его нет никакого смысла, а чтобы афтар смог оценить с чем и кем граждане имеют сейчас дело, ему полезно ознакомиться с материалом: https://argumenti.ru/interview/2021/07/731836?utm_ Александр Саверский: «Ковид – это не чума» https://argumenti.ru/interview/2021/07/732154?utm_ «Президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский: «пандемия» и мировая тотальная вакцинация - это борьба за власть»