Новые энергетические планы Вьетнама вызвали шок у «зеленой общественности», как особенно возмутительные накануне мероприятия СОР26, на котором от лидеров всех стран ожидали присяги на верность безуглеродной энергетике.
В опубликованном в сентябре последнем варианте проекта генерального плана развития энергетики Вьетнама PDP8 (Power Development Master Plan 8) предлагается увеличить установленную мощность угольных электростанций к 2030 году на 3 ГВт относительно предыдущего варианта. Увеличение мизерное, но принципиальное, особенно с учетом полного отказа в новом плане от оффшорной ветроэнергетики.
История изменений энергетических планов Вьетнама по-своему показательна и поучительна.
В 2011 году в стране был принят генеральный план развития энергетики PDP7.
Структура источников энергии в процентах от общей установленной мощности (2011 г.)
С 2015 по 2030 гг. доля ВИЭ должна была вырасти с 3,7% до 6,0%, доля угольной генерации − с 34,4% до 56,4%, доля газовой генерации сократится с 30,4% до 14,4% (во Вьетнаме мало своего газа), плюс планировалось ускоренно развивать атомную энергетику − с нуля до 10,1%.
План кощунственный с точки зрения «зеленых». И правительство страны под дружным давлением внешней и национальной зелени умерило амбиции (PDP7 rev): доля АЭС к 2030 году сокращалась вдвое − до 5,7%, а доля ВИЭ вырастала до 10,7%. Угольную генерация правительство отстаивало изо всех сил − сокращение составило лишь 3,2%. Такие уступки, естественно, не могли удовлетворить инквизицию церкви энергоперехода.
В марте 2016 года зелень в очередной раз выкрутила руки правительству Вьетнама.
Структура источников энергии в процентах от общей установленной мощности (2016 г.)
К 2030 году ВИЭ вырастали аж до 21% установленной мощности. Уголь сокращался до 42,6%, а атомная генерация в три раза − до 3,6%
На графике представлены три последовательных варианта энергопланов Вьетнама.
Три варианта PDP Вьетнама, ГВт установленной мощности
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Наибольшего успеха «зеленые» добилась в варианте, датированном февралем 2021 года. По сравнению с данными из предыдущей таблицы, угольная генерация сокращалась к 2030 году с 43% до 27% (цифра 27% получена пересчетом ГВт на графике в проценты), газовая возрастала с 15% до 21% (чтобы сильнее привязать Вьетнам к мировому рынку СПГ), доля ВИЭ поднималась с 16% до 30%!
Но между февралем и сентябрем 2021 года в правительстве Вьетнама что-то произошло. Может быть, вьетнамцы посмотрели на Китай, где из-за увлечения ВИЭ и ограничения выбросов СО2 начались массовые ограничения электроэнергии вплоть до остановки предприятий, может быть, посмотрели на Европу и США с их проблемами, а, может быть, до них дошло, что в случае чего спасать страну от проблем с генерацией никто не будет.
Скорректированный в сентябре PDP8 предлагает рост угольной генерации на 3,3 ГВт, сокращение газовой генерации и ужатие ВИЭ на 20% от февральских планов (кощунство!).
Увеличение угольной генерации тем показательнее, что капитал для строительства новых объектов Вьетнам обычно получал за счет займов банков Китая, Японии и Южной Кореи. Но 21 сентября председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении на общеполитических дебатах 76-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН сообщил об отказе Китая участвовать в проектах по строительству новых угольных электростанций за рубежом для снижения уровня выбросов парниковых газов на планете. На первое полугодие 2021 года Китай не анонсировали ни одного угольного проекта за рубежом.
Зарубежные инвестиции Китая в угольные проекты
Ранее о прекращении финансирования новых проектов угольных электростанций за рубежом заявил управляющий Японского банка международного сотрудничества (JBIC) Тадаси Маэда.
Зелень надеется на нехватку финансирования для запланированных угольных станций Вьетнама.
Желтым − строящиеся станции и на которые выделено финансирование.
Серым − планы по угольной генерации, для которой не определены источники финансирования.
На банковские организации всего мира ведется планомерная атака с целью запрета финансирования проектов ископаемого топлива, особенно угольных проектов. Делается это под лозунгом борьбы с выбросами СО2, но, по нашему мнению, с целью ликвидировать наиболее надежные и дешевые источники энергоснабжения. Только уголь можно запасать на электростанциях на месяцы вперед и хранить его под открытым небом. Запасов угля при современном уровне потребления человечеству хватит на 400 лет (нефти на 35 лет, газа − на 70 лет). Ликвидация угольной энергетики за короткий срок остановит развитие мировой энергетики и, соответственно, мировой экономики.
Китай попробовал ограничить свою угольную генерацию, результат не заставил себя ждать − массовые отключения. Пришлось китайскому правительству снять все ограничения по выбросам СО2 при добыче и использовании угля и призвать шахтеров «добывать столько угля, сколько они могут». Правительство также отбросило политические амбиции, начав закупать австралийский уголь.
Мировые позиции угля серьезно подорваны. По данным агентства E3G, во всем мире с 2015 года были отменены запланированные проекты угольных электростанций в объеме 1175 ГВт.
Но все равно угольная генерация растет, хотя и в четыре раза медленнее, чем планировалось. Решение Вьетнама хоть чуть-чуть увеличить свои угольные планы − мужественное решение в нынешней ситуации всеобщего углеродобесия.
Маленький штрих: в субботу 9 октября из-за нехватки дизельного топлива была остановлена работа двух крупнейших электростанций Ливана, страна осталась без электричества. Ливанцы провели без света около суток, пока власти нашли деньги на закупку топлива, которого на Ближнем Востоке полно. Если бы Ливан снабжался электроэнергией от ветрогенераторов, за какую цену Триполи смогла бы купить для себя ветер?
Комментарии читателей (1):
Не проработан вопрос хранения добытой электроэнергии - с помощью ионисторов или с помощью хранилищ водорода. Далека от идеала конструкция ветрогенераторов - которые возможно, должны иметь 4 лопасти вместо трёх, и должны иметь концентратор ветроэнергии. В таких условиях спешка с наращиванием сырых и недоработанных конструкций ВИЭ - это неэффективное расходование капитала.