После того как Конституционный трибунал Польши в полном составе вынес решение о том, что национальное польское законодательство имеет приоритет над законодательством Европейского союза, многие наблюдатели стали задаваться вопросом: это уже Polexit или Варшава и Брюссель просто максимально задирают ставки перед нахождением нового компромисса?
Дело в том, что проблема, которую в стиле разрубания гордиева узла разрешил Конституционный трибунал, во многом затрагивает внутреннюю тематику польской политической сцены, которую трудно отделить от внешней. Запрос в высший судебный орган страны делал премьер-министр Матеуш Моравецкий, позиционирующий себя человеком, способным договариваться с институтами ЕС и ведущими европейскими столицами. Сейчас он выступил в духе своего злейшего конкурента, министра юстиции и генерального прокурора Польши Збигнева Зёбро, который возглавляет партию «Солидарная Польша», младшего партнера по правящей коалиции партии «Право и Справедливость» (PiS), и активно эксплуатирует антиевропейские настроения в стране. Некоторые польские эксперты в последнее время стали отмечать, что люди Зёбро монополизировали идеологическую повестку правящего лагеря, что дает министру юстиции хорошие шансы на перехват лидерства в PiS в случае, если пошатнутся позиции или здоровье ее бессменного лидера Ярослава Качиньского. В этой ситуации Моравецкий с благословения Качиньского мог сыграть на поле «Солидарной Польши», чтобы предотвратить ползучий переворот в «Праве и Справедливости».
Ранее на ИА REX: Польше грозит Polexit? Мнения разделились. Опрос
Ведь какая бы критика ни звучала в адрес Евросоюза со стороны PiS, до сих пор и лидер партии, и премьер категорически отрицали планы Polexit. Варшава декларировала, что хочет изменить ЕС, а не выходить из него. Но делать это, одновременно наращивая сопротивление Европейскому союзу, очень внимательно наблюдающему за шагами «Права и Справедливости», можно было лишь в случае полной уверенности, что «большая тройка» в лице Брюсселя, Берлина и Парижа не пойдет на сворачивание проекта европейской интеграции. Или напротив, убедившись в том, что ЕС станет скукоживаться, и тогда Польше ничего не оставалось бы, как попытаться найти себя в новом интеграционном проекте, возможно, даже возглавить его. Что ни говори, но полякам исторически трудно развиваться в многосторонних альянсах, где нужно учитывать интересы десятков партнеров. Польша привыкла со времен Речи Посполитой выступать с имперскими амбициями, формировать собственное геополитическое пространство и подминать под себя соседей. Даже в ЕС и НАТО она по привычке выстраивала больше двусторонние отношения, в первом случае избрав для себя главным собеседником Германию, во втором — США.
Что дальше? Впервые после вступления Польши в ЕС она вступает на путь, который может послужить как возрождению ее величия, так и краха. Фактически Варшава сейчас сделала шаг на пути к созданию альтернативной Европы. У нее уже есть и идеологическое обоснование этого проекта. Пока существующий ЕС в лице его институтов продвигает гендерную идеологию и ставит на первое место права сексуальных меньшинств, «Право и Справедливость» говорит о необходимости верности христианскому учению и традициям, то есть тем нормам, которые исповедовал родоначальник европейской интеграции Робер Шуман. Безусловно, противниками Варшавы здесь выступят не только те европейские страны, чьи элиты придерживаются новомодных взглядов. Трудности начнутся с Ватиканом, которого вряд ли обрадует перспектива появления второго католического центра, сосредоточения консервативных христианских взглядов, тем более в стране, давшей миру знаменитого папу Римского, признанного святым. Особенно в случае с нынешним понтификатом папы Франциска, более расположенного к уходящему немецкому канцлеру Ангеле Меркель.
Отсюда вопрос, по какому пути двинется в непредсказуемое будущее Польша, как она станет выстраивать свою новую геополитическую субъектность и идентичность. Конечно, многие в Европе будут рады, если поляки вернутся к концепции противостояния России и русским. Это позволит пугать такой «ярко русофобской» Варшавой своих избирателей, одновременно оправдывая свое собственное сотрудничество с Москвой. Проблема для европейцев в том, что такую Польшу могут одновременно использовать для разрушения Евросоюза или как минимум значительного его ослабления. ЕС в последние годы и так показывает, что не готов расширяться, это заметно по его вялости на Западных Балканах и постсоветском пространстве. Отсюда появляется вариант сужения ЕС, в том числе искусственного, когда островные державы, США и Великобритания, будут подталкивать Брюссель к отступлению из Центральной и Восточной Европы, чтобы создать там подчиненные им новые геополитические альянсы. В этом случае Варшава пошла бы на игру с Вашингтоном. Поэтому на нынешнее решение Конституционного трибунала Польши так резко отреагировали МИД Германии и Франции, приняв совместное заявление, в котором Хайко Маас и Жан-Ив Ле Дриан предупредили польские власти о том, что подчиняться законодательству ЕС — это «не только моральное, но и юридическое обязательство».
Готова ли радикально рискнуть PiS? Время покажет. Но правящая партия не может не понимать, что в битве с ЕС за его «возвращение» к пунктам Лиссабонского договора в польском понимании сохранение статус-кво она неизбежно проиграет и утратит власть. И тогда силы, которые придут на смену «Праву и Справедливости», не оставят ее лидеров в покое, предприняв все усилия, чтобы раз и навсегда лишить их каких-либо политических перспектив и, что не исключено, даже физической свободы.
Комментарии читателей (7):
Ситуация выглядит для Польши абсолютно проигрышно. Принцип верховенства права ЕС над национальным лежит в основах юридической системы ЕС. Согласиться на прецедент с его нарушением равносильно дать команду на разрушение ЕС. И если Польша стремится разрушить ЕС, так зачем ей за это платить деньги? А бред, что Польша без ресурсов, без мысли в голове создаст новый союз, за пределами аристотелевой логики. И надо быть глупцом, что бы надеяться на то, что США взвалят на себя содержание такого мертворожденного союза.
Это противостояние почти неизбежно вновь возродит идею европы двух скоростей, когда наиболее развитые страны ЕС образуют новый союз в рамках ЕС, а лимитрофы потеряют возможность их "доить". С лучшем случае им достанутся объедки с барского стола.
Очень вероятный прогноз.. кто-то должен взять на эту себя роль. Значительное количество населения в ЕС не желает гомиков с их парадами гордости и мигрантов, особенно чуждых для центра континента - тут хорошо видать неудачи Германии в объединительных процессах.. а ведь еще может рухнуть зеленая энергетика... У России совсем не получается создавать союзы после развала СССР, да и с экономическим развитием очень туго..., правда, сомнительно, что Польша будет заниматься азиатскими странами типа Армении, Киргизии итд, но на востоке Беларусь, Украину. Прибалтику может втянуть в свою орбиту... Ведь чисто географически от Минска, Киева ближе до Варшавы, чем до Москвы...
Кибуцникам, конечно, придется петь иные песни...
ЗЫ. ЕС уже сам начал разваливаться и до Польши...,если кто не заметил
Евросоюз должен сократить дотации Польше - за демонстративное пренебрежение "европейскими ценностями": трансгендерами и лесбиянками, и отказом от независимости - через подчинение национального законодательства - Брюссельскому.
Америка тоже должна поиграть на противоречиях между Варшавой и Берлином.
Главные игроки ещё не сказали своё веское слово в спектакле "Развод Варшавы с Брюсселем..."
(которые по факту часто являются займами, а не какой-то там манной небесной, которая мерещится глупцам) т.е. и до 2005 года, и после...