Ситуацию с водородной энергетикой хорошо иллюстрирует такая новость: ввод в строй судна Suiso Frontier, строящегося компанией Kawasaki Heavy Industries для поставок сжиженного водорода из Австралии в Японию в рамках проекта HESC, снова откладывается на полгода. Перспективы глобального рынка водорода анализирует Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) в специальном материале для ИА REX.
Первую партию сжиженного водорода из Австралии в Японию стоимостью 500 миллионов австралийских долларов в рамках проекта HESC, возглавляемого Kawasaki и поддерживаемого правительствами Японии и Австралии, планировалось доставить весной 2021 года. Однако в марте 2021 года в компании Kawasaki Heavy Industries сообщили о возможном переносе первого рейса Suiso Frontier на июль-август 2021 года.
А 23 июля 2021 года представитель проекта HESC (Australia’s Hydrogen Energy Supply Chain – цепочка поставок австралийской водородной энергии) сообщил, что «…проект развивается хорошо», но пусконаладка первого в мире судна для перевозки сжиженного водорода в промышленных масштабах Suiso Frontier задерживается «ввиду глобальных последствий COVID-19». «Первый в мире перевозчик сжиженного водорода Suiso Frontier прибудет в Австралию во второй половине 2021 японского финансового года – с октября 2021 по март 2022 года», – добавил представитель.
Откладывание на год достройки судна для перевозки жидкого водорода никак не сказалось на мировом рынке водорода и энергетики в целом. На первом не сказалось ввиду отсутствия мирового рынка водорода, на втором – ввиду отсутствия водорода в энергетике. Можно предположить, что участники проекта, в очередной раз откладывая достройку суда, облегченно вздохнули. На сегодня освоены только перевозки газообразного водорода в стальных баллонах, надежность которых подтверждена десятилетиями. Перевозить жидкий водород никогда никому не приходило в голову, потому что водород легко производить на месте потребления из природного газа, угля или воды с помощью электролиза.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Перевозка больших объемов жидкого водорода при температуре минус 259 °C не только технически сложно осуществима, но и очень опасна. Водород легко проникает через металлы, а в смеси с воздухом образует опасную взрывчатую смесь (гремучий газ). Танкер с нефтью может загореться, танкер с жидким водородом – взорвется.
В недавнем отчете World Energy Council (WEC, Всемирный энергетический совет) утверждалось, что водородная экономика столкнулась с «проблемой курицы и яйца», связанной со спросом и предложением. В начале эры угля он вытеснил дрова, потому что давал больше энергии на единицу массы, и был дешевле после вырубки близлежащих лесов. Нефтепродукты заменили лучины (осветительный керосин), уголь для паровых котлов и газ для еще несовершенных двигателей внутреннего сгорания. Электричество заменило керосиновые лампы и позволило создать удобные электромоторы. Каждый переход между видами энергии был экономически целесообразен, приносил прибыль.
Какую пользу принесет замена природного газа водородом в конфорках бытовых плит и замена двигателей ДВС на водородные элементы? Экономически это нецелесообразно, а попытки вдохновить потребителей на борьбу с эфемерным глобальным потеплением за счет собственных кошельков обречены на провал.
Еще сложнее ситуация с зеленым водородом. По данным доклада WEC, низкоуглеродный водород «не конкурентоспособен по стоимости с другими энергоносителями в большинстве приложений и мест», и ситуация вряд ли изменится, если не будет «значительной поддержки для преодоления разрыва в ценах». В докладе поднимается вопрос о том, откуда будет поступать финансирование для такой поддержки?
Министерство энергетики США недавно запустило свою инициативу Energy Earthshots и заявило, что первая из программ будет направлена на снижение стоимости «чистого» водорода до 1 доллара за килограмм в течение десятилетия. По данным Министерства энергетики, водород из возобновляемых источников энергии сегодня стоит около 5 долларов за килограмм, тогда как водород из природного газа 0,9-1,5 доллара за килограмм.
Стоимость зеленого водорода от ветрогенераторов
Прогнозируемая себестоимость производства электролизного водорода с использованием оффшорной ветрогенерации (LCOH), долларов США за кг водорода. Зелеными цветом отмечен интервал полученных в исследовании значений LCOH, черными крестиками — среднее значение по выборке исходных параметров. Источник.
Впечатляет оценка верхней границы возможной цены в 2025 году – от 15 до 32 долларов за килограмм.
За счет чего может снизиться стоимость водорода, источники не раскрывают. Но известно, из чего состоит эта стоимость: цена материалов, оборудования, строительства, обслуживания, рабочей силы. Ни один из этих параметров не имеет тенденции к снижению.
Водородные программы стран и компаний инициированы не экономической эффективностью, а политическими решениями, основанными на шатком в научном плане фундаменте теории глобального потепления вследствие деятельности человека. Но в еще большей степени они основаны на возможности правительств развитых стран финансировать свои желания за счет безудержной эмиссии центробанков. За последний год семь центробанков развитых стран напечатали около 10 трлн долларов (по оценкам, это около трети всех денег планеты). На эти деньги финансируются водородные программы, развитие ВИЭ, закачка СО2 в подземные хранилища и прочие причуды. Продолжение печати необеспеченных денег неизбежно приведет к краху финансовой системы мира, а заодно к окончанию игрищ с «глобальным потеплением» и водородной энергетикой.
Комментарии читателей (4):
Ну, в бытовых плитах все это закончится очередной "пандемией" взрывов, а для ДВС самым экологическим видом топлива, по крайней мере бензиновых, является спирт: уже в гражданскую войну авто на спирте преспокойно ездило, а в наше время требуется незначительная регулировка и ДВС показывает КПД выше бензинового, о чем ТВ Histori показывало неоднократно, но кто же может представить себе гражданина с полным баком спирта в своем авто, т.ч. вопрос опять упирается все в того же человека.
Есть мнение, что вся эта возня с водородом не что иное, как очередная попытка отвлечь внимание от проблем насущных, срубая попутно гешефт, для себя любимых, короче, система гниет ударно-стахановскими темпами и от неё пора начинать отстраиваться.
Известно что водород хорошо поглощается металлическим Рутением - один литр порошкового рутения может поглощать до 1800 литров водорода. Но рутений - дорогой металл. Титан поглащает 300 обьемов водорода в одном обьёме металла. Вопрос о поглотителях водорода пока мало исследован. Очевидно - что транспортировка жидкого легко испаряемого и взрыво-опасного водорода - не имеет перспектив...
Не изключено, что отстал, но с машинами на спирту есть некоторые данные, а по диметил эфир: СН3-О-СН3 впервые слышу, но то, что он вырабатывается из природного газа - обнадёживает. За информацию спасибо, поинтересуюсь для разширения кругозора, тем более у меня две машины на дизеле