В Афганистане воссоздается историческая матрица 1990-х годов, когда генерал Абдул-Рашид Дустум, ставший затем маршалом, и бывший премьер-министр Афганистана Гульбетдин Хекматияр создали так называемую буферную зону между «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и Средней Азией. Впоследствии талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) были вынуждены пытаться так или иначе интегрировать ее часть, создав какую-никакую конфедерацию. Как все будет происходить сейчас, сказать очень сложно. Пока обозначим только факты.
Панджшер на севере Афганистана остается единственной провинцией, не занятой талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Накануне там был поднят флаг Северного альянса. Там также находится Амрулла Салех, объявивший себя исполняющим обязанности главы государства после бегства Ашрафа Гани. Но особенно выделяется Ахмад Масуд — младший, сын легендарного полевого командира и национального героя Афганистана. Он заявил о своих политических амбициях еще в 2019 году и долгое время искал сторонников, в том числе и среди зарубежных лидеров. Особенно активизировалась его деятельность в апреле, когда стало понятно, что противостояния с «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не избежать. Масуд-младший выступает за швейцарскую модель обустройства Афганистана: максимальную децентрализацию, переход власти от центра к регионам и создание системы сдержек и противовесов, чтобы не позволить одной этнической группе навязывать решения другим народностям. Во многом его идеология происходит из первоначальной программы Северного альянса, вынужденного добиваться компромисса между региональными лидерами.
Ранее на ИА REX: Афганистан: эмират – пока ещё не халифат
Теперь Масуд призывает всех афганцев присоединиться к сопротивлению в Панджшере, где собираются остатки регулярной армии, спецназа, а также отряды местного ополчения. Можно утверждать, что в этой части Афганистана создается серьезный очаг противостояния талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ), хотя пока не ясно, присоединится ли к нему узбек Дустум со своим ополчением. Все неоднозначно. С одной стороны, Масуд выступает в западных СМИ с радикальными суждениями, призывает США и страны Запада оказать поддержку сопротивлению. С другой, резко критикует соглашение между США и «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) о выводе войск и игнорирование национального вопроса в Афганистане. Кстати, накануне он отверг ультиматум исламистов, потребовавших в течение четырех часов передать им контроль над регионом. Наконец, Масуд призывает сформировать «широкое правительство национального единства» с участием талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ). При этом он предупредил, что война будет «неизбежной», если не состоится диалог.
«Мы хотим заставить талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) понять, что единственный путь вперед — это переговоры, — заявил Масуд в интервью агентству Reuters. — Мы не хотим, чтобы началась война, но готовы сражаться, если силы «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) попытаются вторгнуться в Панджшер». В то же время «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), как заявил посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов, направил в Панджшер послание через российских дипломатов: движение «не хочет кровопролития и настроено на диалог». Но говорить о том, какая из обозначенных тенденций на данном этапе станет доминирующей, сложно. По всем признакам, стороны торгуются. Если Панджшер, не имеющий границ с другими государствами, окажется в изоляции, без возможности подвозить снабжение и боеприпасы из-за рубежа, то вряд ли он продержится долго. Но если ему будет оказываться международная поддержка, то события станут развиваться по иному сценарию.
Напомним, что в прошлом Северный альянс был способен удерживать позиции из-за мощной помощи со стороны России, Индии и США. Будет ли оказана такая же помощь на этот раз и есть ли со стороны крупных геополитических игроков необходимость поддерживать афганский Север как способ ограничения амбиций талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ)? Ответа пока нет. Панджшер может рухнуть через несколько месяцев, а может стать началом очередного долгого этапа в кровавой истории несчастного государства. Сообщается, что афганские политики начали переговоры с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) о формировании нового правительства. Глава Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла и экс-президент Хамид Карзай встретились с высокопоставленными лидерами талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в том числе с Маулави Моттаки и Анасом Хаккани, чтобы обсудить формирование новой исламской системы. Источники, знакомые с ситуацией, сообщили прессе, что в состав новой администрации могут войти представители партий «Джамиат-и-Ислами», «Хизб-и-Ислами», «Хизб-и-Вахдат» и «Джунбиш-и-Милли».
Ранее на ИА REX: Падение Кабула: самоуверенность США, опыт СССР и недальновидность России
Как видим, представители Панджшерского ущелья в этом процессе не участвуют. Так что противостояние в Афганистане все еще продолжается, и пока ставить крест на альтернативном лагере рано. Как и делать определенные выводы. Интрига не в том, что север Афганистана будет традиционно противостоять Кабулу, а в том, когда и как талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) под давлением каких-то обстоятельств, международной общественности будут привлекать Дустума и новый Северный альянс во власть, чтобы разделить с ним бремя ответственности.
Комментарии читателей (0):