Подводя итоги переговоров президента России Владимира Путина и президента США Джо Байдена в Женеве, можно сказать, что эксперты в целом угадали круг тем и глубину их обсуждения.
Подробные договорённости по ряду причин были невозможны, а в обмене мнениями на переговорах важно увидеть, сколько времени отводилось тому или иному вопросу. Президенты решили не педалировать разногласия и не стали нажимать друг другу на болевые точки — это тактика, но за ней просматривается стратегическое намерение.
Так, по словам В. Путина, сказанным на его итоговой пресс-конференции, тема вступления Украины в НАТО «затрагивалась мазком, здесь, пожалуй, нечего обсуждать». То есть стороны об этом практически не говорили, обменявшись повторением ранее озвученных позиций.
Ранее на ИА REX: Жёсткая и активная политика Путина оказалась оправданной
На самом деле обсуждать тут как раз много чего есть, но после того, как накануне саммита В. Путин дал ясно понять, что будет в случае продолжения развития этой темы, в США решили не перегибать палку и для шантажа и блефа её больше не использовать. Это срывало бы всю переговорную повестку США — какая может быть стратегическая безопасность, если продолжать дразнить Россию вступлением Украины в НАТО?
Ведь ответ России будет не только на Украине. Введение НАТО на Украину (так точнее, чем вступление Украины в НАТО) повлечёт за собой такое расширение спектра конфронтации России с США, к которому в Вашингтоне не готовы.
Ответ России будет и на Ближнем Востоке, и на Кубе, и в киберпространстве, и в Арктике, и на китайском (а значит и тайваньском) направлениях. Ухудшатся отношения США с ЕС и Японией — им не нужно оказаться между российским молотом и китайской наковальней. Не останется в стороне и Южная Корея в своём движении к объединению с Северной без участия США. В Центральной Азии Россия и Китай активизируют антиамериканскую деятельность. Турция ещё больше выйдет из повиновения, и политика США в Закавказье столкнётся с кризисом лояльности вассалов.
Такие изменения расклада сил непременно начнутся в результате авантюры с втягиванием Украины в НАТО. Та конфигурация, которая получится в итоге, приведёт к кризису, который может стоить власти той американской администрации, которая на это решится. Ей не простят постановки мира на грань ядерной войны и утраты геополитического баланса из-за Украины.
Кроме того, все выложенные козыри будет уже невозможно применить в дальнейшем. США не смогут пугать Россию ухудшением отношений, если оно уже произошло. Поэтому украинский кейс в отношении НАТО временно будет заморожен. Он будет и в дальнейшем применяться для шантажа России, но превращать его в казус белли США не будут торопиться. Военной необходимости для этого нет, а политическая не просматривается.
Вместе с тем расширение НАТО на Восток — это стратегия долгосрочная и принципиальная. В Прибалтике контингент альянса будет увеличен. При первой возможности США вернутся к вопросу о включении в НАТО Украины и Грузии. Пауза в этом движении не означает отказа США от таких намерений в принципе.
В сфере Арктики Путин говорил о сотрудничестве с США, но понимать это надо как заявление исходной позиции, и все переговоры с США по этому кейсу будут вестись с позиции силы. Под словом «сотрудничество» подразумевается жёсткий позиционный торг. Россия обменяет признание достигнутых США в Арктике позиций в обмен на признание достигнутых позиций России. Проведут какие-то демаркационные линии, в Арктическом Совете не будут жёстко нападать друг на друга. К этому и сведётся всё «сотрудничество». Но хоть стрелять не будут, и то хорошо.
В теме кибербезопасности Путин легко отбил все заходы Байдена, указав, что большинство кибератак производится с территории США и Канады, двух стран Латинской Америки и Великобритании. России нет в списке стран, откуда осуществляются кибератаки.
Путин и Байден обменялись знаками этикета — сказали друг о друге несколько комплиментарных слов. Журналисты на радостях назвали это потеплением. На самом деле это просто протокольная вежливость и создание атмосферы для нормальной работы. Байден пытается показать себя в США более сильным, чем Трамп, которого упрекали в том, что он не говорил Путину о том, с чем не согласен. Путину пиар-проблемы Байдена в США не мешают, и потому переговоры шли ровно.
Байден признал безальтернативность Минских соглашений для Украины, и это успех дипломатии России и болезненная неудача для Зеленского. После саммита состоится двусторонняя встреча Байдена и Зеленского, где его уверят в том, что США, безусловно, на их стороне. Его утешат и скажут, что непременно однажды Украина будет в НАТО.
Но всем ясно: Запад не будет сейчас затевать военный конфликт с Россией ради Украины. Достигнутая степень подконтрольности украинского истеблишмента Запад устраивает. Заставить Запад воевать с Россией из-за себя Украине опять не удалось.
Ранее на ИА REX: Саммит Байден – Путин в Польше приняли с гневом и разочарованием
По поводу Навального и западных НКО Путин объяснился предельно точно. США в 2017 году назвали Россию врагом. Если Россия — враг, то кто те, кого в России Америка поддерживает публично? Это враги России. Ситуации, подобной штурму Капитолия в США, в России не допустят. Была разъяснена ситуация вокруг признания Радио Свобода иностранным агентом. Russia Today и Sputnik в США давно зарегистрировались в требуемом США статусе и лишены аккредитации. Россия действовала в ответ, ничего сверх того не предпринимала.
Риторика президентов напоминала игру в теннис. Мяч передавался друг другу, но никто не бил слишком сильно. Собрались не для этого.
Удалось договориться по следующим вопросам:
1. Контакты между Россией и США продолжатся по линии внешнеполитических ведомств. Для этого послы вернутся в столицы обоих государств и продолжат работу.
2. Составлен круг вопросов, представляющих общий интерес.
3. Составлен лист разногласий, чтобы искать способы их преодоления в будущем.
4. Договорились работать по теме Договора об ограничении СНВ и стратегической безопасности в мире. Стороны уже приступили к проработке положений этого договора.
5. Разработаны общие подходы к контролю над вооружениями.
6. Определены задачи по действиям в целях снижения рисков.
То есть произошло то, что предсказывал Институт РУССТРАТ накануне встречи:
«Может быть принят некий меморандум (соглашение о намерениях, применяемое при возникновении переговорных тупиков). Будет сделан ряд общих заявлений… Коснутся проблем Арктики, Европы, «Северного потока — 2», Украины, Ирана, санкций. Каждая сторона изложит свою трактовку проблемы безопасности, общих правил поведения и свою оценку действий оппонента…
В непубличной части переговоры будут касаться тех самых красных линий и действий сторон в случае угрозы их пересечения. Скорее всего, обсудят работу каналов неформальных коммуникаций, позволяющих быстро и без вовлечения в процесс жаждущих популярности, но посторонних персон, обсуждать экстренные вопросы. На этом потенциал саммита будет исчерпан».
Также РУССТРАТ делал оценку трёх вариантов результатов саммита для российской стороны: «1. Программа минимум: проявить силу под давлением и при этом если не снизить, то не повысить конфронтационности. 2. Программа оптимум: создать атмосферу, благоприятную для закрепления достигнутых позиций. 3. Программа максимум: избежать вовлечения в антикитайские планы США и снизить санкционное давление».
В. Путин — это отмечали журналисты — уезжал с саммита откровенно довольным. Это можно понять: достигнутый результат оказался между программой оптимум и программой максимум. Достигнутые позиции закреплены, под давлением устояли, атмосферу для дальнейшего закрепления удалось создать и реализовать в меморандум. Это полное выполнение поставленной задачи, и хотя санкции не ослаблены, но теперь любое их усиление вызовет остановку всего пакета соглашений.
Для Байдена это было бы серьёзным провалом. В этом случае он покажет себя или слабым, не контролирующим процесс, или недоговороспособным. Мир окажется отброшенным снова на исходные позиции, конфронтация втянет США в самый затратный сценарий, и все издержки достанутся Байдену, а бонусы — Трампу. Выманить Путина второй раз на переговоры не удастся, и он так решительно сдвинется в сторону Китая, что последствия этого будут аукаться США по всему миру.
То, что переговоры прошли с эффективностью выше 70%, заслуга тех, кто их готовил. «Режиссёр» был коллективным — это и Администрация президента, и МИД, и спецслужбы, и служба протокола, и ФСО, и сам президент Путин с аппаратом помощников и пресс-службой. Работа была проделана незаметная, но колоссальная. Домашние заготовки были подготовлены тщательно, случайных экспромтов не было.
США имели более лёгкую задачу — им от Путина не приходилось ждать неприятных сюрпризов. При отсутствии враждебных выпадов от американской стороны (как это имело место с китайской делегацией в Анкоридже, которой американцы просто пытались читать нотации) ожидать резкостей от русских не приходилось. Американцы «откатали обязательную программу» и получили то, на что рассчитывали.
Но всякие переговоры важны тем, что после подписания протоколов и договоров наступает пора исполнения договорённостей. И вот здесь начинается полная неожиданностей действительность. США очень легко нарушают любые договорённости, полагая, что они для того и делаются, чтобы нарушить их в выгодный момент. Российская дипломатическая традиция отличается исполнением договорённостей, даже себе во вред.
Байден может положить себе в заслугу договорённости с Путиным. Тем более что, судя по Обаме, её сейчас американским президентам раздают авансом, просто за намерения. Но в антикитайский альянс США Россию не пытались затащить. Должно быть, понимали, что тут они получат неудачу, и просто решили не рисковать.
Елена Панина — директор Института РУССТРАТ.
Комментарии читателей (4):
А основания были: 1. Создание группы BellingCat 15 июля 2017 года для расследования будущего крушения Малайзийского Боинга 17 июля 2014 года.
2. Личная ложь президента Барака Обамы в его речи 18 июля 2014 года об использовании якобы ракеты земля-воздух в сбивании Малайзийского Боинга. Если президенту США всё было известно уже на следующий день после авиакатастрофы - тогда почему группа по расследованию JIT возилась с этим делом целых 7 лет???
3. США имели фото со спутников о подробностях крушения Малайзийского Боинга МН-17 - было сказано госсекретарём Джоном Керри в интервью телеканалу CNN 20 июля 2014 года.
Теперь за крушение Малайзийского Боинга будет отдуваться одна Украина - за её штурмовик Су-25 с пилотом Владиславом Волошенко на борту. Или ответственность за крушение Боинга будет возложена на Россию - в наказание за то, что российские чиновники поленились провести своё, российское расследование этого международного теракта.
Глубина стратегических мыслей и выводов уже не поражает и не шокирует даже слабонервных, и не только - все притерпелись: а как же, если "эксперты в целом угадали круг тем и глубину их обсуждения", то очевидно, что "эксперты" с таким же результатом могут гадать на кофейной гуще, по какой причине дальнейшее комментирование материала не имеет смысла, по этому остается отметить, что "угадывание" возможно только в условиях концептуальной неопределенности управления по целям и способам их достижения, как в настоящем, так и в будущем на достаточно длительные периоды времени