Летом 2010 года продолжились основные тенденции предыдущих месяцев – «сезона политической активности». Во-первых, обновление губернаторского корпуса. В данном случае - уход с должностей трех губернаторов-«старожилов» (Муртазы Рахимова, Сергея Катанандова и Николая Федорова) и одной из знаковых фигур региональной политики, отработавших только один срок в качестве главы региона (Георгий Боос). Во-вторых, развитие темы реформы МВД – прежде всего, появление президентского проекта закона «О полиции». При этом и здесь целиком продолжилась прежняя тенденция – вместо ожидаемых частью общественности радикальных перемен в ведомстве имеет место «косметический ремонт» при сохранении старой структуры. Такие рамки реформы, по сути, были обозначены еще соответствующим Указом Президента РФ, изданным в конце декабря 2009 года. Однако стоит отметить, что предлагаемые наиболее радикальными критиками нынешней системы внутренних дел радикальные реформы (например, с расчленением его на несколько федеральных ведомств и передачей на баланс региональных и местных властей «муниципальной милиции») только расширили бы почву для коррупции и снизили уровень контроля за деятельностью правоохранительных органов.
Главным событием сезона безусловно стали лесные и торфяные пожары. Однако, несмотря на ожидания части экспертов, они так и не повлекли за собой отставок в губернаторском корпусе. Скорее всего, это объясняется тремя причинами.
Во-первых, в большинстве регионов, пострадавших от пожаров, губернаторы либо прошли переназначение не так давно (например, Республике Марий Эл, Свердловской, Нижегородской и Воронежской областях) - то есть, в планах Кремля явно не значилась их немедленная отставка. Либо и раньше не получали жесткой критики из центра. А мы знаем, что чаще «показательная порка» настигает высших чиновников, к которым у руководства страны и ранее имелись вопросы.
Во-вторых, массовые отставки губернаторов из-за пожаров означали бы, что лица, непосредственно не отвечавшие за состояние лесов или сферу чрезвычайных ситуаций, должны нести политическую ответственность именно за допущение стихийного бедствия. Однако руководители страны склонялись к совсем другой точке зрения, согласно которой власти не могут отвечать за капризы природы (вспомним публичный ответ Владимира Путина владельцу блога под ником «top_lap», критиковавшему власти за ситуацию с распространением пожаров).
Наконец, в-третьих, публичные отставки – это только на первый взгляд неисчерпаемый ресурс. Если использовать их слишком часто, эффект от этого шага «девальвируется». К тому же, скамейка запасных у Кремля не так велика, как кажется, чтобы жертвовать чиновниками высшего ранга просто так. Поэтому Москва, судя по всему, решила повременить с использованием этого ресурса. Так сказать, создать «стабфонд отставок». Им можно будет воспользоваться, когда возникнут сложности с оказанием помощи пострадавшим, восстановлением разрушенных населенных пунктов, либо ликвидацией других последствий «огненного лета».
Справедливости ради отметим, что и за рубежом отставки чиновников из-за разгула стихийных бедствий не являются правилом. Зато разгул стихии часто становится поводом для критики властей в ходе предвыборных кампаний. Так, республиканцам в США не раз припоминали действия администрации Буша по ликвидации последствий урагана «Катрина» в августе 2005 года. И в то же время наводнения на востоке Германии помогли социал-демократам во главе Герхардом Шредером выиграть выборы в 2002 году. Успех правящим политикам в подобных случаях приносит, во-первых, активная информационная кампания, которая максимально демонстрирует их роль в борьбе с последствиями стихийного бедствия. А во-вторых, возможность перехватить у оппозиции обвинения в недостаточности мер по поддержке пострадавшего населения. Действия руководства нашей страны показывают, что зарубежный опыт был ими учтен в полной мере.
И сейчас, и в период наибольшего распространения пожаров часть экспертов высказывала мысль о том, что данное стихийное бедствие может привести к социальной и политической дестабилизации уже осенью 2010 года. Надо однако учесть, что пострадала от пожаров, в основном, сельская местность, жители которой гораздо реже переходят к масштабным акциям протеста. Есть, правда, и другой фактор социальной напряженности – жаркое лето повлечет за собой неурожаи и, вероятно, рост потребительских цен на продовольственные товары. Но не будем забывать, что резкий скачок потребительских цен даже предвыборной осенью 2007 года не привел к резкому росту поддержки оппозиции.
В ходе пожаров безусловно значительной оказалась публичная роль Владимира Путина, посетившего наиболее пострадавшие от стихии регионы. При этом в информационном плане премьер продолжает все активнее играть на том поле, которое ранее было вотчиной нынешнего президента. В последние время между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным наблюдалось разделение «целевой аудитории». Все уже привыкли, что президент апеллирует представителям условного «среднего класса» крупнейших городов (часто скептически оценивающими многие шаги властей), а премьер - к работникам промышленности, пенсионерам, бюджетникам и технической интеллигенции, в основном проживающим в регионах. Теперь же и Владимир Путин стал выступать в несколько новой для себя роли. Можно указать, например, на уже упоминавшуюся публичную полемику с пользователем социальных сетей о борьбе с пожарами.
Руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков специально для ИА REX
Комментарии читателей (0):