«Матрица» наяву: цифровая образовательная платформа вместо школы

Сегодня стала очевидной не только инфляция документов об образовании, но и падение престижа профессии учителя
28 апреля 2021  15:58 Отправить по email
Печать

Представьте первый звонок 1 сентября в системе победившего дистанционного образования. Первоклассник подключается к цифровой образовательной платформе, с чем его лично поздравляет цифровой двойник министра просвещения, президента России, Человека-паука, Басты, Роналду, Деда Мороза и т.п. Двойник также может стать учителем (допуслуга за цифровые рубли). Без отрыва от компьютера учащийся заканчивает виртуальную школу и трудоустраивается на виртуальную работу к виртуальному работодателю. Прикольно!

Сегодня стала очевидной не только инфляция документов об образовании, когда сертификат WorldSkills подчас ценится работодателем выше, чем полноценный диплом, но и падение престижа профессии учителя, который перестал быть единственным источником знаний.

Такую мысль высказал профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Вадим Чеха на круглом столе «Государственные задачи и инициативы в системе образования», организованном Институтом «Эврика» с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова 26 апреля 2021 года.

Вадим Чеха считает, что гибридизация образовательных отношений, соединение очной формы с виртуальной и дистанционной формами обучения «рождает совершенно новый конгломерат». По его мнению, на этом фоне происходит устаревание образовательных организаций как институтов, переход их в виртуальную форму; отсюда появляются концепции виртуального юридического лица. Он наблюдает вторжение цифровых платформ в образовательные отношения, когда обучающийся вступает практически в образовательные отношения с платформой, а не с образовательной организацией.

В этом отношении МПГУ, от лица которого выступает Вадим Чеха, предлагает Министерству просвещения создать такую нейросеть образовательных организаций, в рамках которой федеральные инновационные площадки могут выполнять функции основных структурных узлов и кластеров, что позволит поддержать эффективность управления образованием.

Также МПГУ предсказывает реформирование трудовых отношений, когда возникнет проблема учёта рабочего времени учителя, осуществляющего образовательный процесс в дистанционной форме. Вадим Чеха предлагает создать цифровой рубль в сфере платных образовательных услуг, что позволит существенно расширить экспортные возможности русской школы за рубежом.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Один из основных инструментов будущей системы образования, по версии МПГУ, — это придание цифровой образовательной платформе статуса субъектности в образовательных отношениях, что предполагает соединение цифровой платформы с искусственным интеллектом. В этой связи университет предлагает такой подход, при котором цифровая платформа в будущем позволит выполнять функции работодателя в отношении педагогических работников, например: осуществлять подбор педагогических работников, определять статус и исследовать документы, устанавливающие трудовые отношения.

МПГУ предлагает министерству узаконить такие взаимоотношения между обучающимся и цифровой платформой, как простое технологическое подсоединение обучающегося к цифровой образовательной платформе и прекращение этого технологического подключения как основание для прекращения образовательных отношений. При этом важная роль отводится соединению цифровой платформы с образовательной программой, когда цифровая платформа, по сути, становится образовательной программой.

В рамках федеральных инновационных площадок Вадим Чеха предложил министру просвещения следующие темы для разработки:

  • правовое регулирование цифровых платформ на уровне школы;
  • локальное регулирование отношений, связанное с цифровизацией на уровне школы;
  • легализация новой субъектности учителя, выступающего вместе с образовательной платформой в условиях цифровизации;
  • оценка соблюдения конституционных прав обучающихся на доступное и бесплатное образование вследствие внедрения цифровизации.

«Эти предложения интересны, их нужно обсуждать», — прокомментировал доклад профессора МПГУ Сергей Кравцов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Aleksandr
Карма: 15
29.04.2021 22:51, #44572
Вадим Чеха не ответил на естественный вопрос: "Когда ожидать закрытия МПГУ?" Говорун так яростно рубит сук, что не замечает, что это сук, на котором он сидит.
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть