Министерство промышленности и торговли России заявило о том, что оно приступает к разработке стратегии региональной промышленной политики страны. Предполагается, что документ будет рассчитан на краткосрочный период — до 2024 г. и долгосрочный — уже до 2035 г. Стратегия должна будет способствовать координации развития промышленной политики в субъектах. Причём авторы документа будут учитывать региональную экономическую специфику. Вероятно, разработка данной стратегии предполагает корректировку планов социально-экономического развития субъектов там, где они есть. Между тем часть экспертов весьма скептически оценивает перспективы создания региональных документов долгосрочного планирования.
Долгосрочное региональное планирование лишено смысла?
Планы социально-экономического развития у большинства регионов есть и ориентированы они на 2030 г. Однако главы субъектов редко апеллируют к этим документам как в публичных выступлениях, так и в официальных документах. Почему это происходит?
Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский убеждён, что практика долгосрочного планирования в регионах есть, но она практически лишена смысла.
«Во-первых, у регионов нет столько полномочий и ресурсов, чтобы определять свое будущее далее, чем на один бюджетный цикл. Жесткие правила бюджетной дисциплины, установленные федеральным центром, не дадут сделать шаг влево или вправо. Во-вторых, на федеральном уровне постоянно принимаются решения, которые сводят на нет любые попытки долгосрочного планирования. Хоть запланируйтесь, а потом у вас федеральный центр заберет 1 процентный пункт налога на прибыль, вы потеряете 2−3 млрд в год и вместо долгосрочных планов будете судорожно искать, чем заткнуть эту дыру. В-третьих, мировая конъюнктура полностью лишает смысла долгосрочное планирование регионов. Мир постепенно все больше погружается в эпоху неопределенности, даже ведущие мировые аналитические центры не могут предсказать, что будет с экономикой через два-три года.
Кто в начале даже 2020 года мог предположить масштаб ущерба от коронавируса? И таких событий будет все больше. В этой ситуации любые долгосрочные региональные планы развития выглядят как попытка посмотреть за горизонт в подзорную трубу во время шторма на болтающейся палубе: через секунду после просмотра вся картинка будущего утратит актуальность».
Политический консультант Игорь Астранин уверен, что одной из главных причин слабой эффективности долгосрочного регионального планирования является нехватка квалифицированных управленческих кадров.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Долгосрочную социально-экономическую программу потянет далеко не каждый регион, и дело даже не в финансовых ресурсах, их всегда можно найти в федеральном бюджете, инвестициях или национальных проектах, во многом проблема в кадрах и сплоченности этих кадров вокруг общего дела. Многие регионы не имеют компетентных специалистов, а те в свою очередь, если и имеются в наличии, не обладают уверенностью в завтрашнем дне».
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков отмечает, что «стратегии социально-экономического развития регионов или наиболее электорально значимых муниципальных образований нередко начинают обсуждаться в преддверии губернаторских выборов, а принимаются уже после завершения таких кампаний».
«Как правило, более явную роль обсуждение таких документов играет в рамках избирательных кампаний врио глав регионов, идущих на первый губернаторский срок. В том числе и потому, что отношение к их долгосрочным инициативам у избирателя, как правило, несколько менее скептическое, чем в случае с губернаторами, уже проработавшими в должности один срок и более».
Скептически настроена к возможным долгосрочным региональным проектам политолог Алина Жестовская.
«Практика долгосрочного планирования в наших регионах живее Виктора Цоя. То есть на словах и даже на бумагах она присутствует. А вот с материализацией — беда. Только, по-честному, пишут эти талмуды тётеньки из региональных министерств, чтобы отправить тётенькам из федеральных министерств. Ну и ещё спичрайтеры губернаторов могут почерпнуть оттуда ведро-другое оцифрованного популизма. А когда доходит до воплощений, власти «въезжают в трухлявый пень» собственной дезорганизованности».
Эффективные стратегии могут быть только у «ресурсных» регионов
Несмотря на то, что многие субъекты не выносят в публичную плоскость широкое обсуждение собственных долгосрочных планов, имеются и исключения. Например, в Башкирии есть сразу три документа, которые можно рассматривать как перспективные планы региональной власти. Во-первых, это обнародованная при вступлении в должность Радием Хабировым программа развития республики до 2024 г. (на срок исполнения главой региона своих полномочий), во-вторых, план подготовки к празднованию 450-летия Уфы (в том же 2024 г.), в-третьих, стратегия социально-экономического развития республики до 2024 г. Говорить о достижении конкретных показателей, заложенных в этих документах, пока рано, так как их реализации в основном и начинается с 2021 г., но стоит отметить, что заявленное на днях открытие в регионе второй особой экономической зон (ОЭЗ) должно стать одной из важных частей реализации намеченных планов. Как отмечает Игорь Астранин, примеры долгосрочного планирования более характерны для регионов «с ресурсными уверенными в себе руководителями, либо в регионах, которые находятся на «попечении» крупных государственных корпораций».
С приходом нового руководителя — Олега Николаева — была принята стратегия социально-экономического развития в Чувашии. Причём если в большинстве регионов такие документы принимались до 2030 г., то в Чувашской Республике в качестве горизонта планирования установили 2035 г. В документе определены векторы, по которым необходимо действовать региональной власти: экономика, образование, медицина, весь спектр социальных задач. Главной целью заявлено повышение уровня и качества жизни в республике.
Михаил Нейжмаков также уточняет, что в Приволжском федеральном округе среди примеров появления подобных документов выделяются «заявления Дмитрия Махонина в Пермском крае (еще в статусе врио губернатора) о необходимости создания «Центра управления будущим» и разработки Стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года (официальное распоряжение о разработке такой стратегии было подписано Махониным уже после губернаторских выборов)».
«Однако обсуждение таких документов обычно является одной из составляющих, но все же далеко не центром политической повестки в регионах. Впрочем, внимание губернаторов к разработке таких региональных стратегий может получить одобрение лояльной аудитории. При этом резонансные инициативы федеральных властей, которые весьма вероятны в год парламентской кампании, могут стать дополнительным мотивом для целого ряда губернаторов заявить о необходимости корректировки стратегий развития своих регионов в связи с новыми нюансами политики Центра. Для аналогии можно вспомнить, например, как в июле 2020 года губернатор Самарской области Дмитрий Азаров говорил о необходимости «актуализации долгосрочной стратегии социального-экономического развития» этого региона и входящих в него муниципальных образований, исходя из поручений Владимира Путина по корректировке национальных проектов».
Скептически настроена по отношению к региональным стратегическим документам Алина Жестовская.
«Давайте пойдём от общего к частному. У Приволжского округа, если верить сайту федерального Минэконома, стратегия социально-экономического развития кончилась в прошлом году. А вот у Дальнего Востока и Северного Кавказа новые документы уже сверстаны, и аж до 2025-го. Так что резонно ожидать консолидированного плана-графика и от ПФО. Тем более фактура в наличии, да ещё какая. На сайте правительства Кировской области можно найти проект социально-экономического развития субъекта аж до 2035 года! В Ульяновской области спланировались до 2030-го и, что примечательно, сделали это ещё в 2015 году, а в 2019-м документ актуализировали. В Пермском крае сначала тоже верстались до 26-го, а в прошлом октябре дописали целей и задач также до 30-го.
Смотрите, у нас каждый финансовый год регионам выделяются деньги на реализацию нацпроектов и каких-то ещё сверхважных, благословленных Кремлем затей. И все эти спонсируемые из центра направления абсолютно логично совпадают с тезисами из территориальных стратегий. Короче — бери да делай. Но вот парадокс — на начало минувшего ноября Оренбургская область не успевает освоить и 45% московских целевых средств. И так по всему ПФО. Даже лидирующий, по собственным подсчетам, Пермский край реализовывает показатели на 96% из 17 млрд рублей. И это, на секундочку, выше среднероссийского показателя».
По её мнению, причины у данного явления две.
«Первая причина — бюрократическая волокита. Наши власти могут планировать на десятилетия, а вот отопительный сезон, строительный сезон, даже снег в декабре всегда для них случаются внезапно и застают врасплох. А вторая беда — это попытка всеми правдами и неправдами провести деньги через «правильных» подрядчиков. Процедуры поиска и согласования «прачечных-однодневок», защиты «кривых» конкурсных процедур в прениях с ФАС занимают столько времени, что на реальные дела сроков уже не хватает. Притом проштрафившимся в одном году субъектам транши на следующий период блокируют, и начинается то самое «денег нет, но мы держимся», — считает Алина Жестовская.
Так или иначе, стратегии социально-экономического развития у российских регионов имеются. Ключевой вопрос: имеются ли ресурсы для их реализации, и этот вопрос пока открыт. Вероятно, что и здесь мы придём к привычной в последнее время ситуации, когда реальные возможности реализовать свои планы есть лишь у сильных в социально-экономическом отношении регионов. Остальным же вновь придётся ждать дотаций из центра.
Комментарии читателей (0):