После трех выборов менее чем за два года ни имя премьер-министра Израиля, ни в целом праворелигиозный состав его правительства не изменились, и во вторник израильские избиратели опять возвращаются к урнам для голосования, чтобы провести еще один референдум о лидерстве Биньямина Нетаньяху: кто «за» и кто «против». Именно так звучит повестка поистине судьбоносного (хотя, сколько их уже было в истории государства!) дня, а не программы 37 участвующих в выборах партий и общественных организаций. Программы вообще мало кого интересуют. Главное — личность лидера.
На этот раз результаты борьбы Нетаньяху с пандемией коронавируса, видимо, станут центральным моментом доверия лично к нему, премьеру, несменяемому уже в течении 12 лет. Между тем итоговые опросы предвыборной кампании, опубликованные в пятницу, указывают на высокую вероятность, что итог и этих беспрецедентных, четвертых по счету выборов вполне может быть таким же: партия Нетаньяху с его партнерами по коалиции получит примерно половину мест в кнессете из 120. Стакан, короче говоря, вновь окажется наполовину полон или наполовину пуст, — это как посмотреть.
Согласно последним опросам, процент тех, кто еще не определился, выше, чем на предыдущих выборах. Опрос 12-го канала ТВ показал, что 10% израильтян не определились с выбором, за кого голосовать, а это худо-бедно 12 мест в парламенте. Другой опрос показал, что как минимум 36% избирателей сделают свой выбор в день выборов.
Для тех, кто задается вопросом, зачем, почему, став самым «долгоиграющим» премьер-министром в истории Израиля, Нетаньяху снова испытывает свою судьбу, — ответ: это личное. Это его Миссия, завершить начатое, превратить Израиль в мировую сверхдержаву.
Как мы помним, Нетаньяху подписал соглашение о разделе власти прошлой весной со своим главным соперником генералом Бени Ганцем в первые недели вспышки коронавируса. С этого момента он делал все возможное, чтобы отодвинуть дату передачи власти, которая была согласована на ноябрь 2021 года, а то и вовсе проигнорировать соглашение. Нетаньяху не хотел первым разрывать сделку, которая предусматривала, что он поменяется местами с лидером «Кахоль Лаван» («белоголубых»). Он просто нашел лазейку — сценарий, при котором Кнессет самораспустится из-за неспособности принять бюджет (на один или два года?).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это позволило Нетаньяху оставаться действующим премьер-министром до дня выборов, а там — куда кривая вывезет.
Споры по поводу повестки дня правительства и споры по поводу бюджета привели к краху правительства т.н. национального единства в декабре прошлого года. За прошедшее с тех пор время Израиль стал мировым лидером по охвату вакцинацией своих граждан от COVID-19, одной из главных составляющих победной кампании Нетаньяху по переизбранию. Теперь вопрос заключается в том, окупится ли ставка премьер-министра? Вот четыре возможных сценария выборов во вторник:
1. Нетаньяху избирается на рекордный шестой срок. Правая коалиция, в которую входит его партия «Ликуд», а также ультраортодоксальные фракции и религиозные сионисты, получает по крайней мере 61 из 120 мест в Кнессете. Это потребует от Нафтали Бенета, лидера партии «Ямина», бывшего министра обороны, ставшего его главным противником, рекомендовать Нетаньяху на пост премьер-министра на этапе переговоров по сколачиванию коалиции и получения мандата у президента Израиля Руби Ривлина.
Бенет, глава партии «Ямина» и яростный противник действий правительства в борьбе с пандемией и восстановления рухнувшей экономики, так и оставил без ответа вопрос: присоединится ли он к правительству, возглавляемому Нетаньяху, поскольку опросы показали, что его электоральный вес — от 9 до 10 мест. В последние недели Бенет, однако, вполне однозначно дал понять, что выдвигает свою кандидатуру на пост премьер-министра, настаивая на том, что он единственный соперник Нетаньяху справа, который может сформировать стабильное правительство, чтобы решить те задачи, которые Нетаньяху оказались не под силу.
Те же опросы показывают, что правящая партия «Ликуд» может получить от 30 до 32 мест. Если это произойдет, Нетаньяху может получить вместе с традиционными партнерам необходимое коалиционное большинство в 61 место, и тогда Бенет вряд ли откажется стать частью его правительства, если Нетаньяху предоставит ему и его сподвижникам лучшие министерские кресла.
Нетаньяху с некоторым опозданием, но активно боролся за выведение Израиля из кризиса COVID-19 с помощью успешной кампании вакцинации. Результаты превзошли все ожидания. Он поменял предвыборную стратегию в отношении арабоязычных избирателей, агрессивно ухаживая и щедро раздавая обещания, что резко контрастировало с предыдущими выборами, когда он нападал на них, пользуясь расистской риторикой. Стремление Нетаньяху заручиться поддержкой арабов вбило клин между фракциями, составляющими единый список арабских партий. Один из членов кнессета, Мансур Аббас, сказал, что работать с Нетаньяху можно для решения финансовых проблем израильтян-арабов, и это для его избирателей важнее, чем идеологические разногласия с «Ликудом». Фракция Аббаса собирается получить всего четыре места в Кнессете, как показывают недавние опросы, в то время как другие арабские партии вместе набирают восемь мест. Но и четыре депутатских мандата могут склонить чашу весов в те или другую сторону, когда настанет час формирования правительства.
Что касается трех других партий — центристской «Синие и белые» Ганца, левой «Мерец» и партии «Авода» — они едва преодолевают порог, необходимый для вхождения в Кнессет.
2. В отличие от предыдущих выборов на этот раз Нетаньяху бросают вызов справа сразу два соперника: Нафтали Бенет и Гидеон Саар, которые официально заявили о своем намерении занять премьерское кресло. Саар, один из лидеров «Ликуда», теперь возглавляет партию «Новая надежда». Он заявил, что не будет сотрудничать с Нетаньяху ни под каким соусом. Примерно то же говорил Ганц на прошлогодних выборах, и где он сейчас?
Голоса левоцентристов поделены между четырьмя партиями. Плюс Авигдор Либерман со светской, националистической партией «Исраэль Бейтейну», которую обвиняют в агрессивном антирелигиозном курсе. Его рейтинг не изменился — около 8 мест в кнессете.
Яир Лапид, глава центристской партии «Еш Атид», отказался четко заявить, что баллотируется на пост премьер-министра. Несмотря на то, что Лапид возглавляет самую крупную оппозиционную партию против Нетаньяху, его привлекательность ограничена, поскольку в обществе распространено мнение, что ему не хватает дипломатического опыта и опыта в сфере безопасности. Электоральный вес «Еш Атид» – 18-19 мест.
Лапид, Саар и, возможно, Бенет могли бы объединить усилия с целью присягнуть правительству под руководством любого из их, чтобы свергнуть Нетаньяху. Но им, вероятно, потребуется либо убедить арабские партии воздержаться при голосовании в Кнессете, либо добиться от ультраортодоксов отказа блокирования с партией «Ликуд». Такой вариант также теоретически не исключен.
После этого Нетаньяху придется покинуть резиденцию премьер-министра на улице Бальфур в Иерусалиме и предстать в апреле перед обвинителями на судебном процессе по делу о коррупции как простому гражданину, но члену кнессета. Кошмарный для него сценарий — когда любой из трех человек (Лапид, Бенет или Саар), получит достаточно мест, чтобы использовать свое влияние на переговорах по созданию коалиции и стать следующим премьер-министром Израиля.
3. Если Нетаньяху не удастся собрать праворелигиозное большинство в кнессете, нет никаких гарантий, что кто-либо из его соперников также сможет это сделать. Вне зависимости от того, зайдут ли выборы в тупик при счете 60-60, или стороны не смогут согласовать консенсусного кандидата на пост премьер-министра, Израиль двинется к новым выборам, уже пятым, вероятно, к осени.
После чего Нетаньяху останется в должности исполняющего обязанности главы временного правительства до тех пор, пока не будет приведено к присяге новое правительство, если израильтянам на этот раз повезет чуточку больше.
4. Последний сценарий предполагает эффект неожиданности. Бенет — харизматичный лидер «новых правых», сын американских иммигрантов, который служил в элитном воинском подразделении и работал в сфере высоких технологий, прежде чем заняться политикой в 2012 году. Он занимал пост министра образования, экономики, по делам диаспоры, религиозных служб и, в самое последнее время, министра обороны, оставаясь при этом постоянным критиком Нетаньяху «справа», стремящимся стать «пост-Нетаньяху». Его программные взгляды ясны и прозрачны: присоединение (аннексия) территорий Западного берега реки Иордан, эффективная экономика свободного рынка, ограничение властных полномочий Верховного суда в пользу кнессета. Ради достижения этой цели Бенет вполне может прибегнуть к сделке с левоцентристами, которая поможет ему занять премьерское кресло. Или он может попытаться в последнюю минуту заставить Нетаньяху согласиться на ротацию (наподобие той, фиктивной, с Ганцем).
Что касается последнего претендента, Гидеона Саара, он мог бы стать премьер-министром, перетянув на свою сторону некоторых членов «Ликуда», которые знают его много лет, и убедить их порвать с Нетаньяху, если ситуация действительно зайдет в тупик и его кандидатура станет альтернативой новым выборам. Но шансов на это, как на чудо, крайне мало. Согласно опросам, ко дню выборов партия «Новая надежда» Саара подошла не в лучшей спортивной форме.
Есть вопрос, на который стоит обратить особое внимание, — явка избирателей. Это обстоятельство может стоить премьерского кресла любому из кандидатов. Эксперты ожидают, что явка будет ниже, чем в последних трех турах голосования, просто из-за усталости и апатии израильтян в процессе излечения страны от ковида. На выборах в апреле 2019 года проголосовало 68% избирателей, имеющих право голоса. Затем последовало увеличение более чем до 71% на выборах в марте 2020 года. На этот раз голоса израильских арабов раздроблены, левый лагерь деморализован, а пандемия по-прежнему влияет на настроения, отсидеться ли дома или пойти на участок для голосования. Более высокая явка может быть в пользу Нетаньяху, в то время как относительно низкая явка израильтян может помочь преодолеть порог «легитимности» более мелким партиям, что помешает Нетаньяху сходу набрать большинство в 61 голос в кнессете. Поэтому процент не определившихся избирателей (за кого голосовать?) до самого последнего дня может оказаться решающим фактором для нынешних выборов. Эксперты утверждают: это связано с тем, что избиратели, желающие отправить Нетаньяху в отставку, имеют немало альтернатив или предпочтений.
Рассуждать же о том, что будет, как изменится — или не изменится — внешнеполитический курс израильского правительства, что должно бы интересовать нас в первую очередь, по-видимому, нет смысла, пока мы не узнаем, чем сердце израильтян успокоится.
Комментарии читателей (0):