На фоне того, что происходит в Армении, в тени остались те процессы, которые проходят в Азербайджане. В стране пока нет никаких бурных процессов с попытками смены власти, как в Армении, но оппозиция постепенно набирает обороты, подвергая критике политику руководства страны. Послевоенная эйфория в Азербайджане, несмотря на большие усилия подконтрольных властям медийных ресурсов постепенно спадает. Первые месяцы после успешной для Азербайджана войны удавалось отвлечь население на детальный разбор боевых операций, интервью ветеранов, выступления главы государства о том какие планы и проекты будут претворятся в жизнь на возвращенных под контроль территориях Карабаха. В стране чувствовался моральный и духовный подъём, население жило надеждами больших перемен. На перемены надеялись и такие автохтонные народы как талыши и лезгины, вновь проявившие себя на полях сражений, что широко освещалось в социальных сетях. Многие слои общества думали, что Ильхам Алиев, набрав высокий рейтинг, как освободитель оккупированных территорий, наконец-то, пойдет на коренные изменения в стране по разным направлениям, которые полностью поменяют облик государства. Впрочем, на это надеялись не только в самой республике, но и за ее пределами. Даже самая радикальная оппозиция во время войны прекратила свою критику в адрес властей и в стране наблюдалось общенациональное единение. Но уже в ходе боевых действий чувствовалось, что послевоенные процессы пойдут не совсем так, как ожидается. Так оно и произошло. Никаких революционных изменений в управлении государством не наблюдается. А жёсткий карантинный режим и закрытие границ очень чувствительно ударил по благосостоянию населения и вообще экономике старны. В СМИ проходит информация что возможно, вновь будет введен жёсткий карантинный режим. Уже с началом боевых действий в Нагорном Карабахе становилось ясным, что эти меры были не столько для предотвращения распространения коронавируса, а сколько для того чтобы жёстко держать под контролем ситуацию в стране до войны, во время войны и после войны.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Президент страны на днях вновь совершил визит в бывшие под контролем армянских сил районы. Снова можно было слышать популистские, полные патриотизма заявления, но на сей раз общество реагировало не так оптимистично, потому что общество постепенно охладевает ко всей этой истории. На поддержание этой эйфории и отвлечение населения от реальных социально-экономических проблем были пущены большие ресурсы. После войны в Карабахе в социальных сетях азербайджанские блоггеры и публицисты размещали большое количество материалов о прошедшей войне. Но это не помогает забывать о том, что семью надо содержать, дети хотят есть, они ходят в школу, болеют, их надо лечить и на все это нужны деньги. По официальным данным в стране прибавилось еще около 20 тысяч безработных. Безработица остается основной проблемой страны. Другая проблема это задержка выдачи зарплат. Зарплаты не только задерживаются месяцами, но они и низки. После войны повысилось число суицидов и это не только среди военных. Население страны находится в стрессовом состоянии. Карантин очень сильно ударил не только по благосостоянию граждан, но и по психологии. Молодежь не может найти работу и не может построить семью, обнищание идет быстрыми темпами. На опустевших улицах столицы, да и вообще в обществе чувствуется депрессивное состояние. И если кто-то с улыбкой на лице будет говорить, что все хорошо, скоро будут перемены и страна скоро станет другой, то это либо люди, живущие за переделами Азербайджана, либо благосостояние таких людей прямо или косвенно связано с действующими властями или правящим кланом. Только такие люди могут быть довольны ситуацией в стране, которые не чувствуют на себе тяготы жизни в Азербайджане. СМИ Азербайджана удалось нарисовать для несведущих и не проживающих в стране людей несоответствующую действительности ситуацию. Мы можем даже предположить и то, что возможно сам Ильхам Алиев не знает, что происходит, хотя слабо в это верится, и это не меняет настоящей ситуации. Ложь не меняет ситуации, она просто вводит в заблуждение, ухудшая ее.
Народ же ропщет и говорит, что «их зарплаты были и без войны на низком уровне, а сейчас деньги пойдут на восстановление, освобожденных от оккупации земель и денег на повышение их зарплат, социальных выплат и пенсий вообще не будут выделять». Простой народ сегодня больше думает о реальных проблемах содержания своих близких и родных, хочет, чтобы экономическая ситуация в стране выправилась. Но пока не видно света в конце тоннеля. Взятые заграницей кредиты распилены безрезультатно. На государственные должности, да и на должности в крупных компаниях, назначаются те же люди связанные с правящим кланом, их родственники и земляки. Ничего, по сути, не изменилось. Процессы идут те же, коррупция и несправедливое распределение национальных богатств, ресурсов и иных средств остаются на повестке дня. Бедные стали еще беднее, богатые еще богаче. Республика за все это время не воспользовалась доходами от нефти для построения ненефтянной промышленности, а сельское хозяйство перешло в руки кланов, которые контролируют ее через крупные агропарки и все субсидии ими же и расхищаются и не используются по направлению. Власть не может решить эти проблемы и прибыли распределяются несправедливо. Субсидии для сельского хозяйства стали полезными, только для крупных агропарков, которые принадлежат узкой группе лиц. В стране нет свободного бизнеса и свободных частников. Нет свободного банкинга и вообще инфраструктуры. В связи со всем этим и положение молодежи усугубляется. Сегодня в стране народ очень недоволен послевоенной ситуацией. Из уст людей уже можно слышать следующие высказывания: «Сами они в свое время сдали эти территории армянам ради власти, а сейчас вернули кровью наших детей, что нам от этого? На крови наших детей стали героями и заработали очки». Власти также в одно время имитировали реформы. Подконтрольная им пресса больше писала и сообщала о реформах, но реальных изменений до сих пор нет. В стране так и не сформировалась та самая национальная элита, которую можно было бы назвать настоящей элитой заботящейся о будущем страны. Поэтому нам по сей день непонятно, кого подразумевают под национальной элитой Азербайджана некоторые аналитики в России. Никаких истинно национальных элит в стране нет. Есть властвующий клан, который обычно называют властвующей элитой, но это не всегда национальная элита, особенно в случае с Азербайджаном.
На первый взгляд Ильхам Алиев имеет ресурсы и если начнет глубокие реформы, то народ может поддержать его. Есть общественная поддержка этих реформ, и есть нужда в них, но почему-то нет политической воли для этого. Но вместо проведения реальных реформ глава государства постепенно теряет популярность. Потому что население стремительно нищает. Страна идет к глубокому кризису, общество деградирует. Косметические изменения тут не могут помочь. Не хватает и кадров, которым власти могли бы доверится. Поэтому, порой один доверенный человек клана завален функциями десятка министерства, комитетов и разных ведомств. Несмотря на это молодёжь отчаялась реализовать свои возможности и таланты. Все это ведет страну к социальному взрыву.
Для сравнения отметим, что государственный бюджет 10 лет назад, в 2011 году составлял 15 миллиардов манат, что тогда, по тому курсу, равнялось, примерно, 18 миллиардам долларов. А сегодня, в 2021 году государственный бюджет составляет 14 миллиардов долларов и это при обесценившемся манате, покупательская способность которого стремительно падает из-за безудержного роста цен, в том числе и на продукты питания. ВВП страны когда-то достигало 75 миллиардов долларов, но показатели прошлого года приближаются всего лишь к 42 миллиардам долларов. Эти официальные цифры говорят о многом. Послевоенная страна лихорадит, кадровые перестановки ничего не меняют, так как происходят внутри одного правящего клана, по сути ничего не меняется. Провинциальные районы Азербайджана обезлюдели и бедствуют. Возникает вопрос, если в районах, где никогда не было войны такая тяжелая ситуация, то, что будет с теми районами, где вообще снесены города и села? Послевоенные ожидания народа все же не сбываются. Между тем по оценкам экспертов заканчиваются и нефтяные запасы страны.
Оппозиционеры разных калибров возобновили свою критику с новой силой в адрес политики президента страны. Они с каждым днем усиливают критику в адрес главы государства, поднимая все эти социальные вопросы и особенно критикуя отношение властей к благосостоянию военнослужащих, их семей, семей павших на войне и ветеранов войны. В армии действительно есть проблемы, и военные проявляют недовольство. Аресты и увольнения высокопоставленных военных после войны о чем-то говорят. Пока мы не будем углубляться в эту тему.
В ответ на это глава государства демонстрирует гневную реакцию, обвиняя оппозицию во всех прошлых поражениях и потерях. Кроме того власти предпочитают направлять внимание людей на события в Армении. Но сегодня немыслимо чтобы в Азербайджане протестующие также как в Армении выходили на площади и высказывали свои требования. В Армении эта политическая культура все же сформировалась, и полиция не разгоняет народ, избивая его. В Армении сформировались политические силы и центры. И об этом говорит азербайджанская оппозиция, приводя в пример демократические процессы в соседней республике.
Выступающий, с критикой Ильхама Алиева, глава Народного Фронта Азербайджана (НФА) Али Керимли обратил внимание на критику президента Азербайджана в адрес премьер-министра Армении Никола Пашиняня. «Ильхам Алиев критикует Никола Пашиняна за то, что тот жестко относится к оппозиции и не выпускает главного оппозиционера, то есть Роберта Кочаряна за пределы страны. Тогда как сам Ильхам Алиев не позволяет мне, Али Керимли на протяжении 15-ти лет получить заграничный паспорт, чтобы у того была возможность покинуть пределы Азербайджана» – говорит он, выступая на центральном оппозиционном ресурсе «Час Азербайджана» (Azərbaycan saatı). «И если у Роберта Кочаряна запрет на основе требований закона, то оснований для запрета выдачи заграничного паспорта для меня нет вообще. Запрет негласный. Ильхам Алиев решил посоревноваться в демократию с Арменией, но приводит уж очень неудачный пример. И это при том, что у меня на руках решение европейского суда по правам человека» - продолжает глава старейшей оппозиционной партии.
В Азербайджане широко освещается противостояние партий в Армении, и делается это так как будто, это СМИ какой-либо высокоразвитой европейской страны освещают ситуацию где-то в Африке. На самом деле, даже оппозиция Азербайджана открыто утверждает, что Армения выгодно выделяется уровнем демократии перед Азербайджаном. «В Армении нет 146 политических заключенных, а в Азербайджане есть» - отмечает оппозиция, и приводя в пример процессы в Армении они утверждают, что в гонке за демократию Азербайджан проигрывает.
Кто-то может возразить и сказать: «а кому нужна эта демократия»? Вот армяне своей демократией доигрались и проиграли в войне. Но на самом деле это далеко не следствие демократии или свободной политической жизни, как таковой. Есть достаточно примеров, когда авторитарные государства также терпели поражения в войнах. Как видим, победа в войне для Азербайджана становится камнем преткновения перед демократическим развитием. Теперь все должны молчать и принимать всё, что утверждает клан управляющий страной. Против кого пойдет народ? Против освободителя Шуши? Против кого вы идете? Против освободителя Карабаха?
Но, несмотря на это оппозиция все же постепенно набирает обороты, обвиняя Ильхама Алиева, в том, что он наоборот ухудшил ситуацию с Нагорным Карабахом, допустив туда российских миротворцев. «Основная часть именно тех самых спорных территорий Нагорного Карабаха теперь не под контролем Азербайджана, эти территории уже под двойным контролем, и армянских сил, и российских миротворцев, которых они называют просто российской армией» – утверждает оппозиция. Можно констатировать тот факт, что Нагорно-Карабахская проблема на сегодня оппозиционными силами основным объектом критики, так как именно этот аргумент – «победа в войне», является самым веским в руках правящей элиты.
Оппозиционно настроенные общественные деятели и лидеры в своих выступлениях утверждают, что Нагорный Карабах не возвращен под контроль Азербайджана. Они считают, что Нагорно-Карабахский конфликт все еще не решен. «Постоянные утверждения о том, что проблема решена, не соответствует действительности» - заявляет глава НФА. По его словам, армянские вооружённые силы все еще в Нагорном Карабахе, российские миротворцы там и Азербайджан не может восстановить свой суверенитет над этими территориями. А власти тем временем молчат и ничего народу не объясняют, постоянно повторяя одну и ту же тантру: «статуса не будет».
«Но вопрос статуса постоянно поднимается в российский прессе, российскими высокопоставленными чиновниками и даже самим президентом России Владимиром Путиным. Проблема Нагорного Карабаха обсуждается между Ираном и Турцией, между Россией и Ираном, между Россией и Францией, а нам заявляют, что конфликт решен. Если это так, тогда зачем эти обсуждения со стороны официалов других государств относительно наших территорий?» - резюмирует оппозиционный лидер.
После окончания успешных боевых действий, власти полагали, что народ больше не будет слушать оппозицию, но это вовсе не так. Победы недостаточно чтобы диктовать, что угодно, тем более слова Ильхама Алиева относительно капитуляции и полного решения конфликта в глазах народа не оправдались. Хотя об этом, в открытую, не всегда любят говорить в народе. Об этом не хотят думать. Отрицательно на рейтинге властей сказалось и отношение к военным страны, к семьям погибших и ветеранам. Только после общественного давления власти приняли решения направленные на улучшение содержания военных, ветеранов и семей погибших и то в сильно усеченном виде. Провалился также план по созданию ручной оппозиции, так как последние просто дискредитировали себя сотрудничеством с властями. Реальная оппозиция тем самым постепенно меняет ситуацию в свою пользу. Борьба против коррупционеров, которую развернула власть, была свернута после арестов малозначимых должностных лиц средненького уровня. Видимости борьбы с коррупцией создать тоже не удалось. Выборочные «казни» не дали эффекта. И поэтому, оппозиция завидев шанс послевоенного возрождения своих позиций в обществе разоблачает этот театр. Ведь расчет на то, что народ вообще будет молчать, на все творящееся в стране, не сработал. Более того в народе поощряется недовольство возвращением российских войск в зону конфликта. Оппозиция пропагандирует это как возвращение оккупационных сил в Азербайджан. Они заявляют: «Как можно считать конфликт оконченным и вопрос решенным, если в Нагорном Карабахе армяне проводят церемонию присяги военнослужащих армии НКР, вешают армянские флаги в городах и на позициях, проводят многотысячные марши и митинги, посвященные дню независимости НКР? Араик Арутюнян принимает российских военных как глава государства, флаг и герб НКР, при этом, демонстрируется на всех приемах, у них там действует Совет безопасности во главе с генералом Виталием Баласаняном, который заявляет, что у Арцаха будет своя армия? Азербайджанцы, да и сам президент страны не могут поехать в столицу Нагорного Карабаха, вместо этого постоянно поднимается вопрос статуса Нагорного Карабаха, а глава государства Ильхам Алиев не дает никаких объяснений и просто твердит свое».
«Какая сторона контролирует ситуацию в Нагорном Карабахе и от какой страны там все зависит?» - задает вопрос ведущий оппозиционер страны Али Керимли. По его мнению ситуация наоборот усугубилась, так как сейчас все зависит от России: от России зависит то сколько людей будет переселено в Нагорный Карабах; как там будут жить люди в достатке или нет; останутся там люди как на своей Родине или уедут; от кого зависит продолжительность мира и прекращения огня; выведут ли армяне свои вооруженные силы из Нагорного Карабаха или нет; как будет управляться эта территория и каким образом там будут создаваться правительства; будут ли там проводиться выборы; каков будет статус этих территорий; Россия решает, как и с кем согласуется посещение этих территорий; если России нужна будет война она там начнется; если России не нужна война, то она ее пресечет. Перечисляя все это, он обосновывает, свою позицию и заявляет: «Теперь видите, кто на самом деле контролирует ситуацию? Мы сидели в своей стране (то есть без русских – ред. от авт.) и знали, что мы решаем, как и когда воевать и как быть, и мы знали, что наша армия способна вернуть эти земли. Не Ильхам Алиев, так другой глава государства мог бы отдать приказ начать войну. Есть ли у нас сейчас эти возможности? Нет. Сейчас армянские сепаратисты охраняются еще лучше, чем ранее. Раньше там была только армянская армия, а сейчас еще и армия России. И все это Ильхам Алиев представляет нам как победу войне в Нагорном Карабахе. Но все эти преимущества в руках России. И все решает Россия. Военным путем этот вопрос не решить и мы должны действовать как молдаване, избрать национально ориентированное независимое правительство и требовать вывода этих войск». Такова суть высказываний и оппозиционной критики в адрес Ильхама Алиева.
В свою очередь мы хотели бы обратить внимание на то, что заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе с 10 ноября 2020 года не было подписано главой непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Хотя под Бишкекским протоколом о прекращении огня от 1994 года стояла подпись и Нагорно-Карабахской стороны. Непосредственно с Нагорным Карабахом подписывались соглашения о прекращении огня в 1993 году, в ходе первой войны, уже во время правления Гейдара Алиева. Значит, усопший отец нынешнего президента считал нужным, чтобы соглашение соблюдалось всеми фактическими сторонами конфликта. Но под заявлением от 10 ноября не стоит подписи главы непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Араика Арутюняна и поэтому это соглашение армянами Нагорного Карабаха могут не соблюдаться. Премьер-министр Никол Пашинян же в ответе только за армянские вооруженные силы, относящиеся к Армении, которые и были выведены с территорий Азербайджана. Вот почему в самом Нагорном Карабахе по сей день, армяне вешают свои флаги, там все еще функционируют вооруженные силы непризнанной НКР, ликвидация которой, в свое время законодательством СССР не было отнесено к компетенции Азербайджанской ССР. Наоборот Законом СССР от 3 апреля 1990 г. автономиям и компактно проживающим народам давалось право выхода из состава СССР и из состава союзных республик. Статья 3 закона гласила: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно».
Напомним, что 26 ноября 1991 г. Верховный совет Азербайджана принимал закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области (Закон АзР «Об упразднении НКАО АзР», от 26 ноября 1991 года. Ведомости ВС АзР, 1991, N 24), и который Комитетом конституционного надзора СССР в связи с несоответствием статьям Конституции СССР был признан антиконституционным (Постановление Комитета конституционного надзора СССР об актах Верховного Совета СССР и его Президиума и Верховных Советов Азербайджанской ССР (Азербайджанской Республики) и Армянской ССР (Республики Армения) о Нагорно-Карабахской автономной области, от 28 ноября 1991 г. N 28).
Помимо этого, в заявлении от 10 ноября 2020 года также не было определено то, будет ли статус у оставшихся под контролем карабахских армян и российских миротворцев территорий или нет. Устно можно заявлять что угодно, но это не закреплено в трехстороннем заявлении. Юридическую силу имеет только то, что официально закреплено, но в этом заявлении нет ничего относительно статуса этих территорий. Таким образом, вопрос остается открытым и будет решаться в будущем.
И еще один важный вопрос остается открытым. Дело в том, что в пункте 4 данного заявления оговариваются и условия вывода российских миротворцев из Нагорного Карабаха: «Миротворческий контингент Российской Федерации развёртывается параллельно с выводом армянских вооружённых сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации – 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения».
Данный пункт несколько странный. Допустим, что Азербайджан заявляет за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить присутствие российских миротворцев на этих территориях. И российские войска, несмотря на нежелание Армении, покидает Нагорный Карабах. Где гарантии того, что мир будет поддерживаться и дальше, а местное население не будет полностью изгнано со своих насиженных мест? Где гарантии невозобновления боевых действий с учетом того, что непризнанная НКР не подписывала заявление и не брала на себя обязательств разоружаться, и того, что по сей день на этих территориях остаются склады с вооружением, боеприпасами и есть вооруженные силы, которые считаются местной армией? Допустим, и Республика Армения, и Азербайджанская Республика потребуют вывода российских войск из Нагорного Карабаха. Тогда будет ли вообще учитываться мнение самих карабахских армян? Их просто оставят на убой? Сложно это представить. По всей видимости, эти положения будут пересмотрены, так как нет еще всеобъемлющего мирного соглашения, ратифицированного парламентами обеих стран. А время для этого еще есть. Кроме того в пункте 6 заявления говорится, что «по согласованию Сторон в ближайшие три года будет определён план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Нагорным Карабахом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута». Это положение говорит, о том, что российский контингент еще будет охранять новый маршрут, который еще будет запланирован в ближайшие три года, который еще будут строить какое-то время. И тогда возникает вопрос, зачем нужен новый коридор, если уже есть две готовые дороги через Кельбаджар и Лачин. Ведь когда российские миротворцы покинут Нагорный Карабах третья дорога, по сути, будет такой же, как и те две готовые дороги. Тогда зачем нужна третья дорога, если российские миротворцы уйдут через пять или десять лет? Это говорит о том, что условия мирного соглашения будут заново пересмотрены, а российские войска там останутся надолго, обеспечивая безопасность и фактический статус Нагорного Карабаха, мир и согласие между двумя народами, что является идеальной формулой на ближайшие 20-30 лет, а то и больше. Можно предположить, что пока в период правления Ильхама Алиева эти вопросы будут законсервированы или останутся на уровне обсуждений.
В стране по-прежнему остаются и проблемы с реализацией прав автохтонных народов, самыми активными из которых, традиционно, являются талыши, численность которых только в Азербайджане достигает полутора миллиона. Но официальный Баку игнорирует и эти вопросы, даже не пытаясь решить хоть какие-то самые незначительные, простые и элементарные проблемы. К примеру, можно было бы открыть факультет талышского языка в Педагогическом Университете страны или же в Ленкорани, столице Талышского региона. Признать талышский язык официально хотя бы региональным языком Талышского региона, на основе чего выделять соответствующий бюджет для развития культуры древнейшего и многочисленного народа страны. Несмотря на мирные и законные требования талышей, все они игнорируются. Не решены и не решаются никакие социально-экономические проблемы Талышского региона. Талыши не могут занимать руководящих должностей в своем регионе, предпочтение отдается выходцам из других регионов, даже если речь идет о работе среднего уровня. Но во время войны талышские бойцы очень активно рекламировались в социальных сетях, и это даже поощрялось государством. Хочется отметить, что гражданин страны, естественно, должен защищать свою страну. Но тут есть подоплека. На сей раз, все это делалось для того, чтобы показать талышей как народ абсолютно не заинтересованный в реализации именно своих национальных интересов, в развитии своей культуры, в активном участии управлении государством, в том, чтобы добиться статуса для своего языка и своего народа. Власти страны, хотят показать, что все чаяния талышей за все эти годы были исключительно о Нагорном Карабахе, и теперь все решено, и ничего больше им не надо. И в самом деле, все похоже на то, что в Азербайджане талыши, как некие германские воители, воюющие в армиях Римской Империи, против кого угодно и жертвуя своими сыновьями ради чего угодно, но только не ради своих национальных интересов. Именно такая формула безликости, бездумности, внедряется в среду талышей, лезгин и прочих автохтонных народов и это демонстрируется за пределами страны. Для создания такой не соответствующей действительности картины тратятся деньги.
Дискредитация талышей в глазах сил, которые могут поменять обстановку в регионе и оставление их за бортом в будущем дележе государственного пирога при любом стечении обстоятельств – вот основная цель действий нынешних властей и правящих кланов. При любом исходе и изменении ситуации в Азербайджанской Республике талыши по их плану должны стать аутсайдерами во всех политических процессах и при любом политическом раскладе. И такое отношение ко всем автохтонным народам, но к талышам внимание особое. И по той причине, что этот народ, правящие элиты считают угрозой, по причине его российско-иранской ориентированности, нарастающей пассионарности, многочисленности, воинственности, кадрового потенциала, истории, культуры и ценностей, существования интеллигенции, заявляющей открыто о своей национальной принадлежности и самое главное, в силу всего перечисленного, его внесистемности. Ведь ни один другой народ в Азербайджане не оказывает такого сопротивления ассимиляции и пропагандистскому давлению. Даже во время прошедшей войны, солдаты-талыши вооружённых сил Азербайджана, на видеосъёмках боев открыто и к тому же массово, и с распирающей гордостью заявляли о своей национальной принадлежности, чтобы их не причисляли к тюркам, не называли бы тюркскими воинами и т.п., как это делала официальная пропаганда до войны, во время войны и после войны, во время парада победы. Такого национального подъёма, с открытым декларированием своей национальной принадлежности информационное пространство Азербайджана по сей день не видело. Не сумев пресечь это, власти попытались перенаправить волну национального пробуждения и подъёма, через информационные проекты и поощряемую пропаганду, как это обычно делают местные государственные органы.
К различным приемам они прибегали и в Советскую эпоху, эти попытки продолжаются и сейчас. Но несмотря на десятки лет замалчивания и отрицания прав талышей на заявление своей национальной идентичности даже в официальных документах, в удостоверениях личности, все вылилось в провозглашение талышами в 1993 году, во время первой карабахской войны, на территории семи юго-восточных районов страны, Талыш-Муганской Автономной Республики в составе Азербайджанской Республики, которая была коварно и обманом подавлена через три месяца. На протяжении всех этих лет, законно, с соблюдением всех норм международного и местного законодательства, провозглашенная автономная республика несправедливо объявлялась сепаратным образованием.
Именно такое же отношение и оппозиционных сил к талышскому народу в Азербайджане. По талышской проблеме власти и оппозиция демонстрируют удивительное инстинктивное единство. Даже можно сказать, что они координируются между собой на ментально-духовном уровне, рассматривая талышей как перспективную опасность в моделировании будущего Азербайджана. Хотя именно такой подход, в первую очередь, и создает такую опасность для государства. К сожалению завуалированный в демократию национализм не покидает образа мышления властного и оппозиционного истеблишмента страны. Такова турецкая, пантюркистская модель мышления, которая была экспортирована в эту закавказскую республику вовсе не после развала СССР, а именно с момента образования Азербайджанской Республики в 1918 году. После развала СССР все просто обрело несколько цивилизованную картинку, по сути, оставшись тем же.
Как быть в такой ситуации, когда нет политической воли и желания для исправления коренных, застарелых проблем? Что должно двигать людьми, обществом и народом для того чтобы наладить в стране мир и согласие между всеми слоями общества, между всеми этносами страны и обеспечить совместное мирное проживание, при этом каждый человек, каждый народ оставался бы самим собой? Возможно ли в одном государстве, оставаясь разными жить вместе, когда от тебя не требуют быть другим, менять свои взгляды и национальность? Думается, что такие вопросы должны решаться не только усилиями представителей тех или иных политических групп, национальностей, но и региональными державами, взявшими на себя историческую миссию приложить усилия для ликвидации будущих очагов нестабильности и установления, хотя бы, относительной справедливости. И Бог в помощь тем, кто за это возьмется. Ведь племена под своими флагами, как показывает время, заполучив власть, так и не смогли обустроить свои страны и превратить их в нормальные государства.
Комментарии читателей (0):