Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли прямо и без колебаний заявляет, что для сдерживания «экспансионистских амбиций» Китая потребуется гораздо более крупный военно-морской флот США из 500 кораблей.
«Мы морская нация, — заявил 3 декабря в интервью Вашингтонскому форуму обороны США председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал армии Марк Милли. — И оборона Соединенных Штатов зависит в первую очередь от авиации и морской мощи».
Милли добавил, что международный порядок, возникший после Второй мировой войны и в течение семи десятилетий поддерживаемый США, сегодня испытывает стресс из-за катастрофического изменения климата и экономических бедствий, вызванных пандемией коронавируса. Вместе с тем, к двум сверхдержавам времен холодной войны добавились новые «центры силы», такие как Китай, Иран и Северная Корея, — обозначенные им в качестве «угроз» национальной безопасности США, — якобы дестабилизирующие обстановку в мире. Если мировой порядок развалится, предупреждает Милли, соперничество великих держав может «превратиться в войну великих держав».
Между тем в Вашингтоне колеблются: кого назначить на роль главного врага США — Китай или все же Россию. Противоречивые заявления политических деятелей и военных следуют в последнее время одно за другим. При этом все согласны в том, что будущим театром военного и экономического соперничества т.н. мировых держав станет Азиатско-Тихоокеанский регион. По словам Милли, превращение Китая во вторую по величине экономику мира с такой же сильной армией, как по размеру, так и по возможностям, представляет собой «долгосрочную, почти экзистенциальную проблему» для любой администрации США. По сообщению портала Global Times уже второй китайский десантный корабль типа 075 приступил к своим ходовым испытаниям во вторник, всего через восемь месяцев после спуска на воду в апреле прошлого года. Аналитики считают, что с двумя десантными кораблями на ходовых испытаниях и еще одним, на стадии строительства на верфи в Шанхае, Китай вскоре получит значительные возможности по высадке морских десантов на плацдармах (островах и рифах), имеющих жизненно важное значение в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море. Эксперты сообщают, что эти корабли с большими плоскими полетными палубами могут передислоцировать военных с помощью вертолетов намного быстрее, чем обычные десантные корабли. Они также могут работать в интегрированной группе с авианосцами типа Shandong, позволяя тем захватить превосходство в воздухе при транспортировке войск, танков и бронетехники на сушу, что значительно увеличивает боевые возможности ВМС Китая, что и было наглядно продемонстрировано в ходе транзита авианосца через Тайваньский пролив в качестве предупреждения, направленного руководству «сепаратистского» Тайваня, чтобы удержать США от продажи тому новейших вооружений. Помимо участия непосредственно в боевых действиях, десантные корабли типа 075 могут использоваться в миссиях по борьбе с терроризмом, пиратством на море, по защите морских коммуникаций, ликвидации последствий стихийных бедствий и для оказания гуманитарной помощи.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Между тем, военно-воздушные силы Китая и России провели второе совместное стратегическое патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о чем одновременно заявили министерства обороны двух стран. По мнению китайских экспертов, это означает, что стратегическое патрулирование в будущем станет обычным делом. Китай отправил четыре бомбардировщика H-6K, а Россия послала два бомбардировщика Ту-95, после чего самолеты сформировали строй и патрулировали Японское и Восточно-Китайское моря, говорится в заявлении, опубликованном Министерством национальной обороны Китая во вторник. Совместное патрулирование ВВС Китая и России над водными просторами Тихого океана, несомненно, будет способствовать укреплению взаимного доверия, и обе стороны смогут научиться во взаимодействии решать проблемы региональной безопасности, что повысит уровень стратегического сотрудничества и совместных операций вооруженных сил двух стран в целях обеспечения глобальной стратегической стабильности.
«Я не говорю, что мы собираемся вести войну с Китаем. Я говорю, что мы хотим предотвратить войну с Китаем». Однако для предотвращения конфликтного сценария с непредсказуемыми последствиями потребуются большие инвестиции в вооруженные силы США, — резюмировал четырехзвездный генерал, согласно недавнему отчету в журнале SeaPower Magazine.
«Нам понадобится гораздо больший флот, чем сегодня, если мы серьезно относимся к конкуренции великих держав на море и предотвращению войны великих держав, если мы серьезно относимся к сохранению нашего доминирующего военного потенциала над кем-то вроде Китая или какой-либо другой державы», — уверен Милли.
Однако он не ожидает, что финансирование флота будет достаточным в обозримом будущем.
«Грубо говоря, нам нужен современный бюджет, обеспечивающий реальный рост расходов на переоснащение ВМФ от 3 до 5 процентов… Но с учетом борьбы с продолжающейся пандемией коронавируса и ущербом, который она уже нанесла экономике США, я не считаю это реалистичным в 2021 году».
Доведение численности военно-морского флота до 500 кораблей в течение следующих 25 лет, как рекомендовано в плане Пентагона «Боевые силы 2045», является долгосрочной целью, но для того, чтобы опередить Китай и других конкурентов, могут потребоваться большие усилия и «революция» в кораблестроении, что подразумевает упор на создание беспилотных кораблей-роботов на воде и под водой, не требующих наличия подготовленного экипажа. По заявлению Милли, это то же самое, как переход от парусного к угольному флоту. В меняющейся оценке наиболее эффективной стратегии боевых действий воздушные, сухопутные и морские силы должны быть небольшими, рассредоточенными и трудными для обнаружения, оставаясь мобильными передовыми отрядами, обладающими высокоточным оружием большой дальности. В отличие от конфликтов на Ближнем Востоке, битва великих держав на море может иметь непредсказуемый результат, и нужно исходить из того, что автономность и живучесть боевых единиц приобретает для победы особое значение.
Современная война радикально меняет вероятность традиционного, линейного столкновения с силами потенциального противника, ограниченного узкой или четко определенной акваторией или географической зоной. А новейшие технологии, включая использование космических средств слежения, загоризонтные РЛС, баллистические, крылатые и противокорабельные ракеты, и в т.ч. гиперзвуковое оружие, расширяют возможности нанесения противнику неприемлемого ущерба, как никогда ранее в прошлом.
Однако, учитывая ожидаемые реалии и степень, в которой COVID-19 уменьшил доступное финансирование для минобороны США, председатель Объединённого комитета начальников штабов не склонен к оптимизму в отношении роста запрашиваемых бюджетных расходов на нужды флота в ближайшие годы.
Комментарии читателей (0):