В мировой культуре справедливые восстания народа против угнетателей обычно иллюстрируются как борьба голодных и оборванных обездоленных против сытых и купающихся в роскоши господ. Революционная пропаганда большевиков, Великой Французской революции и других революционных движений во многом адресовала к тому, что можно было грубо свести к лозунгу «Бедные против богатых».
Спору нет, в те времена голод, отсутствие крыши над головой и других самых элементарных благ у большинства населения многих стран имели огромное значение. Элита же везде и всегда этих проблем не имела, и потому такое имущественное противопоставление напрашивалось само собой.
Однако мировая культура знает и иной, не менее устойчивый образ: восстание черни против справедливого, пусть даже и несовершенного порядка. Можно, конечно, сказать, что почти вся мировая высокая культура создавалась представителями высших сословий и классов и потому вобрала в себя это господское представление. Но точно ли оно не имеет под собой основы? И если имеет, то как примирить между собой эти два противоречивых образа: справедливого восстания народа против ожиревших господ и восстания омерзительной черни против справедливого мироустройства? В конце концов, ведь и революционные восстания всегда возглавляли отнюдь не плебеи — и только потому они бывали успешными.
Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда в развитых странах большинство населения всё же обычно живет в отдельных квартирах и не испытывает настоящего голода. Поэтому лобовое применение лозунга «Богатые против бедных» в современных условиях приводит к тому, что современная революция может быть только революцией потребителя, мечтающего из скромной однокомнатной квартиры в хрущевке переехать во дворец на Рублевке. Но разве только подобные мотивы двигали историю и революционеров предшествующих эпох?
Внимательное вглядывание в революционные события прошлого показывает, что, несмотря на всю важность «хлеба», это не были революции тех, кто жаждал только этого самого «хлеба и зрелищ». Прежде всего, народы восставали тогда, когда фундаментальным образом было оскорблено чувство справедливости, которое всегда основывалось на том, что было выражено великими словами: «Не хлебом единым». Тление старого общественно-политического устройства, отказ самой же элиты от своих же идеалов — вот что оскорбляло народы и вело их на баррикады, на которых провозглашался новый общественный идеал. Подлинная революция — это всегда замена одного идеала другим. Без этой же идеальной составляющей, без мечты о новом справедливом мире, остается только — «хлеба и зрелищ», а значит, восстание темной низменной стихии, уничтожающей общественный уклад не во имя «светлого будущего», а во имя царства зверя.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пониманием этой коллизии проникнута вся русская классическая литература XIX века. Это понимание классики выражали при помощи противопоставления народа и культуры толпе и моде. Народу следовало служить, поклоняться и в него ходить. Толпу же, как и моду, следовало презирать, ненавидеть и, безусловно, нещадно подавлять, если она замыслит восстание. Такова общая установка большинства наших классиков.
Совершенно очевидно, что в оба множества — «толпу» и «народ» — входили люди из совершенно разных слоев и разного материального достатка. В «толпу» могли входить не только оборванцы и босяки, но и люмпенизированные и развратившиеся аристократы. «Народом» же числили себя аристократы Пушкин, Некрасов и другие великие авторы нашей классической литературы, которые по определению входили как минимум в средний, если не высший общественный слой, ибо тогда соответствующее образование не было доступно социальным «низам». Но ведь «народом» же, безусловно, называлось и нищее крестьянство. Таким образом, разделение на народ и толпу у русских классиков носило, прежде всего, не имущественный и классовый характер, а культурный. Те, кому внятна культура, — народ. Те, кто питается «модой» или, если говорить современным языком, поп-культурой, — толпа.
Данное разделение почему-то оказалось практически не замечено большинством марксистов. А между тем именно Маркс и в «Манифесте коммунистической партии», и в других работах провел концептуальное разделение на пролетариат и люмпен-пролетариат. Более того, Маркс напрямую говорит, что часть представителей высших сословий должна перейти на сторону пролетариата, а другая часть (в том числе «финансовая аристократия») сама начинает превращаться в люмпен-пролетариат и использовать его для своих «антиреволюционных козней», тем самым работая на «поворот колеса истории вспять».
Возлагая особые надежды на класс пролетариата в «Манифесте коммунистической партии», Маркс пишет о таких его особых свойствах:
«Жизненные условия старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата. У пролетария нет собственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия — всё это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».
То есть пролетариат, по Марксу, в отличие от других классов, в наибольшей степени свободен от «буржуазных предрассудков», а по сути от буржуазной культуры. Такое его положение в культурно-идеологическом смысле открывает перед ним особую перспективу: он может стать проводником в коммунистическое будущее, новую мораль и в широком смысле — новую культуру.
Однако такое положение «чистого листа» таит в себе огромную опасность и на практике стало «ахиллесовой пятой» всего пролетарского движения. Ведь кто такой пролетарий? Это, прежде всего, вчерашний деревенский житель, переехавший в город и вставший к станку. Таким образом, пролетарий — это человек, потерявший связь с народной культурой и деревенским общинно-родовым способом существования. Буржуазная культура, по Марксу, ему чужда, но и высокая аристократическая культура господства тоже, а «свято место пусто не бывает». Маркс, а за ним Ленин, Луначарский и пролеткульт мечтали о новой культуре и новом обществе, которое, будучи индустриальным, будет развивать свою культуру и способ жизни, противоположный буржуазному.
Материальным воплощением этой мечты Маркса и большевиков стали огромные тиражи классической мировой литературы и философии, которыми были уставлены домашние книжные полки любого приличного советского человека. Однако, как выяснилось, для приобщения к высокой культуре на практике — этого оказалось недостаточно.
Советская идеология делала ставку на «материализм», классовые интересы и была вульгарно атеистична. Однако внимательное чтение самого Маркса показывает, что никакой вульгарный атеизм советского образца, зацикленность на материальных интересах и многое другое, что стало «альфой и омегой» советской идеологии, из его трудов никак не вытекает. Но ведь всех в обязательном порядке заставляли читать не только советские хрестоматии, что многое бы объяснило, но и сами труды Маркса! «Манифест коммунистической партии», «Тезисы о Фейербахе» и другие незначительные по объему работы, безусловно, прочло огромное число советских граждан. Да, «Капитал» — довольно увесистая книга, но 11 тезисов-то читали многие! И из этих «многих» по факту почти ни у кого не возникло вопросов о соответствии тех же «тезисов» тому, что декларировала ЦК КПСС в хрущевский и постхрущевский периоды. Данными вопросами из всей огромной читательской массы задавались максимум сотни, если не десятки человек из советской интеллектуальной элиты. О чем это говорит? Это говорит о том, что для чтения текстов определенного культурного калибра нужны проводники, без которых 99% читателей будут «смотреть в книгу, а видеть фигу».
Но именно эта проблема и не была решена в советском обществе. Сначала массы советских граждан поставили десятки, а порой и сотни томов первоклассной литературы себе на полки, потом перестали понимать, зачем это читать, а потом, в перестройку и после нее, стали от этого быстро избавляться. В итоге сегодня (знаю не один конкретный случай) можно купить собрание сочинений Пушкина (а это 10 томов) всего за 2000 рублей! Это еще если не считать того, сколько книг было выброшено на помойку. После перестройки общество начало избавляться от высокой культуры, как от ненужного балласта.
У такого прискорбного положения дел есть много причин. Главные из них две. Первая — разгром пролеткульта и всего того, что работало на создание новой культуры, и, как следствие, отсутствие института «проводников» должного качества. Потом была предвоенная, потом военная, а потом и послевоенная сталинская мобилизация — было не до новой культуры. А когда Хрущев заявил о том, что мы должны «перегнать Америку по мясу и молоку», всё уже было кончено — наступило время «гуляш-коммунизма», как, к сожалению, справедливо его назвал Эрих Фромм.
Второй же и главной причиной, ставшей на пути приобщения пролетариата к высокой культуре, стало именно то положение «чистого листа», о котором говорил Маркс. Причем эта проблема носит общемировой характер.
Любой человек, если мы не будем брать в расчет всякие крайние случаи святости, включает в себя культурное, идеальное, собственно человеческое содержание и содержание звериное, природное. Это природное начало имеет колоссальную мощь и при малейшем ослаблении начала человеческого начинает тянуть человека вниз. «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота», — писал Корней Чуковский в детском стихотворении «Телефон». Приобщение человека к его «родовой сущности», как сказал бы Маркс, требует огромных усилий, ведь культура — это то, что многие тысячелетия назад человек противопоставил природе, из которой он выделился.
Но человек, который потерял связь с народной культурой и не приобрел высокой аристократической, оказывается в культурном вакууме, и на него сразу начинают воздействовать древние и мощные природные тяготения. Эта проблема является, по существу, проблемой городской культуры индустриального общества, которая до сих пор нигде не решена.
В Модерне была буржуазная культура «среднего сословия». Но, во-первых, она была продуктом смеси высокой и народной культуры, а во-вторых, она стала быстро таять под наплывом «ледяной воды эгоистического расчета». К ней-то, вопреки Марксу, и приобщался пролетариат западных стран.
Но по мерее таянья буржуазной культуры великий буржуазный роман стал постепенно вытесняться бульварной литературой, а потом на смену тексту пришли картинки с «котиками», «демотиваторы» и видеоблоги порноактрис. В итоге народы постепенно превращались в городские массы, окормляемые поп-культурой и представлениями о специфической, оторванной от своих истоков, научности.
Господская же культура, в условиях уничтожения культуры народной, стала претерпевать специфическую трансформацию, лишающую ее гуманизма, и превращаться в нечто мало похожее на культуру Шекспира, Гёте и Пушкина.
Подлинная драматичность, трагичность, связь с настоящей надобой и живыми человеческими проблемами всегда была общим знаменателем для аристократической и народной культур. Да, народная культура, в отличие от аристократической, лишена «гена» господства. Но и аристократ, и крестьянин жили в культуре, связанной с реальностью и живой жизнью, и потому между ними часто возникала коммуникация и обмен.
«Котики» же создаются и потребляются специально для ухода от реальности и в качестве таковых лишены человеческого содержания. Если раньше буржуазная и массовая культура еще подпитывалась народной и высокой, то теперь она полностью свободна от надобы и, специфически переработав народные и высокие элементы, стала культурой пустоты.
В качестве таковой она полностью подчинена «трендам», то есть моде — и потому является культурой рабов, черни. Рабы могут восстать и грохнуть сегодняшний крайне несовершенный мир, а могут не восставать и утопить его в своем мещанском потребительском болоте. Но они не могут восстать за справедливость и почти лишены возможности отклика на новый идеал. Потому-то в современных протестных движениях такая большая беда с позитивным проектом будущего. Протестующие хотят не будущего, а переезда на Рублевку или просто покуролесить, дав волю силам бессознательного.
Современные тренды задает не народ и не общество, а толпа. Тот, кто начинает следовать современным трендам, — становится рабом, не способным ни на какое позитивное действие, в том числе и социальное. Он способен только на бунт, который либо будет подавлен, либо может победить, и тогда наступит царство зверя и конца истории, о котором вслед за Гегелем говорил «архитектор» Евросоюза Александр Кожев, взявший на вооружение совсем иное, чем у Маркса, представление о пролетариате.
Согласно представлению Кожева, пролетариат не должен создавать никакую новую культуру и приобщаться к высокой культуре господ. Для Кожева буржуазная культура является последней культурой, а все революции после Великой Французской есть лишь только результат шествия по миру буржуазного модерна. В финале этого шествия обуржуазившиеся пролетарии скинут власть и наступит конец и царство постчеловека.
К сожалению, в отсутствии СССР мы живем в такую эпоху, когда кожевская модель пролетариата гораздо ближе к своему реальному воплощению, чем гуманистические представления Маркса и русской культуры…
Комментарии читателей (19):
Остается главный вопрос: какими способами этого добиться?
Кажется, я где-то уже писал именно Вам, что в первом приближении это должен быть некий общественный договор о неприемлемости некоторых методов, определяющий систему неизбежных поощрений и наказаний. Но это выглядит утопией. В истории нет таких примеров. Даже КПСС при наличии первичных партийных ячеек не справилась с этой задачей.
Я неоднократно говорил, что в первую очередь следует отказаться от навешивания на людей ярлыков и попыток разделения граждан на группы по вводимому признаку. Этот подход вреден, ибо приводит лишь к оправданию превентивного насилия одних над другими, т.е. эксплуатации. Вместо этого я предлагаю рассматривать конкретные поступки, методы и/или решения конкретных деятелей в конкретных ситуациях и, оценивая мотивы и последствия этих поступков, выносить коллегиальное решение, выражающее отношение большинства к этому деятелю и определяющее его дальнейшие полномочия. Допущенная ложь (в т.ч. невыполненные обещания) и воровство (в т.ч. полученная выгода без совершенного труда) должны неизбежно влечь за собой негативные последствия.
И здесь мы упираемся в самый сложный вопрос, на который ни у кого нет ответа: Как оценивать труд? Экономисты до сих пор спорят об оценке труда физического, что говорить об оценке труда интеллектуального. Ну так вот и давайте вместо встраиваивания искусственных конфликтов займемся обсуждением этого вопроса. Я где-то читал об успешной попытке внедрения системы распределения ФОТ подразделения на основании ежемесячного голосования его сотрудников, ибо им виднее, кто из сослуживцев работает, а кто халтурит.
Еще один критический вопрос - это порядок разрешения конфликтов интересов. Всегда есть более крупный сосед-конкурент, которому выгодно поглотить твой ресурс. Кто должен выступать арбитром в таких вопросах, какие критерии учитывать, - неизвестно.
Ну так вместо поиска внешних врагов давайте экспериментировать, ошибаться и исправлять свои ошибки. Но для этого надо сначала перестать врать себе и воровать у соседа. Тут не надо никаких теорий. Такое настоящее автоматически приведет к будущим позитивным изменениям.
Неотъемлемой частью системы целей является система оценок используемых средств. Я говорю о необходимости если не запрета, то хотя бы осуждения некоторых из них, т.к. без такого ограничения на средства никакие цели не могу быть объективными, какими бы красивыми словами они не были описаны. Это очень тонкий лед, ибо такие ограничения открывают огромное поле для манипуляций и злоупотреблений. В любом случае потребуется большое количество активных участников такой системы, что потенциально проблематично в условиях инертности русского человека. Это большие минусы, но все иные пути на мой взгляд ведут к очередному витку с известным закономерным печальным итогом.
С кулаками уже один раз боролись, прошло более чем достаточно лет чтобы измениться, а они тут, как тут - оглянитесь вокруг: все хотят быть щуками, кулаками, дворянами и т.д. и т.п. Вопрос с моей позиции понимания проблемы в мировоззрении и состоянии психики индивида
Если, как Вы утверждаете "все хотят быть щуками, кулаками, дворянами и т.д. и т.п.", то я в меньшинстве, и могу либо подчиниться их правилам, либо покинуть ареал их обитания. Глупо дуть против ветра. Если старший по званию создал этих людей такими, какие они есть, значит, у него были для этого основания, и не мое собачье дело лезть в его промысел. Пытаться их изменять - брать на себя функции создателя. По мне - это необоснованное высокомерие. Тем более, что, наблюдая за собой, есть уверенность, что изменить состояние психики другого человека невозможно. Можно попробовать создать благоприятные внешние условия, но это уже совсем другой разговор.
Насколько мне известно, безопасных методик по изменению психики не существует, но человечество всего лишь один из миллиардов видов живущих на планете и, впридачу к инстинктам, наделенный разумом. Отсюда следует, что инстинктивные программы обязаны быть подчинены разуму, если этого нет, то чем индивид живущий инстинктами отличается от животного? Ничем те же самые ням-ням, хап-хап, трах-трах + диван для просмотра зомбоящика и + блага обезпеченные т.н. "технократическими достижениями", доведшими Биосферу до общебиосферного кризиса, который не видит только неизлечимо больной идиот. Вы предлагаете и дальше плыть по течению, т.к. при таком положении дел "создавать благоприятные внешние условия" просто некому
Со своей стороны хочу отметить, что можно проводить аналогию эмоции и чувства (как частных случаев инстинктивных программ) с физическими понятиями импульса и силы соответственно. Из такой аналогии видно, что мгновенно остановить эмоцию невозможно, как невозможно мгновенно остановить движущийся автомобиль. Отсюда я делаю вывод, что люди, ставящие своей задачей "подчинение инстинктивных программ разуму", изначально берут на себя невыполнимые обязательства.
Как же, как только ты начинаешь это делать, то становишься врагом: такое возможно только в одном случае, в изолированных коллективах и то, когда ты ими командуешь, слава Богу опыт есть - в других случаях внешняя среда, где преобладает ням-ням, хап-хап, трах-трах все твои усилия сводит на нет
"остановить эмоцию невозможно"
Абсолютно верно, потому что эмоции это результат работы безсознательных уровней психики выданный на уровень сознания, поэтому эмоции могут быть "распакованы", осмыслены и результат, при наличии воли действующей с уровня сознания, проведен в жизнь
"люди, ставящие своей задачей "подчинение инстинктивных программ разуму"
Люди, подчинившие инстинкты разуму поднимаются на следующую ступень развития. Кстати, вспомните Сфинкса, у которого тело льва увенчано человеческой головой - есть два толкования по этому поводу, не задумывались? Но кроме этого имеются и барельефы быка с человеческой головой - как всегда две версии ответа на один вопрос, выбирай в меру понимания любой и пожинай плоды своего же выбора
от того, что Вы распакуете и осмыслите эмоции прошедшие, новые эмоции не перестанут тревожить Вас, и потому Вы никогда не сможете подчинить инстинкты разуму, какой бы огромной волей Вы ни обладали. Можно даже предположить, что нераспакованная эмоция и есть та первичная движущая сила, мотивирующая человека к исследованию. Поскольку в природе существуют и разум, и инстинкты, пытаться утвердить примат одного над другим противоестественно. Гораздо практичнее ставить задачи по поиску внутри себя формы их гармоничного сосуществования.
под созданием условий я понимаю некую деятельность группы лиц, самостоятельно обеспечивающих собственное существование (условное натуральное хозяйство). Желающим присоединиться к их деятельности такая группа лиц предлагает условие - согласие с установленными внутригрупповыми правилами. Если кого-то что-то не устраивает, он может идти своей дорогой. Если некто согласился, но не исполняет правила, он наказывается. В таком случае первичным является исключительно собственный выбор каждого отдельного индивида, а следовательно у группы отстутствуют основания к навязыванию своих правил неучастникам, а у неучастников отсутствуют основания считать группу врагами. Никто и никого не принуждает к определенному выбору, но последствия любого выбора заранее известны. Поскольку в природе существуют люди разных темпераментов и складов ума, пытаться утвердить примат одного над другим противоестественно. Гораздо практичнее оставить пространство для каждого и поставить его размер в зависимость от численности той или иной группы.
"под созданием условий я понимаю некую деятельность группы лиц, самостоятельно обеспечивающих собственное существование (условное натуральное хозяйство"
Ну, да, некий анклав в окружении щук - это архикруто
"Если кого-то что-то не устраивает, он может идти своей дорогой"
Ещё круче, т.е. прийти и забрать у "обезпечивающих" всё, в том числе и жизнь. Шарикова помните?
"Поскольку в природе существуют и разум, и инстинкты, пытаться утвердить примат одного над другим противоестественно"
Это ещё круче: если инстинкты не подчинены разуму, то они будут преобладать в поведении индивида, оставляя последнего в его первобытном состоянии, что сейчас и наблюдается во все возрастающих количествах
И напоследок: кто будет обезпечивать приемлемые условия для деятельности "группы лиц" возжелавших жить по "внутригрупповым правилам"?
А в качестве ознакомления с истинным положение дел по этому вопросу пройдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=43qKIfrsG6M&featur