Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что «Россия прорабатывает возможность организации переговоров глав МИД Армении и Азербайджана в Москве, ведутся консультации о возможных сроках начала таких переговоров». По ее словам, «прорабатываются различные схемы действий, среди прочего нами предложено предоставить московскую площадку с целью организации встречи глав внешнеполитических ведомств России, Армении и Азербайджана с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ». Одновременно пресс-служба Кремля распространила следующее заявление: «После серии телефонных переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном президент России обращается с призывом прекратить боевые действия, ведущиеся в зоне нагорно-карабахского конфликта, по гуманитарным соображениям с целью обмена телами погибших и пленными».
Обозначим некоторые важные нюансы. Накануне министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан анонсировал начало переговоров по урегулированию карабахской проблеме в Женеве с продолжением в Москве при участии сопредседателей Минской группы. Выступая в Национальном собрании, он говорил, что первой задачей является «незамедлительное прекращение конфликтующими сторонами огня без выдвижения каких-либо условий», чтобы найти решение, которое позволило бы «и одной, и другой стороне вернуться к нормальной жизни». Вторая задача: переход к базовым основам урегулирования конфликта, которые могут претерпеть определенные изменения. Наконец, смысл еще одной позиции, которая разделяется всеми странами — сопредседателями МГ ОБСЕ, заключается в том, что Турция не может быть участником переговорного процесса по урегулированию конфликта. Действительно, в Женеве, куда прибыл только глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, прошли его переговоры с сопредседателями Минской группы, которые почему-то проходили в закрытом режиме и за пределами комплекса ООН, в секретном месте. Удивительное тут в том, что такая встреча вообще состоялась, поскольку Баку отказался начинать полноценные переговоры по урегулированию конфликта «без предварительных условий», выставляя свои.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что целью его страны является возвращение территории Нагорного Карабаха, и прекращение огня может быть предпринято только после предоставления Ереваном графика вывода войск из Нагорного Карабаха. Баку также выступает за то, чтобы Турция, приняла участие в посреднической миссии. Градус напряжения повысила и Анкара, заявляя, что МГ ОБСЕ не достигла результатов и тот формат должен быть изменен. Понятно, что Байрамов в Женеве не мог отойти от таких позиций, что превращает московскую площадку в усеченное переговорное пространство, ограниченное следующей позицией: прекратить боевые действия по гуманитарным соображениям с целью обмена телами погибших и пленными. В то же время некоторые турецкие эксперты заявляют, что таким образом МГ ОБСЕ «пытается сбить темпы наступления Азербайджана в Нагорном Карабахе и выиграть время для перегруппировки сил». Их рекомендации Анкаре сводятся к тому, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган должен начать переговоры по Нагорному Карабаху со своим российским коллегой Владимиром Путиным, чтобы не только обозначить, но и «закрепить возросшую роль Турции в Закавказье».
Для этого необходимо убедить Кремль в том, что без посреднической миссии Анкары и Москвы остановить войну в Карабахе «будет сложно или невозможно». Как говорит старший директор программы по Турции вашингтонского Фонда защиты демократии и бывший член турецкого парламента Айкан Эрдемир в интервью русской службе «Голоса Америки» (СМИ — иностранный агент), для России и Турции продолжающиеся боевые действия в Нагорном Карабахе «представляют собой проблему, но они открывают и ряд возможностей». По его мнению, Баку и Ереван выдут из войны ослабленными, в силу чего Анкара и Москва могут продиктовать им свои условия (а это формула Льва Троцкого, которую использовали московские большевики в отношениях с Кемалем Ататюрком в 1920-х годах — С.Т.). Эрдемир полагает, что тогда Эрдоган получит возможность «разыграть с Россией азербайджанскую карту в Сирии и Ливии, где стороны поддерживают противоположные силы». По его словам, «отношения Турции с Азербайджаном для Анкары всегда будут иметь детальные расчеты касаемо того, как выстраивать сложный клубок отношений с Путиным».
Но Эрдоган — не Ататюрк, а Путин — не Ленин, да и Ленин вместе со своим соратником Сталиным не закрыл путь Турции в Закавказье и в целом проиграл Ататюрку, наивно веря в возможности «мировой революции». Однако Ататюрк вел борьбу на своей территории, а Эрдоган — на землях сопредельных государств (Ирака, Сирии, Ливии), и он использует в качестве геополитического инструментария Азербайджан, эксплуатируя, как пишет Stratfor, «проблемы азербайджанской идентичности, втягивая его в пучину смуты, если иметь в виду проблемы этнических азербайджанцев в соседнем Иране». Помимо того, полагает известный французский востоковед и бывший высокопоставленный офицер французской разведки Ален Родье, «Эрдоган серьезно опасается появления наряду с Республикой Арцах (Нагорный Карабах) независимого Курдистана в Сирии», того, что так называемый армянский сепаратизм сольется «с курдскими движениями на юго-востоке Турции». Вот почему Москва действует предельно осторожно и полагается на разрешение ситуации посредством МГ ОБСЕ.
Ситуация изменилась. Война в Нагорном Карабахе показала, что Путин перестал быть для Алиева главным брокером и ему приходится действовать в рамках более широкой коалиции своих коллег из стран — сопредседателей МГ ОБСЕ. Дальнейших ход событий больше зависит не от итогов предстоящих московских переговоров глав внешнеполитических ведомств России, Азербайджана и Армении, а от того, кто в карабахской войне окажется близок к победе. Но в долгосрочном плане битва в Закавказье еще только начинается.
Комментарии читателей (2):
Но если первый вариант блокируется и не реализуется, то в силу вступает второй вариант - принуждение сторон у прекращению огня и ведению переговоров. Такой переход является нормальным и неизбежным в подобных конфликтах. Это реальность.
Вовремя предать,это не предать,а предвидеть.Говорят люди знающие в этом толк.