А нужны ли элитам Польши её суверенитет и государственность?

Глядя на положение Польши, некоторые польские интеллектуалы, вспоминая мыслителей XIX века времён разделов первой Речи Посполитой, задаются вопросом
6 октября 2020  11:50 Отправить по email
Печать

Глядя на положение Польши, некоторые польские интеллектуалы, вспоминая мыслителей XIX века времен разделов первой Речи Посполитой, задаются вопросом: «Сегодня, в эпоху добровольного ограничения суверенитета Польши, что даже является главной целью нашей внешней политики, уместно ли обвинять кого-то в том, что он некогда был согласен с реалиями полусуверенного государства?»

Живший в первой половине XIX века в Российской империи граф Хенрик Жевуский в контексте сохранения польскости в эпоху разделов первой Речи Посполитой однажды предположил, что поддержание и развитие широко понимаемой национальной культуры не обязательно требует национальной политической формы, то есть полностью независимого государства. Эта конструкция, замечает в наши дни журнал Myśl Polska, противоречила мнению большинства тогдашней польской элиты, настроенной на восстановление государственности. «Таким образом, Жевуский, вероятно, ценимый как прозаик, оставался противоречивой фигурой как политический мыслитель, — пишет издание. — Но сегодня, в эпоху добровольного ограничения суверенитета Польши, что даже является главной целью нашей внешней политики, уместно ли обвинять кого-то в том, что он некогда был согласен с реалиями полусуверенного государства?»

Попробуем ответить на этот вопрос. Когда после значительного перерыва партия «Право и Справедливость» (PiS), одержав в 2015 году победу на выборах президента Польши и последующих парламентских, смогла вернуться во власть, она выдвинула главной задачей восстановление суверенитета страны. Об этом подробно говорил в июне 2016 года на партийном конгрессе в Варшаве председатель PiS Ярослав Качиньский. Значительную часть своего выступления Качиньский посвятил понятию суверенности. Он напомнил, что польская история — это история «долгого, векового рабства, утраты суверенитета, таким образом, для нас суверенитет должен иметь фундаментальное значение», так как это придает полякам чувство собственного достоинства и относится к польской идентичности. В то же время в последние месяцы страна столкнулась с «далеко идущими последствиями вмешательства» в дела Польши, что напоминает о временах Польской Народной Республики. На Варшаву оказывают давление, вторжение в «наш образ жизни, жизнь рядового поляка, жизнь нашего общества». Правда, при этом Качиньский придал понятию польского суверенитета прагматическую ценность, связав его с восстановлением социальной справедливости.

Получалось, что наполнение кошельков поляков злотыми становилось показателем того, насколько страна суверенна. Но это же давало правящей партии возможность без имиджевых потерь в глазах своего электората идти на ограничение остальных признаков независимого государства, подчиняясь государству-патрону, которым были выбраны США. Поначалу все шло неплохо. Трещать конструкция начала в этом году. PiS выиграла вроде бы очередные выборы в Сейм, состоявшиеся осенью 2019 года, однако ей пришлось отяготить себя союзниками в лице партий «Солидарная Польша» под руководством ставшего министром юстиции и генеральным прокурором Збигнева Зёбро и «Соглашения» Ярослава Говина. Оба союзника проявили во время эпидемии коронавируса норов и создали проблемы «Праву и Справедливости». По милости Говина правящая коалиция чуть не проиграла президентские выборы. Игра же Зёбро оказалась куда более сложной. Министр юстиции, не ставя напрямую вопросы о нынешнем состоянии суверенитета Польши, повысил градус идеологической дискуссии так, что они незримо нависают над политическими дискуссиями в стране. Причем к существовавшему расколу по линии власть — оппозиция добавилось разделение внутри самой правящей коалиции.

До сих пор «Право и Справедливость» могла заявлять, что она отстаивает интересы «Польши В», консервативной и национальной, перед оппозицией и ее «Польшей А», космополитической и европейской. Однако сегодня в самой PiS образовались два лагеря, один из которых олицетворяет Зёбро, а другой — премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. «Враги Моравецкого не хотят ЕС, считают себя представителями небольших городов «Польши B», недоверчивы к бизнесу, влюблены в социальные программы партии, консервативны и близки к Костелу, — замечает политический обозреватель портала Onet Анджей Станкевич. — Люди Моравецкого моложе, проевропейски настроены, жители больших городов, более либеральны в экономическом отношении. Консервативны, но скорее в стиле западных правых партий, принимающих, например, сексуальные меньшинства». На стороне первой группы при этом практически все вице-председатели «Права и Справедливости», около 140 депутатов парламентского клуба из 200, под их контролем местные партийные структуры. Аппаратные и иные возможности второй группы существенно слабее. Однако Качиньский поддерживает премьера и его сторонников, по слухам, видит в нем своего преемника. Почему? Однозначно сказать трудно.

Либо глава PiS окончательно стал рассматривать суверенитет Польши как прежде всего ее экономическую состоятельность, богатство, считая, что только «европейский банкир» Моравецкий сможет добиться успеха. Либо для Качиньского задача построения сильной экономики — лишь промежуточная цель, на определенном этапе реализации которой можно пожертвовать партийной идеологией, чтобы в конце пути, накопив жирок, снова предстать консервативной и традиционалистской силой, которая может не оглядываться на государства-патроны. Но тогда правящая партия должна серьезно рассматривать для себя вариант выхода из Европейского союза, поскольку Брюссель не может позволить сильной Польше противопоставлять ее ценности нынешним ценностям ЕС. И тут даже признанием сексуальных меньшинств Варшава не отделается. Посмотрим, что будет дальше. Пока же вибрации правящей партии остро ощущают польские элиты. По мнению главного редактора влиятельного правого и не повторяющего бездумно мантры пропаганды «Права и Справедливости» еженедельника Do Rzeczy Павла Лисицкого, «в течение многих лет правые политики и представители бизнеса не понимали важности культуры».

Они считали, что не нужно беспокоиться об этом, и такая тактика оказалась совершенно неправильной, подчеркивает Лисицкий, ведь «общественное мнение, в котором доминирует левый дискурс, начало оказывать влияние на ценности, которые раньше казались неприкосновенными». Поэтому чем дальше, тем вероятнее, что правый лагерь, рано или поздно, предъявит верхушке PiS обвинения в утрате ее суверенитета и капитуляции перед Брюсселем. Однако так ли нужны нынешним элитам Польши ее суверенитет и государственность?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (12):

Calm47
Карма: 155
06.10.2020 15:39, #42726
Ну надо же такое. До малюсенькой кучки Ылиты стало доходить, что нынешняя Польша ну никакая не суверенная и независимая страна. Доходит чрезвычайно медленно и пока дойдет до основной части Ылиты Польши вероятно уже не будет. Нынешние суверенность и государственность сводится к праву лежать под патроном, выполняя все его желания. У Польши нет страшнее врага, чем ее нынешняя Ылита, которая уже завела страну в смертельно опасный штопор, выйти из которого шансов не много.
06.10.2020 18:04, #42729
Кстати говоря, вот как раз наиярчайший пример того, КАК НЕ НАДО ПОСТУПАТЬ и ДО ЧЕГО МОЖЕТ ДОВЕСТИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО "ЫЛИТЫ", продавшей своё национальное самосознание ради "чечевичной похлёбки" тех плюшек и ништяков, которые, как морковку перед зайчиком, перед этими продажными предательскими "ылитами" держат глобалы-кукловоды, приводя народ в жёстко ограниченное духовное "стойло" и полностью обыдляя бОльшую часть населения Польши!

ВОТ ТО ЖЕ САМОЕ МОЖЕТ ГРОЗИТЬ И НАМ, ЕСЛИ УЖЕ СЕЙЧАС - КОНКРЕТНО ЖЁСТКО И ДАЖЕ ЖЕСТОКО - НЕ НАЧАТЬ РАЗБИРАТЬСЯ С НАШЕЙ "ЫЛИТОЙ" - ТОЙ ПЯТОЙ КОЛОННОЙ ВО ВЛАСТИ, КОТОРОЙ ПЛЕВАТЬ НА РОДИНУ И ОСОЗНАНИЕ ТОГО, КТО ТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ! ЭТИ С...И КРАШЕНЫЕ - типа, "ЛЮДИ МИРА"! И ВОТ ЭТИХ ВОТ "ЛЮДЕЙ МИРА", СКОЛЬКО БЫ МНОГО ИХ НЕ БЫЛО - А ИХ - ДА, ОООООООЧЕНЬ МНОГО - НО НЕСМОТРЯ НА ИХ МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ, НАДО ВЫРВАТЬ С КОРНЕМ ИЗ ВЛАСТИ, ЧТОБЫ ДАЖЕ МАЛЕЙШИХ, САМЫХ МАЛЮСЕНЬКИХ, КОРЕШКОВ НЕ ОСТАЛОСЬ!!!

И не надо переживать за то, что, типа, наступит коллапс власти, потому что их некем будет заменить!

ГОСПОДЬ НАЙДЁТ НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ - НУЖНА ВСЕГО ЛИШЬ РЕШИМОСТЬ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ И ВЕРА В БОГА И В ПОБЕДУ!!!
06.10.2020 18:05, #42730
После "рэволюции" 1917 года, несмотря на то, что были практически под корень уничтожены старые элиты - НАШЛИСЬ ЛЮДИ (и в этом, безусловно, надо отдать должное объективному рассмотрению того положения, в котором оказалась Россия после совершённого переворота и распада Империи) И В СИЛОВЫХ ОРГАНАХ, И В РАЗВЕДКЕ - И ВНЕШНЕЙ, И КОНТРРАЗВЕДКЕ, И В РУКОВОДСТВЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ - МИНИСТЕРСТВАМИ И ВЕДОМСТВАМИ, И НА МЕСТАХ - ДИРЕКТОРА ЗАВОДОВ, КОЛХОЗОВ, ДРУГИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ ДНЕВАЛИ И НОЧЕВАЛИ НА РАБОТЕ И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ ПОКАЗЫВАЛИ, КАК НУЖНО РАБОТАТЬ, СВОИМ ПОДЧИНЁННЫМ, ВПЛОТЬ ДО САМЫХ РЯДОВЫХ!!!

И БЛАГОДАРЯ ИМЕННО ТАКОМУ ОТНОШЕНИЮ МЫ СМОГЛИ ОСУЩЕСТВИТЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ ДО ВОЙНЫ!!!

НО!!!!!!

БЫЛА ИДЕОЛОГИЯ - ЛЮДИ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ИДЕЕЙ (какой - это уже другой вопрос, НО ИДЕЕЙ)!!!!!

А сейчас такой общегосударственной идеи и общегосударственной идеологии нет!

И я так думаю, что пока бОльшая, подавляющая часть русских не осознает себя народом-богоносцем, наследником Тысячелетней Православной России - мы ещё много горя хлебнём. Не хотим постигать это разумом - будем постигать всё это через лишения, скорби и даже кровь и смерть! А по-другому - никак! Слишком высоки ставки для Бога в приведении России и Русского триединого народа к осознанию той миссии в истории, которую нам определил Господь!

А ПРОТИВ БОГА - НЕ ПОСПОРИШЬ!!!
06.10.2020 18:06, #42731
Но рано или поздно - хочется это кому-то или нет - ГОСПОДЬ ВСЁ РАВНО ПРИВЕДЁТ НАС К ЭТОМУ ОСОЗНАНИЮ!!!

И ЭТО ОДНОЗНАЧНО!!!
mashtaba33
Карма: 790
06.10.2020 19:21, #42732
Ну, в ЕС почти все теряют часть суверенитета, но существует и значительно более страшная форма несамостоятельности:

https://cyberleninka.ru/article/n/o-rossiyskih-istokah-petrovskih-reform-gosudarstvennogo-upravleniya
"Россия являлась спутником западноевропейской цивилизации, и даже само его существование, как уникального исторического феномена, было невозможно без западного влияния. "

https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskoe-vliyanie-na-russkuyu-kulturu-xvii-v

"В исторической литературе не раз высказывались мнения о европейском влиянии на Россию XVII в. как двойном воздействии:

- с одной стороны, наблюдалось воздействия «немцев» (влияние Голландии, Англии, германских, особенно протестантских стран);

с другой стороны, в Россию из соседней Речи Посполитой усиленно шел поток новых идей, культурных форм, эстетических пристрастий и просто полезных и удобных в быту вещей." Причем подчеркивается, что польское влияние было значительно мощнее немецко-голландского (Английское в то время было незначительно, автор цитат его несколько преувеличила)

Разве что-то изменилось? Россия до сих пор является культурным сателлитом Запада, в 20-21 вв переняты "демократические" государственные формы, попытка заимствования экономических форм, техно-культура - интернет, рок, поп, музыка, языковые и литературные заимствования и подражания итд итд. Сомнительно что, в Евразии изменится что-то в данном отношении...
07.10.2020 11:03, #42741
В ответ на комментарий mashtaba33 #42732 (06.10.2020 19:21)
Мий любый друже!

Т.к. у тебя мелодия на твоей шарманке не меняется ваще никак (ну, и, безусловно, я-то прекрасно понимаю, что измениться она не может никогда априори, хи-хи-хи-хи-хи), то ты уж, док, не обессудь за то, что я позволю себе повториться.

Я бы очень – просто оооооооочень бы – снова - какгрица, опять - посоветовал бы тебе всё-таки сесть за написание «исторического труда», куда ты смог бы включить все, ну, т.е. АБСОЛЮТНО ВСЕ т.н. «исторические свидетельства» представителей наших заклятых «партнёров» о нашей стране, начиная с самых древних времён и заканчивая современными «опусами»!

Веришь – ты бы сделал и для нас оооооочень нужное дело!

Почему?

Потому что, если бы у тебя получилось в одной книге собрать весь тот, …а, бред сивой кобылы, которым разрожались в разное время все наши «доброжелатели», типа, «объективно» описывая обычаи, историю России и делая свои ооооооочень «глубокомысленные» выводы из этих описаний – нууууу, типа, сам придумал, сам поверил и, знаица, пытаешься убедить в этом всех окружающих (иногда удаётся – ради объективности, стоит признать) – то это стало бы неоценимой услугой для нас!

Ты бы за нас сделал очень важную работу по систематизации всего того исторического мусора, который на данный момент насобирался уже в оооооочень внушительную кучу! А это действительно очень нужная и важная работа – те принципы и смыслы, которыми оперирует враг, нужно очень хорошо знать! Для того, чтобы успешно бороться!

Вооооот.
07.10.2020 11:03, #42742
И таким вот образом, и тебе бы было хорошо – ты бы прославился, поверь мне, хи-хи-хи-хи-хи – и нам бы сделал доброе дело.

Подумай над этим, серьёзно тебе советую, хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи!

А уж после написания-то протащить твой труд, например, для изучения в малороссийских школах (ПОКА – для изучения, хи-хи-хи-хи-хи) – это уж как два пальца об асфальт. СУТЬ – НИЧТО, ПИАР – ВСЁ!!! Только ты же ж пиши-то сразу не только на русском, но и на своей ридной мове – нууууу, ты же ж, як нихкто инший, розумиешь-то, хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи!
mashtaba33
Карма: 790
07.10.2020 13:39, #42753
Это ты мне что-то хотел сказать, что-ли?
Ну, тогда во-первых, это не мой труд... Мамон, ты совсем не соображаешь там ведь ссылки... Во-вторых, это изучают в МИМО и на исторических факультетах университетов РФ, в третьих, этим вопросом - европеизацией России - занимались и занимаются крупнейшие историки РФ, СССР и Империи, да и за пределами РФ тоже. Дурные жалобы свои можешь направить авторше : Черникова Татьяна Васильевна - к.и.н., доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

ну еще можешь предъявить претензии Данилевскому, Ключевскому итд итд. Подчеркиваешь, что ты тут - инородное тело и экзотика, что-ли?

Кстати, мову тут только ты один и употребляешь, сам-то это не заметил ?

зы Зато все в тему (суверенитетет) Мамон, можно подумать, что твоя шарманка - само разнообразие, тут каждый талдычит что хочет... ну и не лги, я про сателлитарность России еще не писал... это был специальный выпуск для тебя (УО) и Стремидловского
07.10.2020 16:32, #42761
В ответ на комментарий mashtaba33 #42753 (07.10.2020 13:39)
Нуууу – типа, тебе, что ли, да, хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи…

Докушка – вот чё ты из себя-то дурачка-то строишь, а?

Я же ж тебе и сказал – тебе нужно ТОЛЬКО СОБРАТЬ все эти свидетельства в ОДНУ КНИГУ! Но это тоже – работа, довольно трудная и кропотливая! И, безусловно, ёшкин городовой, автор – не ты, хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи (ну, ты понял, да?). А вот если соберёшь – честь тебе и хвала (ну. как бы, хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи – ну, ты понял, да?)!

И не примазывайся, пожалуйста, со своими извращёнными выводами к Данилевскому и Ключевскому, ладно?
mashtaba33
Карма: 790
07.10.2020 17:22, #42763
В.О. Ключевский. Курс русской истории. http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch53.htm

< />

"Эта Польша и была первой передатчицей духовного влияния Западной Европы на Русь:"



Ты правда неадекват, что ли? - это все зачем лишний раз демонстрировать? СТАТИСТИКУ РЕШИЛ СОБОЙ ПОДТВЕРДИТЬ? Но и ТАК ВСЕ ИЗВЕСТНО :

https://worldpopulationreview.com/country-rankings/average-iq-by-country

IQ ПО СТРАНАМ НА 2020 ГОД



IQ Молдавия - 96

IQ Израиль - 95



Общался как-то с Молдаванами: интересно заметить, что они признают, что они - народ простой (деревенского происхождения) и пьющий ( Занимают они предпоследнее место в Европе по IQ ), евреи же обычно утверждают, что они - народ избранный и трезвенники...

08.10.20 10:31 - Сообщение отредактировано модератором

Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть