Проверка ОДКБ на прочность Карабахом

В очередной раз вспыхнувший конфликт вокруг Нагорного Карабаха поставил ребром важный вопрос долгосрочной перспективы будущего региона в целом
30 сентября 2020  12:58 Отправить по email
Печать

В очередной раз вспыхнувший конфликт вокруг Нагорного Карабаха поставил ребром важный вопрос долгосрочной перспективы будущего региона в целом. Не столько для армян или азербайджанцев, сколько для России. Или Турции, это уже откуда на вопрос смотреть. Потому что конфликт перестал быть только армяно-азербайджанским.

На первый взгляд может показаться, что в происходящем нет ничего нового. Предпосылки проблемы сложились в далеком 387 году нашей эры, когда области Арцах и Утик (Куро-Аракское междуречье) отошли к Кавказской Албании, находящейся в вассальной зависимости от Персии.

С тех пор наблюдается один и тот же процесс. Пока земли находятся в самостоятельном плавании, там идет война этнического характера. Часто жесткая. Местами вплоть до попыток откровенного геноцида.

Она никогда не заканчивается победой какой-либо из сторон. У участников недостает ресурсов. Да и сама война ведется не ради развития или ограбления, что всегда ведет к изменению условий, а потому, в итоге, и к их преобразованию во что-то новое. Что армяне, что азербайджанцы, в этом конфликте узко сосредоточены исключительно на доказательстве неоспоримости собственного альфа-превосходства.

Спор прекращался лишь после вхождения этих земель в состав другого, по отношению к ним внешнего, гораздо большего по масштабу, ресурсам и интересам, государства. Когда-то — арабского, потом персидского, османского и российского.

Так что формально земли Арцаха, как Нагорный Карабах принято именовать в Армении, сегодня снова находятся в «самостоятельном» состоянии. Очень подвешенном по своей сути. Потому что главные акторы проблемы — Баку и Ереван — не в состоянии дать внятный ответ на простой вопрос — оно им зачем?

Вся нынешняя риторика Баку сводится к примитиву необходимости «вернуть наше». Просто потому, что 70 лет советского периода Нагорный Крабах входил в состав Советского Азербайджана, и был насильственно отторгнут армянами в конце 80-ых, в том числе силой оружия. Впрочем, что делать потом с армянским анклавом в случае победы, правящая элита не только не знает, она об этом даже не задумывается.

Положение с другой стороны линии фронта оригинальностью также не отличается. Ереван упрямо считает Нагорный Карабах безоговорочно армянским. Не отдадим врагу исторические корни и все такое прочее. Но при этом более трех десятков лет Армения так и не признала Нагорно-Карабахскую Республику ни частью государства Армения, ни отдельным независимым государством. Тем самым внося собственный вклад в консервацию фундаментальных причин конфликта.

И это при условии, что экономика НКР тотально убыточна. Сводить баланс получается только за счет армянских дотаций, достигающих 20% ВВП и так называемой безвозмездной помощи зарубежной армянской диаспоры, составляющей еще около 11%.

Почему стороны не могут договориться хотя бы на уровне признания status quo? Проблема в географии.

Собственная территория Нагорного Карабаха не имеет соприкосновения с территорией Армении. Без которого НКР экономически нежизнеспособна, а значит и политически бесперспективна. Можно сколько угодно напирать на национальные корни, но бедность жизни неизбежно выталкивает молодежь во внешний мир за лучшей жизнью. Однажды на таких землях остаются одни старики, по мере ухода которых территория приходит в полное запустение, никак не влияющее на свою юридическую принадлежность.

Этому процессу в НКР препятствует общая граница с Арменией и очень низкие внутренние налоги, позволяющие вести успешный бизнес «армянским» инвесторам. Что создает рабочие места и удерживает молодежь от эмиграции.

Но чтобы иметь такую границу, НКР три десятка лет назад пришлось оккупировать азербайджанские районы, расположенные между Карабахом и Арменией. И выселить оттуда около 40 тыс. местного азербайджанского населения. Мягко скажем — выселить. В 80-х и 90-х этот процесс сопровождался весьма кровавыми инцидентами. Что в итоге и затянуло узел окончательно.

Если признать права армян на земли Карабаха Азербайджан, пусть и очень теоретически, согласен, то «отдать армянам» Джебраил, Ланчин и Кальбаджар — он не может в принципе. И потому что этнически «свое», и потому что «исконные земли армяне отобрали силой». А на что-либо меньшее не согласен Ереван. Да и Степанакерт все риски изоляции понимает тоже прекрасно.

Таким образом, карабахская проблема сложилась в конфликт с нулевой суммой, где победа одной стороны достигается только за счет поражения другой. А так как ни один из участников не располагает достаточными ресурсами (да и решимостью тоже) для победы только силой, проблема становится вечной.

И не только армяно-азербайджанской. Глобальные перемены в мире, вызванные деградацией доминирования коллективного Запада, эрозии масштаба гегемонии США и изменением баланса сил в Европе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке, нарушили хрупкое равновесие в Закавказье.

В прежней конфигурации регион находился в тени геополитической сферы российских интересов. Не настолько плотной, чтобы сформировать там устойчивые дружественные, или хотя бы стабильно нейтральные к РФ, буферные государства, но достаточно весомый для постепенного замораживания ключевых конфликтов. В особенности — карабахского.

В том числе по причине невозможности устранения их фундаментальных причин «традиционными» способами. Хотя бы потому, что Карабах относится к внутренним вопросам Азербайджана, решение которых территориальной целостности Армении ни коим боком не касается. Что не позволяет Москве как-либо задействовать механизмы ОДКБ.

Да и смысл российского вмешательства в карабахскую проблему в рамках этой логики отсутствует. Даже если встать на сторону Армении, как союзника по военному договору, Россия прочного дружественного к себе отношения со стороны армянской элиты не получит. Зато проблем и в регионе, и на международной арене обретет великое множество. Как и расходов.

Впрочем, это не удивительно. Специфика местного менталитета. Например, армяне упорно считают Карабах «своим», но когда сейчас дело дошло до войны, и правительство объявило в Армении военное положение с массовой мобилизацией, Еревану пришлось закрыть свои границы на выезд мужского населения призывного возраста (от 23 до 55 лет). Вряд ли потому что все мужчины страны вдруг дружно захотели вступить добровольцами в ряды вооруженных сил соседнего Нагорного Карабаха.

Но, с другой стороны, следует понимать, что стрельба на протяжении границы с Карабахом двое суток назад вспыхнула не просто так. К застарелому клубку причин добавился новый фактор. Убедившись в бесперспективности «западного стратегического вектора» (членство в НАТО, вступление в Евросоюз, монетизация статуса моста между Западом и Востоком, в первую очередь Ближним) Анкара все откровеннее переходит к стратегии Пантюркизма. То есть к попытке, так сказать, возрождения чего-то вроде былой Османской империи.

Это предполагает неизбежным запуск процесса «собирания земель османских» везде, где только возможно. Вернуть под контроль Анкары Тегеран — задача для Эрдогана почти неподъемная. Точно также пока у него не выходит с Сирией. Однако в Ливии уже кое-что получается. И в Восточном Средиземноморье тоже.

В свете происходящего логичным шагом является попытка восстановления турецкого геополитического контроля над Закавказьем. Тем более что там есть отличный плацдарм — Азербайджан — и удобный конфликт, с решением которого в пользу Баку Турция в состоянии «помочь».

Особенно хорошо, что местные правящие элиты (как азербайджанская, так и армянская) жестко связали свое будущее с «карабахским вопросом». Который действительно решать никто из них в реальности не собирается. Дело сводится только к принципиальному доказательству «кто тут самый главный папа».

Достаточно небольшими вложениями Эрдоган помог Ильхаму Алиеву ощутить достаточно силы, чтобы «проблему успешно решить». Впрочем, там ситуация сложнее. Правительство Азербайджана позиционирует происходящее исключительно как самооборону. Так что дело скорее во внутреннем противостоянии внутри правящей верхушки государства, на который сейчас влияет Анкара для укрепления привязки Азербайджана к себе.

Главное, что обходится туркам все это действительно дешево. По открытым источникам, в боях задействованы всего три экспедиционные роты 1-й бригады спецназа турецкой армии, несколько сводных подразделений управления беспилотными дронами, численностью до батальона, и горстка частей обеспечения (ремонтники, связисты, пара взводов РЭБ).

В целом на круг — менее 1500 человек личного состава непосредственно именно турецкой армии. Плюс к тому, по разным источникам, Анкара подвезла из Сирии, в том числе из Идлиба, некоторое количество (около 5−8 тыс. чел.) повстанческих отрядов сирийских туркоманов, действующих сейчас в турецкой военной форме.

Стратегически реализуется «сирийский» сценарий постепенного отжатия неармянской части земель НКР. Если внимательно почитать сообщения с мест, и привязать упоминаемые в них населенные пункты к местности, легко увидеть, что азербайджанская армия пытается обойти Карабах двумя сходящимися клешнями. Одной, на севере, через Карвачарское ущелье, другой — на юге, вдоль границы с Ираном.

В случае успеха Баку «возвращает» собственные «законные» земли и тем самым изящно избегает любого международного давления. В конце концов, сам Карабах он не трогает, просто освобождает ранее армянами оккупированное. А что вместе с этим автоматически создаются прекрасные предпосылки к полной экономической блокаде Степанакерта, так тут, как говорится, Азербайджан как независимое государство абсолютно в своем праве. С кем хочет, с тем торгует. Или не торгует, если не хочет.

Правда, судя по сообщениям сторон, блицкрига у Эрдогана не получилось. Специфика местности, долгие годы укрепления обороны, десятилетиями неподвижный фронт, где давно пристрелян каждый камень, неожиданно низкая боеспособность азербайджанских войск и еще более плачевная — «турецкого контингента» все больше сваливают ситуацию к неспешному позиционному боданию. Правда потерь в нем армянская сторона несет явно больше. Вопрос стоит уже в соотношении масштаба ресурсов. Но пока на фронте «ничья».

Другой вопрос, как происходящее должно оцениваться в России. Прежняя стратегия простого замораживания свою адекватность текущему геополитическому раскладу утрачивает.

Конфликт не просто расконсервируется. Армия обороны НКР насчитывает 18 тыс. человек (плюс мобилизационный резерв еще в 20 тыс.), 200 танков, 260 БМП, около 330 орудий и 120 РСЗО, но по своей сути они полностью окопная. К активной маневренной войне не способна.

Пока узлы обороны удерживаются, командование общее положение контролирует довольно уверенно. Но уже утром второго дня боев министр обороны НКР в пресс-конференции упомянул о «некоторых территориальных потерях». Что означает утрату части важных оборонительных позиций. А значит перспективу полного прорыва полосы обороны с выходом азербайджанско-турецких войск в практически неприкрытые долины. Где остановить их окажется нечем.

Вооруженные силы Армении прийти на помощь Арцаху не смогут. По политическим причинам. В противном случае правительству РА придется признавать официальный статус НКР, а оно этого откровенно не желает. Слишком велики сопутствующие потери на международной арене.

Таким образом, потенциально ситуация в Закавказье складывается так, что Москве надо определенно «что-то решать». Вариантов, как водится, есть два.

Первый — не вмешиваться ничем кроме заявлений об озабоченности и призывов к переговорам. В такой позиции есть определенные преимущества. В среднесрочной перспективе «сирийская стратегия» приводит Азербайджан и Турцию к победе. Армения оказывается практически в полной изоляции. Да еще с примерно 100 тысячами беженцев из Карабаха на руках, которых надо как-то кормить и обеспечивать, но работы для которых внутри Армении нет.

Это заставит местную элиту задуматься о перспективах будущего. И вынудит искать союзников, выбор которых в мире не велик. Но верности Москве такой расклад не прибавит. Скорее наоборот. Попытки переложить ответственность за поражение и последовавшие за ним экономические беды на Россию, вероятнее всего, усилятся. Население и истеблишмент Армении рассматривают Россию исключительно как должника, обязанного предоставлять по первому щелчку пальцев все желаемое и не путаться потом в ногах независимой страны.

Так что в этом случае можно предположить усиление американского деструктивного вмешательства в Закавказье, и роста стремления Еревана, как и Тбилиси, «вступить в Евросоюз и НАТО». Понятно, что между хотеть и получить лежит дистанция гигантского размера, но на формирование таких настроений она не повлияет.

Зато вопрос о целесообразности российских дотаций Армении в обмен на абстрактные союзные ожидания, обретет окончательную ясность. Тем самым заметно развязывая руки в геополитической плоскости.

Однако на этом преимущества заканчиваются. А проблемы — увеличиваются. Не только из-за роста уровня нестабильности локально в Закавказье, но и из-за неизбежного изменения масштаба самомнения турецкой элиты. Окрыленной геополитической победой серьезного масштаба не только в приграничном регионе, но и над Россией в целом.

Что заставляет задуматься над другим вариантом реакции — активным. Сегодня ОДКБ существует почти исключительно на бумаге, не усиливая, а скорее ослабляя Россию геополитически. Ключевой источник проблемы вытекает из вынужденной пассивности концепции соглашения. Сформулированного, если по-простому, в виде «…для отражения внешней агрессии…». Что оставляет инициативу в руках оппонентов.

Просто так пересмотреть формат договора или четко конкретизировать обязанности участников не позволяет аморфность сложившейся привычной модели. Вспышка боевых действий вокруг Карабаха является удобной возможностью это изменить.

Формально Москва имеет все основания заявить о существовании реальной военной угрозы одному из членов ОДКБ. На основании которой заявить о своем праве сформировать миротворческие силы «по обеспечению прекращения боевых действий» из состава армий стран, входящих в Договор. Если удастся — под флагом ООН, если нет, — вполне достаточным окажется и флаг ОДКБ.

Главное, что введение миротворческого корпуса Организации договора о коллективной безопасности будет произведено не от лица Армении, не в поддержку Карабаха, и не против Азербайджана. Речь пойдет о контроле прекращения боевых действий и разведения сил сторон на дистанцию, их гарантированно исключающую.

Тем самым будет продемонстрирована неоспоримость прав российских интересов в регионе, а значит и российского третейского статуса в любых его спорных вопросах. А также его реальная практическая способность обеспечивать мир именно коллективно.

Какой путь России выбрать — пока вопрос открытый. Но что иные альтернативы отсутствуют, а время на раздумья заканчивается — уже определенно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (12):

30.09.2020 15:56, #42655
Вот прочитал пост ТГ-канала «ЖИВОВ LIVE| РЕКОНСТРУКЦИЯ РУССКОГО», и он мне показался очень интересным, поэтому приведу полностью:

«Взаимосвязи

Месяц назад Турция утвердилась в понимании, что у нее есть газовое месторождение на 20 лет спокойной жизни. Информация об этом была доступна и год, и даже два года назад. Все это время Турция делала вид "российского друга" каждый раз не забывая этого самого друга приопускать при удобном случае. Наверное самым показательным актом была передача установки С-400 американским специалистам. Это по мнению турецкой стороны справедливая плата за спасение Эрдогана во время революции несколько лет назад.

Турция довольно твердо осознает свои государственные, национальные и религиозные интересы, и очень последовательно движется к реализации своих интересов.

Россия совершенно не осознает собственные государственные, национальные и религиозные интересы, и вся внешняя политика России - это весьма причудливая смесь постсоветских имперских болей, и внешней политики газовой трубы. Если очистить историю от шелухи, то останется только газовая труба и ничего больше.
30.09.2020 15:57, #42656
У президента в 2014 году был исключительный шанс пойти иным путем. Возвращение Крыма, формирование на этой базе национального консенсуса, и серьезный заход на русскую реконкисту - был исключительной исторической возможностью. Но специфика российской власти и ее уязвимость перед западными элитами не дали этому сценарию реализоваться. И, наверное, самое удивительное в этой истории - это панический страх российского государства перед русским вопросом. Русские не могут быть целью, только функцией.

Турция в этом плане совершенно последовательная и логичная держава. Втянув Газпром вместо газификации страны, в очередную авантюру с газопроводом, заставив потратить деньги, силы и время, Турция уже сейчас скидывает с себя этот проект как ненужный. Убедившись в своей энергетической независимости турки перешли в открытое наступление на азербайджанском фронте. Тем более, что Россия давно мешает туркам в Сирии (что логично, Сирия - стратегический союзник РФ со времен СССР). Теперь турки могут развернуться на два фронта, компенсировав собственную уязвимость в Сирии.

Сегодня Анкара прямо заявила, что попадание армянских снарядов в азербайджанские города и села будут расцениваться как нападение на саму Анкару. По сути, это объявление войны. Вот только не Армении, а России, которая является военно-политическим союзником Армении.
30.09.2020 15:57, #42657
В такой обстановке даже немного скучаю по временам Медведева, с его военно-политической решительностью (не рассказывайте мне, что это был Путин, если у Вас нет документов, чтобы это подтвердить).»

А почему он показался мне очень интересным. спросите?

А очень интересным он мне показался из-за двух, но, с моей точки зрения, наиглавнейших фраз этого поста: «И, наверное, самое удивительное в этой истории - это панический страх российского государства перед русским вопросом. Русские не могут быть целью, только функцией». Хотя и насчёт Путина и Медведева не совсем согласен – но то такое, мелочи, по сравнению с этими двумя главными фразами.

И вот как-то так оно сейчас получается, что «маемо тэ, щчо маемо», да…
30.09.2020 16:14, #42658
А, кстати, сама статья А,Запольскиса очень трезвомыслящая, и на мой субъективный взгляд - очень верная!
30.09.2020 16:28, #42659
И, вот, продолжение этого поста из ТГ-канала «ЖИВОВ LIVE| РЕКОНСТРУКЦИЯ РУССКОГО» ещё более интересно:

«Кому помогать России в конфликте Армении и Азербайджана? Себе конечно. Себе и русским. Все, что в России не является интересом русской нации - не является интересом России. Должно быть именно так.

Как ситуация вокруг конфликта может помочь русским?

Во-первых, оба этноса плотно инкорпорированы в российскую политику, силовую среду и экономику, особенно криминальную. Лучше времени разделаться с этнобандами армян и азербайджанцев в России, чем сейчас - никогда не будет.

Совсем недавно генпрокурор Краснов уже вычистил целое армянское ОПГ из верхушки генпрокуратуры, но этого явно не достаточно, чтобы избавить государственные органы России от проникшего туда кавказского криминального этнического лоббизма.

Армении надо пообещать поддержку словом и делом (техникой например), Азербайджану - невмешательство, а в обмен вычистить организованные преступные группы обеих стран из максимального количества российских министерств и ведомств.

Мол: мы Вам конечно поможем, но....

Российская Империя последовательно век за веком усиливала роль Армении на Кавказе и ответственна за создание современного армянского государства, в той логике, что лучше армяне чем тюрки-мусульмане.
30.09.2020 16:28, #42660
И да, наверное действительно лучше. Более того, армяне второй по значимости и влиятельности глобальный народ после евреев, и его мировое влияние и диаспоры, было бы не дурно поставить на службу интересам России и русской нации. Но не наоборот, как происходит сейчас.

И самое главное, кроме наложения обязательств на диаспоры внутри России, государство на каждый вложенный в Армению рубль должно забирать два или три рубля прибыли, как это делают США и союзники.

И пора кончать традицию кормить братские народы за счет хлеба и крови русских вань. Втягиваться в конфликт на одной из сторон, без весомейших выгод русским вообще не стоит.»

И с подобными выводами я согласен абсолютно!
30.09.2020 16:38, #42661
И ещё одно очень-очень трезвомыслящее, с чем я тоже полностью согласен. Пост в ТГ-канале «Старше Эдды»:

«Итак, к исходу второго дня боев в Нагорном Карабахе, начала вырисовываться хоть какая то картина противодействия Порте.

Судя по всему, прорвать армянский фронт с наскока, у ВС Азербайджана не получилось. Мало читать Мольтке и Клаузевица. К ним надо еще и иметь соответствующее войско, с чем у Азербайджана всегда были проблемы. Удержав наступательный порыв недоосманов, армяне стабилизировали фронт и сейчас время начнёт работать против Азербайджана. Как бы не хорохорились их говорящие головы из телевизора, но ещё пара недель боев такой интенсивности и воинство Алиева, придется гнать в бой палками. Исторический детерменизм, против него не попрешь.

Нам же интересно, как поддержит своего союзника Россия. После абсолютно полярных мнений, от " Путин введи войска и воюй за саклю Акопа", до " да пусть они там друг друга перебьют, нечего было с плакатами за Пашиняня стоять", похоже начинает превалировать здравая точка зрения. Та, которой придерживается и ваш покорный слуга.
30.09.2020 16:39, #42662
Первое.

Самая действенная поддержка Армении на данном этапе, это удар по азербайджанскому бизнесу и криминалитету, что буйно цветёт на российских просторах. Налёт проверяющих органов на условные Крокус и Фудсити, куда опаснее для режима Алиева, чем удар ОТК Искандер по районам сосредоточения его войск. Пострадавших от налоговой РФ бизнесменов из Баку, не признают шехидами и не похоронят с почестями, передав родным награды и флаг. Их финансовые потери, не разгонят милитаристскую риторику, а как раз наоборот, начнут принуждать к миру. Есть правда небольшая проблема. Группа, что управляет Фудсити и прочей самой прибыльной недвижимостью в Москве, как хороший телятя, сосёт двух маток. Всей душой она за Азербайджан, но паспорт имеет израильский. Думаю, что при наличии политической воли у руководства РФ, эта проблема не станет такой уж существенной.
30.09.2020 16:40, #42663
Второе.

Как я уже неоднократно говорил, задействовать силы ОДКБ не нужно. Нет оснований да и глупо гнать в бой таджиков и белорусов. Первые вполне могут развернуть оружие в сторону армян, а вторые, это такие же русские, которым незачем погибать на фронтах этой войны. Но у России есть все возможности, помочь и силами и средствами. Нужно всего лишь официально разрешить российским армянам, формировать добровольческий корпус. Разрешить официально. Щёлкнуть Эрдогана по его большому носу. Этот самый корпус, обеспечить необходимым вооружением провести обучение и боевое слаживание. В РФ этого делать не нужно, но вот на 102 базе в Гюмри, самое то. Это и политический шаг и отличное подспорье в войне. Если 20000 армян смогут приехать из России в Карабах, то это существенно укрепит шансы армии Армении, нанести неприемлимые потери врагу. А Россия не только исполнит союзнические обязательства, но и очень серьёзно насолит " другу Реджепу".

Третье.

У режима Алиева, несмотря на все его турецкие беспилотники и миллиарды нефтедолларов, очень маленькое поле для маневра. Поражение в войне, если она затянется ещё на какое то время, с 75 процентной вероятностью, будет означать крах его клана и очередную цветную революцию. Удержать его на посту, смогут лишь ятаганы янычаров Эрдогана. Хотя у того самого все не так гладко.
30.09.2020 16:40, #42664
Ну и четвёртое.

Выполнив все эти меры поддержки, Россия, очень поможет Трампу, как бы нелепо это не звучало. Несомненно, дела в Закавказье не волнуют американское общество. Но вот выборы и соответственно поддержка армянского лобби, ещё как волнует самого Трампа. Грубо говоря. Задница Ким Кардашьян, придётся весьма кстати. Если к этой заднице, пойдут плюсом голоса против Байдена. Такой вот сюрреализм.

В общем посмотрим, как будет складываться обстановка в течении несколько дней. Если, как я говорил выше, армия Азербайджана не сможет прорвать фронт, а РФ начнёт принимать меры озвученные выше, то положение Баку становится очень печальным.»
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть