Белоруссия — достаточно молодое с исторической точки зрения образование. И речь даже не о 1991 годе, когда в Вискулях трое подвыпивших мужиков, пугливо озираясь, распустили Советский Союз. Речь о периоде с Х века, когда на эту территорию тогда ещё языческой Руси стала проникать византийская версия христианства, по февраль 1917 года, когда в Российской империи Малороссия и Белороссия были лишь условными названиями русских губерний, где диалект (мова) был только в деревнях.
Очень забавно трактует этот период истории исключительно прозападный МИД Белоруссии, где его глава Владимир Макей реализует приказание Лукашенко всеми силами наладить диалог с Западом. «Четыре столетия спустя в Великом княжестве Литовском, основу которого составляли белорусские земли, появилась католическая церковь, в дальнейшем она внесла богатый вклад в культуру Беларуси и ее историю».
«Белорусские земли в Великом Княжестве Литовском» — это то самое «натягивание совы на глобус», которым теперь так любят заниматься украинские летописцы, описывая государство древних укров и прочие художества по выкапыванию Чёрного моря. Не было тогда никакой Белоруссии, была Русь и были русские, которые в ВКЛ составляли более половины населения.
Но суть даже не в этих лукавых передёргиваниях, написанных в конъюнктурном стремлении переписать историю по указанию свыше. Суть в том, что до попадания Западной Руси в сферу ВКЛ, 400 лет там господствовало установившееся православие. И католичество всегда приносилось силой в виде отвергаемого большей частью населения культурного вторжения. А принималось оно выходцами из польских семей, смешавшихся в районе западной границы с местными русскими жителями, — в приграничных районах такое смешение — обычное дело.
И даже сама Литва долгое время колебалась между католичеством и православием, и если бы не ошибки Ягайло, русского по происхождению и носившего у русских имя «Андрей», Литва сейчас была бы вполне православным государством. Но опять-таки дело не в этом, а в том, что в ВКЛ большинством были не литовцы, а православные русские, лишь через столетия названные белорусами.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И потому какой такой богатый вклад в историю Белоруссии внёс Ватикан, для науки остаётся неизвестным — разве что психологи зафиксируют подобострастную позу белорусского МИДа в отношении Запада, которому в лице одной из его старейших религиозных конфессий дано приказание понравиться. Глава МИД РБ — человек весьма далёкий от богословских познаний и, как всякий атеист, которого заставили по служебной надобности сказать что-то хорошее о религии, он меряет её ценность «вкладом в культуру».
Пытаясь оценить, какую роль играет в Белоруссии Ватикан, нужно не только вспомнить о вековечной экспансии этого католического государства, не только о его знаменитой разведке, но и о том, какая у него социальная база в Белоруссии. Юрий Баранчик, старший научный сотрудник Института стран СНГ, в интервью Российскому институту стратегических исследований, справедливо заметил:
«Католический фактор в РБ не силен. Католиками является совсем небольшая часть населения. Другое дело, что этот фактор используют мировые СМИ и ведущие западные державы для оказания давления».
С точки зрения влияния конфессии, это верно: католиками в РБ является 10−12% верующих (православными считают себя 80−82%), составляющих около 6% населения. И 6% приходятся на протестантов, иудаистов и мусульман.
Однако Лукашенко сам обращается к Ватикану с просьбой о защите интересов Белоруссии перед Западом. Понятно и ребёнку, что это то же самое, что обратиться к вожаку волчьей стаи с просьбой стать защитником овец перед львиным прайдом. Но Лукашенко даже после визита в Сочи верит: Белоруссия может стать многовекторным государством и иметь свои позиции на Западе, отличные от позиций России.
Ватикан, конечно, использовал возможность проникновения в Белоруссию по полной программе. Тадеуш Кондрусевич, католический митрополит в Белоруссии, — этнический поляк, хотя и получил гражданство РБ. Его выдворение из страны после неудавшегося Майдана связано с открытой разведывательной, а точнее, вербовочной работой среди белорусских чиновников, политиков и журналистов.
Собственно, западный институт влияния, в том числе Ватикан, в РБ всегда этим занимался, но пока Лукашенко не ощутил ледяное дыхание этой группы на своём затылке, он верил, что ухватил Бога за бороду и манипулирует Западом, давая ему позиции в стране против России.
Против Ватикана Лукашенко никаких шагов не предпринимал и не предпринимает, видимо, надеясь сохранить его как электоральный ресурс. Недалеко то время, когда в 2011 году Лукашенко в присутствии митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета, через кардинала Курта Коха приглашал папу Бенедикта XVI посетить Белоруссию.
Однако если измерять не числом верующих, а числом приходов, то позиции католиков в РБ сильнее, чем у православных. Так, у РПЦ в РБ 1545 приходов, а у РКЦ — 475, треть от того, что у православных. У православных 1484 храма, у католиков 490. Несопоставимо с долями католиков и православных в обществе.
Костёл у католиков — не только место молитв, но очаг миссионерства. Это очень удобная ширма для разведдеятельности. База влияния РКЦ в Белоруссии — это не костёлы, а НКО, работающие на отрыв Белоруссии от России и приведение республики в Польшу. НКО — вот главная форма агентурного проникновения Ватикана в структуры власти Белоруссии и формирования сетей добывания, влияния и финансирования разведдеятельности.
Ватиканская агентура — это и профессорско-преподавательский состав университетов, работающий за гранты в направлении продвижения интересов Ватикана под лозунгом «Диалог во имя мира». Советское прошлое Белоруссии названо тернистым путём, где «Святой престол» изображался как идеологический противник. Так как Ватикан боролся с коммунизмом, то в БССР боролись с Ватиканом.
В СМИ Белоруссии материалы таких агентов влияния Ватикана оформлены старательно комплементарным языком: не папа, а «Святой отец», не Ватикан, а «Святой престол», «проводник стратегии мира», «возрождение католической церкви в Белоруссии поддерживается государством», «открыть Беларусь миру и помочь миру открыть для себя Беларусь».
Весь стандартный набор демагогии, в которую оформлено политическое прикрытие экспансии Ватикана в выбранную для этого страну. Это политический язык коллаборационизма, и он понимается абсолютно правильно — и теми, кто на нём пишет, и теми, кто его читает.
Очень коварным подлогом является распространяемая агентами влияния Ватикана в Белоруссии в виде версии гипотеза, что преградой для проникновения католицизма и латинства в Россию (где Белоруссия — её западная периферия) является историческое соперничество России и Польши. Таким образом, вся суть конфликта Большой России и Ватикана сводится к польскому вопросу как некой досадной исторической помехе.
В то время как настоящей причиной конфликта католичества и православия являются богословские расхождения, причём не технические, с чем как-то можно было бы примириться, а такие коренные, что, вообще, речь нужно вести не о двух конфессиях одной религии, а о двух разных религиях.
Православие и католицизм не о папе спорят и не о Филиокве, а о глубочайших различиях в понимании сути Бога и человека. Эволюция католицизма не случайно привела его к экуменизму, принятию ЛГБТ и прочим элементам обмирщения.
Протестантизм, эта единственная конфессия, где пасторами могут быть не только женщины, но и открытые атеисты, — это прямое следствие сущности католицизма, пребывающего уже много веков в тяжёлом кризисе. Вот в чём различия между католиками и православными, а не в спорах России и Польши. Подменять богословские расхождения политическими — это лгать неискушённым в вопросе людям.
Официальная позиция белорусской власти — равенство прав верующих и равноудалённость власти от любой религии. Но это ширма, под прикрытием которой осуществляется режим наибольшего благоприятствования Ватикану — ведь Лукашенко не обратился более ни к одному религиозному главе в Белоруссии.
Понятно, он был обижен на Запад — ведь он так много делает, чтобы доказать свою услужливость, а тот не принимает его всерьёз. Почему бы не попросить раввинов, муфтиев и Патриарха всея Руси о защите Белоруссии перед их правящими кругами? Почему не попросить протестантов — их половина в Европе и большинство в США. Почему Лукашенко интересует только Ватикан? Где же тут пресловутая многовекторность?
Когда Лукашенко не пустил в Белоруссию Кондрусевича, Помпео бросился на защиту Ватикана. Спрашивается, с каких пор глава Госдепа США защищает интересы другого государства в третьем государстве? Помпео стал предателем США? Или в безбожно-протестантских США волнуются о судьбе белорусских католиков?
Так напрасно — Лукашенко прямо заявил: ни один костёл не закрыли, никаких препятствий католикам не чинят. Речь идёт даже не о разгроме всей агентурной сети Ватикана, а об изгнании одного её засветившегося координатора. Притом явно не главы резидентуры.
Западные области Белоруссии — это территории, где концентрация костёлов и сторонников «европейского выбора» Белоруссии наиболее высокая. Совпадение? Возможно.
Возникновение Союзного государства России и Белоруссии — крайне нежелательный сюжет для Ватикана. Однако две тысячи лет традиций разведработы приучили Ватикан не пугаться сложностей — если Россия станет влиять на внешнюю политику Белоруссии, договариваться Ватикан будет с Москвой, а не с Минском. Станет больше нелегальной работы, но сворачивать свои позиции в Белоруссии Ватикан не планирует.
Правда, с надеждами привести Белоруссию в Польшу и тем самым стать идейным вождём новой Речи Посполитой, возможно, придётся расстаться ещё лет на двести. Грандиозный геополитический реванш придётся пока отложить. Но что такое двести лет для Ватикана?
Комментарии читателей (3):
Ты, щчо - на мою нацию батон крощить уздумал, аааааа?!
И от енто от именно те два слова, которые ты имеещь мине сказать, щчо ли, даааа?!
На мине - как ты сам виразился, лучшего соратника Александра свет Батьковича, даааа?!
Ёкарный бабай... Ну, и как тибе тильки нэ стыдно ,аааа?!
Я, понимаищь, скучаааал по нему - а он сразу на мине батон крощить...
Ну, щчооооо за люууууди, аааааа, ни стыда, ни совести, аааааа...
Превосходная, великолепная, правильная во всех своих выводах, основанных на истинных исторических фактах, статья, в которой, как всегда, Александр свет Батькович высветил очень немаловажный нюанс, который, на самом деле, по сути, является одним из решающих факторов деятельности католиков в Белоруссии!
Как всегда всё чётко, конкретно, информативно, легкодоступно (что очень немаловажно) и ИСТИННО!
Спасибо за статью!