Пошло-поехало, похоже! И слева, и справа. Не успело отгреметь голосование по конституционным поправкам, как начались «теоретические» споры. Спекулируя на принципе «бритвы Оккама» и призывая «не множить сущности», одни претенденты в «первопроходцы» занимаются именно этим. И пытаются ввести в оборот некую новую «реальность» так называемого «паразитизма», который-де — уже и не капитализм вовсе, а нечто совсем другое. С другой стороны прорезается голос «адвокатуры» так называемых «консерваторов», которые, по их утверждениям, «хорошие и прогрессивные», только вот их лозунги перехвачены чуть ли не маргиналами, тянущими влево.
Что в этих утверждениях, если без обиняков, откровенно несостоятельно? Главное: никакого «паразитизма», который придумывается и вводится в виде новой идеологической парадигмы, нет и в помине. Хотя бы потому, что коммунизм (социализм), капитализм, феодализм, etc. — это способы производства. А пресловутый «паразитизм» — способ присвоения, который без способа производства, отдельно от него, не существует. Специально не употребляем здесь марксистский термин «общественно-экономические формации» (ОЭФ), чтобы не уходить в дебри сравнительного анализа теорий ОЭФ и модернизации, в ее классическом и нынешнем, постмодернистском и потому конъюнктурном прочтении. Второе, почему «паразитизм» не адекватен, — потому, что это оксюморон. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.) В. И. Ленин показывает, что «паразитический, загнивающий и умирающий» — это особенности империализма. То есть «паразитизм» — не самостоятельной феномен, а типологическая характеристика империалистической стадии капитализма. Одно из двух. Или взявшиеся «множить сущности» с нескрываемой целью «доказать» якобы «исчерпанность» марксистской методологии для анализа современности берутся спорить с Лениным, что вызывает смех, особенно сегодня. Или они просто его не знают, как вариант — подзабыли, и попадают в методологическую ловушку уже по этой причине.
Кстати, откуда пошел сам термин «паразитизм»? В декабре 2013 года на площадке Института океанологии РАН прошла научно-популярная конференция «Глобальный социальный паразитизм. К 100-летию ФРС», одним из участников которой являлся автор этих строк. Термин многим понравился, только они не уловили его суть, которая никак не предполагала поиска теоретических изысков вроде мифологии «паразитической ОЭФ».
Так что на самом деле? А то, что организаторы той конференции, среди которых фигурировал один из крупных институтов системных исследований, очень точно сформулировали тему. И привязали феномен «паразитизма» именно к появлению ФРС, увенчавшему целую эпопею попыток насаждения в США центробанка, начало которой было положено еще знаменитой полемикой конца XVIII века между соавтором Декларации независимости Томасом Джефферсоном и первым главой минфина Александром Гамильтоном. Пройдя через два двадцатилетних периода «пробной» работы Первого и Второго банков США, для последнего из которых он усилиями президента Эндрю Джексона окончился досрочно, а также через гражданскую войну 1861−1865 годов, убийство президента Авраама Линкольна, попытки импичментов того же Джексона и преемника Линкольна Эндрю Джонсона, несколько биржевых паник, убийство еще одного президента Уильяма Мак-Кинли, попытавшегося разорить через суд одну из ротшильдовских компаний в США, внедрение в американский истеблишмент «эпической» компании Kuhn, Loeb & Co Шиффа-Варбургов и многое другое, план Гамильтона сработал именно в 1913 году. И создание ФРС логически завершило все эти усилия олигархического лобби по созданию мирового финансового центра, обеспечивающего незыблемость олигархической, то есть классовой капиталистической власти.
Именно тогда было запущено институциональное оформление «паразитизма». Еще раз: произошло это в рамках империализма, а не самостоятельной формации или способа производства, и тогда еще не как состоявшееся явление, а как проект, реализации которого была посвящена Первая мировая война, развязанная вскоре после создания ФРС, и которому помешал переигравший ее итоги Великий Октябрь в России.
Чтобы правильно применять марксистскую методологию при анализе современных процессов и не путаться в трех соснах, нужно, помимо полемики Джефферсона и Гамильтона, иметь в виду качественно иной уровень развития капитализма в империалистическую эпоху. Ее особенности и рубежи становления в последней трети XIX века Ленин в упомянутом «Империализме как высшей стадии…» раскрывает весьма подробно. Капитализм времен Маркса не был монополистическим, при том, строго говоря, что Маркс предвидел его монополизацию как возможный вариант, хотя детально этот аспект своего учения не разрабатывал; именно поэтому попытки оперировать категориями «классического» европейского марксизма в условиях империализма привели западную социал-демократию в болото оппортунизма, в котором она увязла. Потребовался ленинизм и его идейная борьба с оппортунизмом, наиболее ярко материализовавшаяся в другой полемике — Ленина с Карлом Каутским. В «Империализме» Каутского (1914 г.) содержится гениальное предвидение будущего развития империализма как раз по «паразитическому» пути — в направлении ультраимпериализма, переноса практики картелей на международные отношения и подчинения или даже поглощения наиболее сильным национальным империализмом остальных, относительно слабых.
Ленин вступил с Каутским в полемику, «забив гвоздь»: империализм — высшая и последняя стадия капитализма. Почему? Ленин отвечает на этот вопрос в том же «Империализме как высшей стадии…». Пятый признак империализма вождь большевиков формулирует как «раздел мира между союзами капиталистов». А шестой как «борьбу за его передел между ведущими империалистическими державами». Если соединить одно с другим, то как раз и получается, что мир делят «союзы капиталистов», то есть транснациональные монополии — банки и корпорации. А передел мира в их интересах, в том числе с помощью войн, устраивают государства. Но для этого нужно, чтобы государства были у банков и корпораций «в кармане»; Ленин констатирует именно это, и в этой части вывод Каутского об ультраимпериализме он сомнению не подвергает. Отрицает же его не «в целом», а просто показывает, что альтернативой ультраимпериализму является социалистическая революция, которая если произойдет, то банки и корпорации из «хозяев» государственных машин превратятся в объект классового подавления новыми государственными машинами, основанными на диктатуре пролетариата («Государство и революция», 1917 г.). Если брать шире, то это исключительное по своей аналитической эффективности предвидение создания мировой системы социализма. Не как внутрисистемного оппонента капитализму, чего и добивались оппортунисты, а внешнего по отношению к капиталистической системе глобального аттрактора, задача которого — действительно отобрать у капитала мир и похоронить капитализм, не доводя до его злокачественного перерождения в ультраимпериалистическую стадию.
Здесь встает и вопрос генезиса фашизма, который эксплуатируется уже не левыми, а правыми претендентами в «теоретики». Тот факт, что фашизм возник и оформился — одновременно, в 1918—1921 годах в Германии и Италии — именно как антитеза Великому Октябрю и великому Красному проекту, однозначно указывает на него как на продукт развития капитализма в его империалистической стадии. Фашизм — это продолжение либерализма в экстремальных условиях, когда все «демократические» условности отбрасываются и империалистическая система начинает борьбу за выживание. Как заявил в 1962 году Дэвид Рокфеллер в Москве членам Политбюро ЦК КПСС, «знаю же я, что такое диктатура пролетариата, и вы должны знать, что такое диктатура буржуазии». Диктатура буржуазии — это и есть фашизм, и именно российским либералам это известно, как никому другому. Учиться «реформам», то есть фашизму, к Пиночету в Сантьяго в конце 80-х годах ездили не левые, а именно либералы; конкретно — Виталий Найшуль, один из будущих ключевых соратников и идеологов Гайдара и Чубайса во всех их экспериментах над согражданами.
Если же брать социологический срез дилеммы коммунизм — фашизм, то со всей очевидностью следует признать, что фашизм, вслед за либерализмом, а в нынешних реалиях — и за социал-демократизмом, апеллирует к элитаристской концепции общественной организации, в то время как теория марксизма не знает даже самого понятия «элита» и рассматривает историю через призму взаимодействия масс и личности, в котором инициатива на стороне масс, определяющих запрос, которому те или иные личности либо соответствуют, либо нет.
Для России, по крайней мере до самого конца XX века, ультраимпериализм действительно оказался не пройденным, а обойденным этапом, и только реставрация капитализма встроила нашу страну в ультраимпериализм на правах одной из зависимых периферийных территорий. И поскольку «паразитизм», как помним, — форма присвоения в рамках ультраимпериализма, составляющего суть современного глобализма, постольку отказ от него возможен только при отказе от капиталистического способа производства. Скажут: при нынешнем правительстве-то?.. И будут неправы: переход к государственному капитализму с 2021 года уже анонсирован и скреплен согласием работать в этих рамках сил и фигур, которые раньше этому противостояли. Следует понимать, что лозунг «госкапитализма» — это, во-первых, выход из «глобализации по-американски», если дело дойдет до его практической реализации. А во-вторых, и это тоже надо понимать, облегчить выполнение такого решения, минимизировав его международные издержки, может лишь соответствующий исход президентских выборов в США. Ибо победа Джо Байдена с возвратом к власти ультраимпериалистических глобалистов (они же глобальные «паразиты») резко укрепит позиции либеральной агентуры их влияния внутри страны, а сохранение власти Дональдом Трампом их, напротив, ослабит, затруднив этой агентуре апелляцию к внешнему ультраимпериалистическому центру.
И здесь мы подходим к главному — к содержанию современности, нынешнего, если можно так выразиться, «текущего момента». С одной стороны, внутренние социальные противоречия наилучшим образом объясняются именно с позиций марксистской классовой методологии. И лозунг «госкапитализма», выдвинутый государственниками в правительстве, это лишь подчеркивает в том смысле, что госкапитализм, как вытекает из марксистской теории, — это, грубо говоря, полпути к социализму, ибо он подчиняет монополистические интересы государственным. С другой стороны, дилемма капитализм — социализм, выведенная на глобальный уровень, ставит сохранение условий для разрешения социальных противоречий ультраимпериалистической периферии в конкретной стране в зависимость от укрепления ее суверенитета и национальной государственности. Маркс говорил о равномерности развития ведущих капиталистических стран, допуская, что она может нарушиться. Ленин констатировал разрушение равномерности и, по сути, сформулировал выбор между колониальным вхождением в ультраимпериализм и освобождением от капитализма. Современность же ставит вопрос укрепления национальной независимости и суверенитета необходимым условием для разрыва с ультраимпериализмом и создания предпосылок для избавления от внешней зависимости. Отсюда главное нынешнее противоречие — между глобализмом (он же ультраимпериализм) и национальными государствами, ныне, это следует признать, в основном буржуазными. С этой точки зрения переход к госкапитализму — это шаг прочь от внешнего управления к восстановлению полноценного суверенитета. С этой точки зрения борьба за социализм сливается с борьбой за национальное освобождение, и в этом смысле здоровые левые силы — ударный отряд государственников. Специально избегаем при этом термина «консерватизм», как уводящего в сторону от сути, ибо он означает консервирование неких «устоев». А устои в России в XX веке менялись дважды, и существуют, условно говоря, три стилистики — не будем употреблять громкого слова «традиция», к которым апеллируют те, кто именует себя «консерваторами». Дореволюционная, советская и постсоветская. Часть идеологического официоза, поддержанная как раз теми, кто спекулирует на «консерватизме», пытается соединить дореволюционную стилистику с современностью в обход советской и на выходе получает разрыв исторических времен. Во-первых, она путает дореволюционную именно стилистику с православной действительно традицией. Знака равенства между ними нет. Во-вторых, не получится и обойти советскую стилистику, ибо даже если выводить консервативную традицию из сплава трех стилистик, то советский период занимает в ней решающее место. Хотя бы ввиду объявления тем же официозом «точкой сборки» Великой Победы 1945 года, которая не перестанет быть победой именно советского народа, как ты ни драпируй Мавзолей. Лозунг госкапитализма, как ни крути, тоже гораздо более последовательно апеллирует к Госплану, чем к чубайсовской приватизации. И прецедент с недавней экологической катастрофой в районе Норильска — лакмусовая бумажка, по которой будет определяться будущее, напрямую зависящее от того, будет вопрос поставлен ребром или нет. Поэтому те политические «новоделы», вырастающие как грибы после дождя в ожидании скорых выборов, что педалируют региональный фактор, несостоятельны с точки зрения суверенитета. А ставящие суверенитет во главу угла, но при этом рассчитывающие остановить разгоняющийся влево маятник на отметке «госкапитализм» и противящиеся его эволюции в социалистическом направлении, обнаружат несостоятельность в тот самый момент, когда госкапитализм станет реальностью. Поэтому в своей оценке левых, что они-де «могли, но опоздали», эти, вторые, силы совершают ошибку, которую они осознают уже в госкапитализме на своей «шкуре». Ибо ленинская дилемма столетней давности между колониальным ультраимпериализмом и самостоятельным миром социализма отражает не столько теоретические умозрения, сколько практику осмысления и идеологического оформления собственной суверенности, возможной в нынешних конкретных условиях только лишь в некапиталистической нише с иными, собственными ценностями, смыслами и вытекающими из них правилами игры. И на этом этапе мы рано или поздно придем — вынуждены будем прийти, если захотим выжить, — к очищению от «паразитизма» одним-единственным возможным путем восстановления действительной традиции, основанной на соединении и переплетении дореволюционной религиозной и советской стилистик. Ибо мир, победивший глобализм, ни простым, ни бесконфликтным не окажется. Куда большая вероятность, что он станет крайне нестабильной ареной борьбы национальных победителей глобализма друг с другом и большую фору получит тот, кто найдет, а точнее, вспомнит изрядно подзабытую социалистическую формулу преодоления межгосударственных противоречий на путях поиска и утверждения социальных интересов. И приоритетов.
Комментарии читателей (20):
Видимо не случайно у "Чëрных Пантер" там было собственное посольство. Бобби Сил вместе с Ньютоном, создав лево-радикальную организацию "Чëрных Пантер",сделали еë символом контркультуры 60-х. На старых видео хорошо видно как Бобби Сил говорит:"У вас есть оружие, но и у нас есть оружие". Он говорит о программе из 10 пунктов. В ней знакомые на весь мир левые лозунги - Земля, Хлеб, Жилье, Образование, Одежда, Справедливость и Мир для Чëрных, и освобождение негров от военной службы.
Он говорит,что к чернокожим в тюрьмах относятся,как к евреям во времена Гитлера.В зале накурено,его слушают чернокожие американцы,многие пришли с колясками,в которых дети - будущее черной Америки.Мелькнуло знакомое лицо, конечно же - это Анжела Дэвис на лево-радикальном собрании слушает лидера "ЧП".
А вот уже российский телеканал RT в 2020 году показывает интервью с постаревшей Анжелой, которой в СССР 60-х требовали:"Свободу Анжеле Дэвис!".
А сегодня она по прежнему лево-радикальна и заявляет,что "борьба продолжается и стечение обстоятельств (видимо президентство Трампа и смерть Джорджа Флойда) дают снова шанс чëрному населению в демократической стране,где полиция -это расистский департамент,и в тюрьмах очень плохо цветным и чернокожим".
А вот как насчëт приоритетов у тех, кто радуется маршам "Чëрных Пантер" по городам Америки,и скорбит по Джорджу Флойду, будучи гражданином России большой вопрос?
Исторически левые во всем мире чаще всего сплачиваются самой радикальной своей частью, даже если враждуют и соперничают друг с другом на межгосударственном уровне. Но они все равно объединены общими основами в идеологическом прошлом, едиными устремлениями в настоящем и главной антихристианской задачей в будущем - Построением Царства Божия на Земле!
И Хиллари Клинтон, и баптисты Рокфеллеры, и сторонники СССР 2.0, и левые радикалы Америки и России - едины в своем стремлении сформировать ВСЕМИРНЫЙ СССР с помощью Мировой Научной Революции!
За 50 лет до "Чëрных Пантер" именно Чëрная Кошка IWW считалась в Америке самой лево-радикальной боевой командой.
Достаточно упомянуть тот факт, что в Москве, у Кремлевской стены похоронен ее лидер и основатель, укрывшийся вместе с товарищами по IWW в Советской России от Американского правосудия после Революции 1917 года -Уильям Билл Д Хейвуд (по кличке Одноглазый Билл). А его товарищи по Чëрной Кошке - Чарльз Эмиль Рутенберг и Джон Рид! Все они были гражданами Америки, где Чëрная Кошка IWW считалась радикальным крылом Социалистической партии США Юджина Дебса,тоже члена IWW и кандидата на пост президента страны. После Революции 1917 года часть Социалистической партии США преобразовалась в Коммунистическую партию США и в Коминтерн. А сегодня еë оставшиеся в Америке сторонники со времен Гесса Холла поддерживают Демократическую партию Обамы, Байдена и Клинтон и движение BLM.
Среди членов IWW выделялись:
- бывший матрос восставшего Броненосца "Потëмкин" и генеральный консул Советов в Великобритании в 1929 году - Иван Анисимович Лычев;
- ученик главы Бельгийского правительства видного европейского социалиста Вандервельде - Давид Петровский(М.Гольдфабр );
- мамаша Мэри Харис Джонс;
- друг Чарли Чаплина, Аверрала Гарримана, Уолтера Буллита, Джозефа Кеннона, Робинса, Гумберга, Рида и других -болгарин Георгий Андрейчин;
- революционерка Александра Коллонтай;
- Макс Истмен;
- писатель Джек Лондон;
- офицер американской разведки, друг и сокурсник Джона Рида, один из руководителей группы "Исследование",созданной помощником президента Вудро Вильсона полковником Менделем Хаусом во время подготовки к Версальской конференции 1919 года - Уолтер Липман.
В Версале Липман стал один из организаторов таких структур,как Британский "Chatham Hause" и Американский Совет по Международным Отношениям(CFR).
Как любопытно двигался левый радикализм от Кремлевской Стены через Версальские конференции до Белого Дома в Вашингтоне. Впрочем один из соратников одноглазого Билла, основавший в 1909 году NAACP (Национальную ассоциацию содействия программ цветного населения), лауреат международной Ленинской премии 1959 года, за 8 лет до этого, обвиненный в США в работе на советскую разведку, и эмигрировавший из страны, при заступничестве Альберта Эйнштейна, автор "Чëрной Реконструкции Америки" 1935 года, Уильям Дюбуа писал: "Социальные изменения произойдут лишь под воздействием волнений и протестов."
Всë, что сегодня происходит на улицах городов США, американские историки из южных штатов после гражданской войны 1863-1865 годов называли: "Гибелью Цивилизации".
В то время Энгельс и Маркс опубликовали не менее 50 статей в "Венской Прессе" и "Нью-Йорк Трибьюн" о проходящей в Америке войне против рабства, как борьбе двух социальных систем - Системы Рабства и Системы Наëмного Труда.
Именно Маркс и Энгельс определили главные задачи рабочего и негритянского движения в будущем!
Сегодня, как пародия на книгу Айн Рэнд идет шоу про Чëрного Атланта, что не расправил, а согнул плечи, и все увидели, что спокойствие в мире держится не на Белых творцах одиночках - Джонах Голтах, которые держат мир на своих плечах и без их творческого таланта он рухнет, а что мир вокруг нас может рухнуть из-за смерти, сколь трагической, столь и странной, некчемного вора-рецедивиста, вышедшего недавно из тюрьмы - Джорджа Флойда, к тому же если он Чëрный, и этот рухнувший мир, где его не стало, кому то выгоден.
Соперник Д.Трампа на предстоящих Президенских выборах Джо Байден, со свойственной его натуре простотой недавно заявил в радиоэфире: "Если вам трудно определиться за кого голосовать -за Трампа или за меня значит вы не Чëрный!"
Думается,что вся эта игра в президента Байдена в случае его победы была бы ненадолго.
Вспоминается история из 70-х,когда президентом США был Джеральд Форд,а вице-президентом Нельсон Рокфеллер, который очень хотел стать президентом. Тогда на Форда было совершено ряд неудачных покушений, но Нельсон Рокфеллер сам неожиданно и странно умер в своем офисе на руках молодой красивой помошницы....
O tempora, o mores! (О времена! О нравы!).
Байдену нужна поддержка чëрных рэперов, но учитывая,что сроки регистрации кандидатов в президенты во многих штатах уже прошли, то твит известного Чëрного рэпера и мужа модели Ким Кардашьян - Канье Уэста о президентских амбициях запоздал, и его шансы стать президентом США, если бы он и мог участвовать в выборах "Daily Mail" оценила как 1 к 50.
"Черные Пантеры" подарили рэпу понятие: "BABYLON", как Мир Белого Истеблишмента, к которому безусловно принадлежит Дональд Трамп и его семья. К "Чëрным Пантерам" принадлежала матьТупака Шакура - Афени. Рэперы из Бронкса и Гарлема в свое время подхватили эстафету касты бродячих певцов, музыкантов и сказочников из Западной Африки - Гриотов. Они как и лидер "Чëрных Пантер" Бобби Сил, и поддерживавший их Джон Леннон готовы петь и кричать в ритм музыке и толпе:"ВСЯ ВЛАСТЬ НАРОДУ!"
Дженис Джоплин, Эрнест Хемингуэй, певица Мадонна и другие звëзды уже нынешнего мира искусства, литературы и Голливуда готовы несмотря на цвет кожи кричать "Black Lives Matter"(Чëрные жизни важны) и раскручивать новую звезду 2020 - Джорджа Флойда.
А если звезды зажигают, значит это кому-то нужно...
Незадолго до своей странной , трагической и смерти Джордж Флойд записал видео-послание к молодому поколению о том, что необходимо положить КОНЕЦ ВООРУЖЕННОМУ НАСИЛИЮ В ОБЩЕСТВЕ!
Очень странное промыслительное видео.
Кто такой Джордж Флойд?
Чëрный великан, живший в криминальном мире, и сумевший выбраться из него?
Подобно "Чëрным Пантерам", дружившим с Джин Сиберг, у Флойда была Белая подружка -Кортни Росс, работавшая в баре,где любил выпивать Джордж. По еë словам он мечтал вместе с ней открыть ресторан для бывших заключенных, предложив им второй шанс. Дать работу после освобождения.
И даже выбрал название для этого ресторана -"Сonvict Kitchen" - КУХНЯ ОСУЖДЕННЫХ!
в Менниаполисе,в районе Паудерхорн-парка, возле машины был удушен полицейским чëрный мужчина, пытавшийся использовать поддельную денежную купюру в ближайшем магазине. По мнению полиции он был под воздействием наркотических средств, оружие при задержании не использовалось, в его крови нашли остатки гашиша и марихуаны...
"И снится мне -в притонах Сан-Франциско,
Лиловый негр Вам подает манто."
А по городам Америки маршируют вооруженные "Чëрные Пантеры", грабеж и поджоги, разбитые и оскверненные памятники, вандализм и безпредел, убийства и изнасилования. И всë это под лозунгом - BLM (Чëрные жизни важны!), как предвыборная агитация кандидата в президенты США Джо Байдена и его Америки.
А в это время Трамп обьявляет о создании ПАРКА АМЕРИКАНСКИХ ГЕРОЕВ и работает над наведением порядка в стране,чтобы Америка снова стала великой!
Выборы президента США 3 ноября 2020 года. И как-то молитвенно сегодня зазвучал девиз Американского Государства -"In God We Trust" (На Бога Уповаем)...
Кирилл Мозгалевский."
ЧИТАЮЩИЙ - ДА РАЗУМЕЕТ!!!!!