В столице Сербии Белграде вечером 7 июля произошли столкновения между полицией и недовольными гражданами. Есть десятки пострадавших с обеих сторон. По словам руководителя столичной полиции Владимира Ребича, сотрудникам его ведомства пришлось реагировать после того, как участники протестов попытались прорваться в здание парламента Сербии.
Недовольные граждане спонтанно стали собираться на площади перед зданием парламента после пресс-конференции президента страны Александра Вучича, во время которой он анонсировал новое ужесточение мер борьбы против эпидемии коронавируса, в том числе введение комендантского часа с 18 часов в пятницу 10 июля до 6 утра в понедельник 13 июля. Судя по заявлениям протестующих, которых во время прямой трансляции в «Фейсбуке» опрашивал корреспондент портала «Србин.инфо», граждане также с большой тревогой восприняли заявление президента о том, что два миллиона граждан подлежат обязательной вакцинации — медработники, сотрудники обслуживающих сфер деятельности, контактирующие с людьми, пенсионеры. В какой-то момент часть протестующих, среди которых находился и оппозиционный политик Срджан Ного, попытался пробраться в здание парламента. Между гражданами и полицией произошли столкновения. Полиция более часа бросала в толпу гранаты со слезоточивым газом — им удалось выдавить демонстрантов с площади перед парламентом и из парка напротив. Во время акции полицейские били дубинками как провоцирующих их граждан, так и тех, кто просто оказался у них на пути.
О политическом значении событий в центре Белграда ИА REGNUM рассказал профессор факультета политических наук Университета в Белграде, председатель движения «За сохранение сербского государства» Слободан Самарджич.
Что спровоцировало вчерашние волнения в Белграде? В сербских СМИ мы можем прочитать, что столкновения с полицией инициировала группа хулиганов, за которой стоят некоторые оппозиционные лидеры. Что, на Ваш взгляд, является настоящим поводом для выхода граждан на улицы?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На мой взгляд, это было абсолютно спонтанное собрание. Сегодня никто из оппозиции не в состоянии вывести на улицы столько людей, если только речь не идет о какой-то провокации. Каплей, переполнившей чашу, стало заявление президента Сербии Александра Вучича, который в 18:00 по местному времени провел пресс-конференцию и объявил о том, что на выходных в Белграде опять будет действовать режим комендантского часа. Он по своей привычке сделал это в крайне высокомерной манере. Народу уже надоела эта политика — то жестко, то мягко. У сербского правительства нет уравновешенной стратегии борьбы против эпидемии коронавируса. Сначала оно ввело чрезвычайное положение, и эпидемиологическая ситуация улучшилась. Потом правительство почти полностью отменило меры противоэпидемиологической защиты, чтобы провести парламентские выборы. Это вызвало новую волну эпидемии. В данный момент Сербия находится выше других стран региона по количеству инфицированных. Теперь свою ошибку власти хотят исправить с помощью новых ограничительных мер в виде комендантского часа. Это каждый гражданин Сербии ощущает как несправедливость, и мне кажется, что в какой-то момент народное недовольство просто вылилось на улицы.
Вчера протестующие выкрикивали лозунги, связанные с Косово и Метохией, в том числе кричали полицейским «Поезжайте в Косово». Может ли дополнительным фактором, вызывающим недовольство народа, быть непрозрачность государственной политики по отношению к южному сербскому краю? Тем более что Александр Вучич во время вчерашней пресс-конференции говорил и о предстоящих встречах с европейскими лидерами по поводу Косово.
Любая политика Александра Вучича — непрозрачная и секретная. Народ мало знает о том, куда он ведет экономику страны, какие выплаты получают иностранные инвесторы, каким образом богатеют современные олигархи. Общественность иногда узнает о разных событиях, таких как афера, связанная с торговлей оружием через компанию «Крушик», или афера, связанная с выращиванием марихуаны на плантации «Йованица». Но обычно такая информация не доходит до сербских СМИ. То же самое касается Косово и Метохии. С 2012 года мы не знаем, какую политику Александр Вучич ведет в косовском направлении. Наоборот, кажется, что у него нет никакой косовской политики. Все, что он делает, сводится к выполнению запросов Запада. Это продолжается с момента подписания Брюссельских соглашений в 2013 году и вплоть до запланированной в Париже видеоконференции по Косово и Метохии, в которой должен принять участие президент Сербии. Все происходит вдали от глаз сербской общественности, и люди подозревают, что за этой секретностью скрывается намерение окончательно передать южный край в руки сепаратистов. Все это накапливается — и поведение властей во время эпидемии коронавируса, и коррупция, и предательство национальных интересов. Люди уже не могут все это терпеть. Президент своим высокомерным выступлением лишь подлил масла в огонь, так как он действительно ведет себя, как будто он государь, а мы его поданные. Вот эта переполненная чаша народного недовольства вчера выплеснулась на улицы столицы.
Среди фото с белградских улиц были и по-настоящему шокирующие. Считаете ли Вы использование силы сотрудниками правоохранительных органов чрезмерным?
Да, полиция действительно реагировала чрезмерно жестоко. Я вчера наблюдал поистине дикие действия некоторых полицейских, это все было в эфире. Но полиция всегда действует так, как ей приказали. Надо понять, кто дал такой приказ. Кроме того, нужно отметить, что телекамеры запечатлели вчера действительно опасное явление — это действия «параполицейских» сил. Было видно, как люди в штатском бьют протестующих, волокут их по земле и передают в руки полицейских в форме. За это кто-то должен ответить. В нашей стране есть полиция, чья деятельность регулируется законом. И, видимо, есть «параполиция», которая действует скрытно, в тот момент, когда режим находится под угрозой. Этот феномен нужно серьезно расследовать.
Как, по Вашему мнению, будут развиваться события? Некоторые оппозиционные партии и группы граждан пригласили народ собраться и сегодня вечером на акции протеста. Ожидаете ли Вы повторение сцен насилия?
Вчерашние сцены были ужасными. Я надеюсь, что это не повторится и что столкновений граждан с полицией не будет. Но мы ничего не можем сказать с уверенностью. У Вучича есть причины цепляться за свой режим зубами и когтями. Он сжёг все мосты к собственному народу, и ему некуда деваться. Он должен идти вперед, а это значит, что конфликт будет только усугубляться. Примет ли руководство силовых структур сторону Вучича? Этого пока никто не может сказать. В любом случае, если они примут его сторону, это будет ошибкой, так как когда-то они ответят перед законом за злоупотребление силой.
Что касается вчерашнего митинга, то он был спонтанным. Но чтобы протесты продолжились, у них должен быть какой-то координатор. Люди не могут спонтанно вырабатывать стратегию и тактику. Теперь настало время для того, чтобы группы граждан создали временный штаб, который координировал бы протесты. Это не только вопрос выхода граждан на улицы, но и вопрос защиты от распространения эпидемии. Многие проблемы надо решать с умом, а это может сделать только какая-то трезвомыслящая группа.
Существует ли в Сербии такая группа?
В данный момент я ее не вижу, но существуют силы, которые могли бы ее создать. Уже два года в Сербии проходят протесты. Их все-таки кто-то координировал. Существует группа оппозиционных партий, которые бойкотировали выборы. Они теперь консолидируются в новую сербскую оппозицию. Они могли бы сформировать какую-то штаб-квартиру, которая стала бы для граждан узнаваемой и которая взяла бы на себя координацию акций протеста.
Когда в странах Восточной Европы происходит что-то похожее на нынешние белградские события, в российском медийном пространстве обычно возникает тезис об очередном «майдане». Можно ли вчерашние протесты в Белграде считать началом новой цветной революции?
Я не вижу признаков цветной революции. Я знаю, что существует мировой штаб, который управляет цветными революциями. Но я не наблюдаю в данном случае никаких признаков, которые могли бы подтвердить наличие внешнего управления. Этого в данный момент нет. Плохо будет, если такие признаки появятся, но их легко вычислить — у них есть свой язык и свой цвет. Мне кажется, что народ сам отверг бы таких лидеров протестов, люди уже предельно внимательны, и они в состоянии распознать попытки такого рода.
Комментарии читателей (0):