Уже который год на День Победы у меня возникают крайне противоречивые чувства. Думаю об этом постоянно, но на 9 Мая эти чувства резко обостряются. Именно потому, что в этот день мы празднуем победу над германским нацизмом.
Это на самом деле наш главный праздник, его значение бесспорно и неоспоримо для всех вменяемых людей в современной России. Но как громкие лозунги типа «Мы – наследники Великой Победы» соотносятся с реальностью? Про всякое «Можем повторить» я уже просто молчу…
Приведу пример. Очень яркий. В нём есть отсвет пламени и крови той Великой Войны, но вот всполоха красных победных знамён над Рейхстагом и блеска праздничного салюта в нём нет. 9 мая 2014 года в Мариуполе шёл бой. В том самом Мариуполе, который 10 сентября 1943 года освободили от фашистов части Южного фронта Красной армии. И это снова был бой с фашистами. 9-го мая. В День Победы.
Вот картинка от 8 октября 1941 года, когда город был взят войсками немецкой группы армий «Юг»: «В центре города, в горкоме партии, ещё продолжалось заседание, когда немецкие бронетранспортёры, двигаясь по улицам города, мимо здания горкома, вели огонь из пулемётов и орудий по красноармейцам и мирному населению города, подавляя отдельные очаги сопротивления».
Читаю эти строки, и на эту картинку накладывается другая – видеокадры от 9 мая 2014 года (мы в первый раз увидели их тогда по телевизору в здании луганского СБУ). Вот прямо один в один, с поправкой на ветер истории…
В тот день, правда, эти нынешние фашисты, несмотря на подавляющий перевес в огневой мощи, взять Мариуполь не смогли, дожали только 13-го июня. Но с тех пор новым символом 9 Мая в городе стало пылающее здание городского отдела милиции.
Из него четыре десятка честных мужиков в милицейских погонах, отказавшихся выполнить приказ новой власти о разгоне митинга в честь Дня Победы, вели огневой бой с превосходящими силами противника, а их расстреливали из крупнокалиберных пулемётов и гранатомётов…
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тёплый ветер дует, развезло дороги,
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…
Снег на «Южном фронте» регулярно тает с весны 2015 года, но фронт как замер тогда, после боёв по ликвидации Дебальцевского выступа, так и стоит до сих пор. Я действительно считаю, что для остановки активной фазы боевых действий, включая «отбой» по взятию того же Мариуполя в начале сентября 2014 года, были – среди прочего – и вполне объективные причины.
А после того, как фронт окончательно «замёрз», я сам был сторонником «мирного процесса» и достижения победы малой кровью. Однако реальность показывает, что никакого «мирного процесса» нет, война идёт уже седьмой год, а «малая кровь» из ручейков сливается в поток…
Нас опять Одесса встретит как хозяев,
Звёзды Черноморья будут нам сиять.
Славную Каховку, город Николаев,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…
Мне тоже есть что вспомнить. «Южный котёл», деблокирование Горловки, бои за Донецкий аэропорт… Казалось бы, поставь себе галочку за то, что не остался в стороне, и перестань терзаться неудобными мыслями. Успокаивай себя тем, что на своей шкуре прочувствовал экзистенциальную разницу между героической наклейкой на машине и просвистевшим над головой осколком гаубичного снаряда, между праздничным маханием флагом и умершим на руках товарищем…
Вот только по факту наши деды смогли, а мы – нет. А ведь бойню в Одессе нынешние фашисты устроили в тот самый день, когда в далёком сорок пятом капитулировал берлинский гарнизон. И эти нынешние фашисты до сих пор в Одессе. А что в активе у нас? Куцый плацдарм? Ну и что мы там «можем повторить»?
А когда не станет горя и в помине,
И к своим любимым мы придём опять,
Вспомним, как на Запад шли по Украине,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…
Я отлично понимаю, что сейчас иные времена и нравы, и мы вряд ли можем говорить о полноценном повторении опыта сорок третьего года. Однако умные и компетентные люди, я уверен, в состоянии предложить комплекс разнообразных мер, направленных на достижение результата, аналогичного тому, которого добились наши деды. Но пока вместо этого мы наблюдем «мирный процесс»…
А вообще очень удобно говорить людям, что они «не так встали», записывать миллионы в «криптобандеровцы», гневно клеймить фашизм на сопредельной территории из безопасных телестудий, выражать бесчисленные озабоченности разных градаций, а в святой день дружно надевать гвардейские ленты и хором петь «День Победы». Удобно… Ведь всё это безобразие происходит в другой стране, а мы… мы – наследники Великой Победы! мы помним и гордимся!
Но тогда возникает вопрос – а имеем ли мы моральное право на лавровый венок, доставшийся в наследство от настоящих Победителей? Фашистская гадина в своей местечковой ипостаси захватила прилегающую территорию. Эта злобная гадина топчет своими бесенячьими копытами нашу святую Память, калечит и убивает людей, которые не считают возможным эту Память предать. Не где-то далеко, за синим морем, а здесь, прямо рядом с нами, «наследниками».
Харьков, Мариуполь, Николаев, Одесса, Киев… – это что, чужие нам города? Украина – не родная земля для нас? И эту землю, за которую проливали кровь наши деды в той Великой Войне, мы сегодня спокойно отдали фашистам? Хотя нет, не спокойно, а с чувством глубокой озабоченности… А если так, то кто мы тогда? Да кто угодно, только не наследники Победителей…
Знаете, в своей прошлой жизни, до войны, я очень любил эту песню – «Давай закурим…». Слушать её сейчас мне больно. Очень тяжёлый и горький осадок. Но временами всё-таки слушаю. Как воспоминание о том великом и святом подвиге нашей страны и нашего народа. И как воспоминание… о будущем.
Я не знаю, увижу ли я это будущее, которое придумал себе под эту песню. Но очень хочется. Хочется сделать так, чтобы не было совестно из дня сегодняшнего смотреть в глаза тем нашим Победителям. Чтобы не было стыдно смотреть в глаза людям с оккупированной нынешними фашистами территории и истекающего кровью донбасского плацдарма. Сделать так, как дόлжно, как достойно… Будем ли мы когда-нибудь вспоминать эти дни нового Освобождения?
Комментарии читателей (0):