Эксперты оценили перспективы повышения статуса русского языка на Украине при президенте Викторе Януковиче и рассказали, насколько Европейская хартия региональных языков уравнивает в правах русский язык с государственным украинским языком. ИА REX публикует экспертные мнения:
Политолог Юрий Романенко (Харьков, Украина):
Перспективы повышения статуса русского языка есть, но незначительные. Слишком большая инерция у госаппарата, слишком большие усилия были приложены в последние десять лет для внедрения украинского языка во все сферы жизни, слишком мало веры в то, что следующий президент будет поддерживать этот же курс и всё не придется переделывать заново.
Когда на сайте Верховной Рады появятся параллельные русские версии законов, можно будет начинать говорить о намеке на какие-то значительные изменения, пока идет речь лишь о снижение давления.
Европейская хартия региональных языков уравнивает русский язык не с украинским, а с гагаузским, словацким или молдавским, а это очень разные вещи.
Публицист Геннадий Шарайзин (Санкт-Петербург, Россия):
Европейская хартия региональных языков, будучи реализованной в полном объёме на Украине, формально не уравнивает в правах русский язык. Но если учитывать реальную языковую ситуацию в стране, по факту снимет большинство проблем. Дело в том, что «региональность» русского языка на Украине весьма условна. Об этом свидетельствует размеры и населённость регионов, где используется русский язык, и в которых его статус будет определяться Хартией. А доля русского языка в СМИ и других сферах применения, в той части, где не применяется языковое государственное регулирование, а действуют законы рынка, довольно велика и без каких-либо статусов... Впрочем, статус согласно Хартии будет не лишним.
И вообще, проблемы у русскоязычного населения возникали вовсе не от законов, а от курса на украинизацию и приоритетов в головах конкретных чиновников исполнительной власти. Кадровая политика президента Януковича в этой сфере — самый главный инструмент повышения статуса русского языка. А потому разрешение проблемы от нее будет зависеть в большей степени, чем от законов — «в нашей стране всё зависит от того, кто сегодня дежурит».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Политолог Петр Гецко (Ужгород, Украина):
Вопрос статуса русского языка возникает перед каждыми очередными и внеочередными выборами. Если он будет когда-либо решен, то что же будут обещать своим избирателям политики на следующих выборах? Так что никакого повышения статуса русского языка при президенте Януковиче не будет. Тренд не в пользу русского языка. Хартия региональных языков ничего не меняет в этом случае.
Политолог Александр Кулик (Днепропетровск, Украина):
Значительная часть русскоязычных избирателей хотела, чтобы Виктор Янукович волевым решением ввёл русский язык в качестве второго государственного. Однако ныне действующая власть поступила более гибко — она сняла существовавшие запреты для русского языка. Это разные вещи — власть не обязала использовать русский язык, а предоставила возможности для его свободного использования.
Теперь сняты запреты на русском языке сдавать экзамены, дублировать кинофильмы, вести судопроизводство, а также документооборот в местных органах власти и т.д. Так, если сейчас в кинотеатрах, которые расположены в русскоязычных регионах, фильмы идут по-прежнему на украинском — вопросы стоит задавать не государству, а кинопрокатчикам.
Если русскоязычные граждане хотят большего — чтобы государство обязывало в русскоязычных регионах использовать русский язык, то это означает стремление к фактической федерализации Украины. Готова ли власть пойти на такой шаг?
Пока что в команде Януковича не наблюдается подобных устремлений. Таким образом, те изменения в законодательстве, что предприняты по инициативе Партии регионов на основе Европейской хартии региональных языков — предел того, на что готова пойти нынешняя власть в языковой политике.
Председатель Русской Общины Украины Константин Шуров (Киев, Украина):
Перспективы повышения статуса русского языка на Украине и придания ему статуса государственного при президенте Януковиче, такие же и в тех же пропорциях какие были при президентах Кучме и Ющенко...
А Европейская хартия региональных языков и языковых меньшинств требует для внедрения в жизнь (имплементации) еще и особого решения местных советов и плюс всеукраинского закона, который установит некий численный (количественный) порог 10-15-20% процентов от численности населения и который позволит придать(!), или разрешить русскому быть региональным языком в данной местности. При этом право получения высшего образования на русском языке Европейская хартия региональных языков и языковых меньшинств не дает, так как есть запрет на получение высшего образования на русском языке — решение Конституционного суда Украины 14 декабря 1999 года (Дело № 1-6/99 N 10-рп/99): «Исходя из положений статьи 10 Конституции Украины и законов Украины относительно гарантирования применения языков на Украине, в том числе в учебном процессе, языком обучения в дошкольных, общих средних, профессионально-технических и высших государственных и коммунальных учебных заведениях Украины является украинский язык. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным для исполнения на территории Украины, окончательным и обжалованию не подлежит».
На сегодняшний день на территории Украины есть только два высших учебных заведения, в которых «разрешено» получать высшее образование на русском языке — это Соломонов университет в Киеве (частное учебное заведение) де-факто и де-юре и Таврический университет в Крыму де-факто.
Политконсультант, журналист Анатолий Вассерман (Одесса-Москва):
К сожалению, проблема статуса русского языка (родного для 5/6 граждан Украины, судя по исследованиям Gallup в конце 2009 года) столь остра и насущна, что у политиков сохраняется сильнейший соблазн её использования исключительно в качестве инструмента мобилизации электората.
Европейская хартия о правах меньшинств позволяет регионам использовать любые языки в местном обороте. Но это не отменяет проблем, возникающих при соприкосновении с другими регионами. Днепропетровскому школьнику, обучающемуся на родном русском языке, закрыта дорога в киевские ВУЗы, где преподавание переведено (на пинковой тяге) на государственный диалект русского языка, уже более 140 лет искусственно отдаляемый от общей первоосновы.
Конечно, некоторые днепропетровские ВУЗы не хуже киевских (и уж подавно любой нормальный ВУЗ лучше, чем созданное канадскими галичанами на американские деньги устройство заболачивания мозгов, кощунственно вклепавшее на себя имя Киево-Могилянской академии. А ведь киевский митрополит Пётр Симеонович Могила в 1631г. основал школу, впоследствии ставшую академией, именно ради укрепления позиции русского языка в польском окружении). Но это неприятное для галичан, оккупировавших изрядную часть киевских коридоров власти, обстоятельство легко устранить, манипулируя финансированием.
Не зря нацисты исходят пеной изо рта, требуя отставки министра образования Табачника. Можно перечислить ещё множество сходных проблем, но вывод один: в отечественных условиях государственного финансирования множества жизненно важных задач и государственных же запретов на многие естественные занятия (вроде, например, квотирования доли русского языка в местных теле-радио-передачах или запрета показа
иностранных фильмов с русским дубляжем) полноценное существование языка, лишённого государственного статуса, практически невозможно, что бы ни думали по этому поводу европейские либеральные оптимисты.
Кучма оба раза побеждал на выборах (в 1994г. и 1999г.) благодаря обещанию сделать русский язык вторым государственным. Янукович в 2004г. разыгрывал ту же карту. Ющенко в противовес Януковичу заявил, что уже подготовил соответствующий указ и подпишет его, как только станет президентом. В 2006г. на очередных парламентских выборах и в 2007г. на очередных внеочередных парламентских выборах Партия регионов обещала решить проблему с русским языком, как только вокруг неё в Верховном Совете соберётся конституционное большинство. В 2010г. за Януковича тоже голосовали с надеждой на выполнение обещания по русскому языку. Естественно, Януковичу хочется использовать этот неубиенный козырь и на ближайших парламентских выборах, а может быть, и на следующих президентских. Тем более, что оправдание оттяжки решения вопроса есть: государственное одноязычие включено в конституцию, а для её изменения нужно 2/3 голосов депутатов Верховного Совета (даже результат любого референдума должен быть утверждён всё теми же 2/3 голосами депутатов). Беда только в том, что каждое невыполненное обещание подрывает доверие. Знаменитый лозунг «Донбасс порожняк не гонит» уже стал предметом насмешек оппозиции. Если он станет предметом насмешек рядовых избирателей — карьеру Партии регионов в целом и Януковича в частности можно считать завершённой.
Публицист, политолог, переводчик Давид Эйдельман (Израиль):
Вопрос о русском языке в современной Украине является и болезненным, и надуманным в одно и то же время. Всерьез рассматривать националистические чудачества Ирины Фарион «не Миша, а только Михайлик, не Наташа, а Наталочка» — это обидно и унизительно для самой крупной страны в Европе. Подумайте, насколько абсурдна постановка вопроса: «Глава правительства Азаров — это лучше для экономики и народного хозяйства, зато у Тимошенко меньше слышен русский акцент. Кто лучше для Украины?».
Насколько я понимаю, если у кого-нибудь были опасения или надежды насчет русификации Украины при президенте Януковиче, то они в любом случае не оправдались. Виктор Янукович не станет пророссийским президентом, его политика будет напоминать курс Леонида Кучмы: многовекторность и отказ от резких шагов.
Курс на «стерпится — слюбится» — куда более соответствует долгосрочной национальной стратегии, чем взбрыки Ющенко, вызывавшие естественное отторжение у многих граждан Украины. Увеличение удельного веса украинского языка при Януковиче будет расти более естественно, чем при Ющенко, ибо будет вызывать меньше противодействия.
Языковая политика Ющенко вызывала протест, поскольку была нарочитой и беспрецедентно глупой. Когда меня просили прокомментировать случай с Ющенко, который заставил через прокуратуру затянуть вывески на русском языке в Запорожье тряпками, то я сказал: нечего комментировать — это идиотизм. Представьте для сравнения, что едет израильский премьер Биньямин Бенционович Нетаниягу по Ашдоду или Барак Хусейнович Обама по Брайтону и жутко раздражают их вывески на русском языке. Почему 9 русскоязычный канал израильского телевидения может выходить без тиров на иврите?!
Украина, безусловно, должна выполнять Европейскую хартию, требующую защиты языков, но в гораздо большей степени, при обсуждении вопроса о статусе русского языка в современной Украине всех должно волновать не соблюдение буквы и духа европейских нормативных документов, а сохранение единого культурного пространства, которое представляет национальное достояние украинского народа.
Журналист, политолог Лев Вершиинин (писатель, Испания):
Непростой и болезненный вопрос. На мой взгляд, очевидно, что обещания, данные электорату, следует выполнять. Ясно, что сейчас это невозможно в полной мере (отсутствие конституционного большинства). Но настораживает тенденция «кучмовского» подхода к этой теме, еще более настораживает «свидомизация» режима (наезды на Могилева, подчеркнутое «украинизаторство» президента).
Допускаю, что это инициативы Левочкина или Герман. Совсем не исключаю, что таково, в частности, одно из условий, на которых Януковичу не помешали воспользоваться итогами победы. Много чего не исключаю. Но на месте нынешней украинской власти я бы не стал думать, что ее положение так уж непоколебимо. Для западных областей она, как ни заигрывай, своей не станет. А разочаровать восток означает рухнуть. Впрочем, я очень надеюсь на лучшее.
Как минимум и на первых порах полная реализация положений Европейской хартии может, на мой взгляд, рассматриваться как позитивный, внушающий осторожный оптимизм, шаг.
Политолог, философ, писатель Андрей Ваджра (Киев, Украина):
Перспективы повышения статуса русского языка на Украине при президенте Януковиче крайне низкие. На защите русского языка «зелени не нашинкуешь», а вот вызвать раздражение уважаемого электората из западных регионов можно очень легко. А сейчас, как вы понимаете, идет борьба за имидж президента и рейтинг Партии регионов. Поэтому шансов на то, что регионалы вдруг озадачатся статусом русского языка практически никаких.
Статус регионального языка не равнозначен статусу государственного, соответственно и права у них разные. И вообще, как мне кажется, вся эта шумиха вокруг региональных языков ни к чему не приведет. Шумиха утихнет, и власть окончательно забудет о своих предвыборных обещаниях.
По мнению большинства экспертов, вопрос предоставления русскому языку статуса второго государственного языка — не надуманный, потому как до сих пор:
— русский язык является родным для большинства населения Украины;
— результаты успешных предвыборных кампаний свидетельствуют, что обещания политиков повысить статус русского языка обеспечивают им серьезную поддержку со стороны населения.
Однако для выполнения обещания необходима политическая воля...
Как отмечает политолог Сергей Сибиряков, действующий президент Украины несколько притормозил процесс насильственной украинизации всего населения (кстати, впервые в истории развития Украины!), предложив узаконить вариант существования русского языка на Украине в качестве регионального с соблюдением норм Европейской хартии региональных языков. «Но что, по сути, означает этот вариант? То, что русскоязычное большинство на Украине официально получит статус „национального меньшинства“, потому как русский язык в рамках Хартии будет уравнен в правах с 12-ю другими языками реальных национальных меньшинств, используемыми определенной частью населения Украины», — говорит Сибиряков.
Он напоминает, что в социолингвистике сосуществованию в одном государстве двух и более языков соответствует понятие «диглоссия». Оно введено в оборот еще в 1959 г. американским исследователем Ч. Фергюсоном (FERGUSON, Ch., Diglossia, Word, 1959, nr.15, p.325-340), и обычно предполагает дифференциацию упомянутых языков по признакам функциональности, престижности, «высокого» или «низкого» положения.
«Высокий» (украинский — если уж говорить о реализации предложения Партии Регионов) язык будет использоваться на государственной службе, в науке, во время парламентских или политических выступлений, при получении высшего и среднего образования, трансляции новостных программ в эфире, публикациях и газетных передовицах, литературном в творчестве. «Низкий» язык (русский) — в обучении обслуживающего персонала, рабочих и клерков, для общения в семейном или дружеском кругу, в надписях под карикатурами и т.д.«, — уверен политолог.
Получается, законодательное закрепление на Украине диглоссии не разрешит в полной мере проблемы русского языка. И, по-прежнему, языковая проблематика будет подвержена «политической эксплуатации», поскольку язык с низким статусом и ограниченными областями применения воздвигает зримые социальные барьеры для большинства населения Украины, делает для своих носителей невозможным вертикальную социальную мобильность, доступ к позициям власти, престижу и благосостоянию.
Сибиряков продолжает: «Если большинство носителей „низкого“ языка (русского) всегда будут согласны работать в шахтах и на заводах, в ларьках на рынках и не претендовать на сферы, доступные носителям „высокого“ (украинского) языка, то проблематика „низкого“ языка будет пребывать в „дремлющем“ состоянии. По крайней мере, в течение всего периода независимости Украины к такому состоянию и низводится русский язык...И по сути новый президент Янукович продолжает эту политику, только более осторожно, чем его предшественник Ющенко. А ведь с точки зрения логики права язык не может быть субъектом дееспособности в правовом смысле. Иначе следовало бы развить эту логику и закрепить в законах также и равноправие культур, а также каких-то других аспектов человеческой жизнедеятельности. Регулировать необходимо (и желательно) равноправие индивидов. Равенство в правах должно распространяться на всех граждан демократического государства без исключений — вот постулат международного права».
Следует отметить, конституционная норма о предоставлении статуса государственного языка только украинскому языку принята парламентом без ее обсуждения на всенародном референдуме. В результате меньшей части населения — украиноязычным созданы более благоприятные условия для жизнедеятельности, чем большинству — русскоязычным. Да еще и при том, что русскоязычные промышленные регионы, являются донорами центрального бюджета и, по сути, дотируют украиноязычные западные регионы.
«Вполне очевидно, что языковое неравноправие порождает доминирование одних над другими в сфере занятости, различные условия доступа к должностям в науке, образовании, культуре и информации, распределению и перераспределению общественных ресурсов и благ. Почему реальное меньшинство может свои языковые интересы удовлетворять из государственного бюджета, а большинство — должно использовать исключительно свои средства, добровольные пожертвования? Есть ли у России интерес как-то воздействовать на процесс повышения статуса русского языка? Да, если Россия не будет защищать права русскоязычного населения, то через некоторое время она столкнется с удивительным феноменом сосуществования с большой страной, населенной враждебным населением, на своих границах. И тогда Грузия 08.08.08 покажется легкой и забавной репетицией серьезной и большой войны», — подытожил политолог.
Комментарии читателей (0):