Опасения высказываются пока на неофициальном уровне. Под конец апреля литовский телеканал TV3 предоставил слово известному литовскому дипломату Антанасу Валионису, который с 1994 года по ноябрь 2000 года был послом Литвы в Польше и с 2000 года по 2006 год являлся министром иностранных дел Литвы. В Европе растут споры о том, останется ли Польша в ЕС в долгосрочной перспективе, резюмировал телеканал. Об этом начинают думать некоторые европейские политики, которые отмечают резкое усиление авторитарных тенденций в Польше, где правящая партия «Право и Справедливость» (PiS) борется не только с оппозицией, но и с европейскими институтами, прежде всего с Европейской комиссией и Советом Европы. И «если Европейский союз настолько ужасен, то, возможно, им (Польше — С.С.) нужно подумать о стратегии выхода», — отметил Валионис.
Его заявление заинтересовало польскую газету Rzeczpospolita, которая обратилась к литовскому дипломату за разъяснениями. Экс-министр иностранных дел, подчеркнув, что выступает в личном качестве, заявил следующее. Для его страны неблагоприятным является проект «видения ЕС двух скоростей»: еврозоны с ее собственным солидным бюджетом и остальных. Однако «это один из вариантов, который рассматривала предыдущая Европейская комиссия, неизвестно, как нынешняя ЕК отнесется к нему. Проблема с Польшей, которая не находится в зоне евро и не хочет находиться в ней». Еще большей проблемой станет выход Польши из ЕС, добавляет дипломат. Никто «не выбросит Польшу, у Брюсселя нет таких механизмов. Однако Европейский союз — это сообщество не только интересов, но и ценностей. И различия в подходах к ценностям могут привести к выходу поляков из ЕС. Насколько я знаю, новая Еврокомиссия намерена организовать дискуссию о будущем Евросоюза, что-то похожее на конвенцию 2002—2003 годов, которая подготовила проект Конституции для Европы. Тогда может появиться идея статьи об исключении из ЕС стран, нарушающих законодательство Евросоюза».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Polexit стал бы плохим вариантом для Литвы, сообщил Валионис. Если Польша выйдет из ЕС, то Литва, а вместе с ней и другие прибалтийские республики, которые «восстанавливали независимость в течение трех десятилетий», оказались бы географически отрезанными от остальной части Евросоюза. География «в этой части мира имеет ключевое политическое значение». Это важный тезис, несмотря на то, что в июле 2019 года во время своего первого заграничного визита, пунктом назначения которого стала Варшава, новоизбранный литовский президент Гитанас Науседа заявил, что его страна может поддержать польскую сторону в ее споре с Брюсселем о судебной реформе в Польше. Он тогда обозначил новый курс Вильнюса, направленный на восстановления литовско-польских отношений, испорченных во время каденции Дали Грибаускайте. Молодая литовская республика после 1989 года дистанцировалась от Варшавы и общего наследия первой Речи Посполитой. Ситуация изменилась после прихода Науседы. Сближение Литвы с Польшей некоторые издания объясняли тогда «новой имперской политикой Москвы». Между тем литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис, как писала польская пресса, разделял направленность PiS на «более твердую защиту национальных интересов в ЕС».
Новой президент Литвы в свою очередь говорил о необходимости ускорения экономического роста, в том числе за счет развития тесного сотрудничества с Польшей. Оно началось, причем складывалось впечатление, что кооперация играет скорее в пользу польских государственных компаний и бизнеса, что от потепления отношений больше выигрывает Варшава. Что касается Вильнюса, то он делал публичные жесты солидарности с Варшавой. Польские аналитики объясняли это тем, что литовские власти видят соседнюю страну «гарантией независимости и безопасности Литвы», которой «угрожает Россия». Но диалог — это дорога с двухсторонним движением. Возможно, кому-то в Польше кажется, что литовские политики съедят любые действия Варшавы ради «защиты от Москвы». Заявления Валиониса показывают, что ситуация не настолько однозначная, а у Вильнюса есть обоснованные опасения. ЕС настроен решительно в отношении «Права и Справедливости». Эскалация между Брюсселем и Варшавой нарастает, и не видно желания, чтобы та или другая стороны оказалась готовой к уступкам. Это значит, что, поддерживая Польшу, проиграть может также Литва. И PiS осознает серьезность ситуации.
Правящая партия, в том числе на уровне аппарата министра-координатора спецслужб, старается сбить волну критики «польского авторитаризма» западной прессой, раскручивая тему «российской дезинформации». Полякам навязывают примитивную схему: русские используют сюжеты европейских изданий в своих интересах, что должно дискредитировать последних как «полезных идиотов» Москвы. Конечно, такую трактовку электорат «Права и Справедливости» примет. Однако за пределами Польши эта пропагандистская линия не найдет понимания. На это и намекнул бывший министр иностранных дел Литвы, когда говорил о географии. Ведь география не бывает «демократической» или «тоталитарной». Она или есть, или ее нет. Поэтому продолжение борьбы Варшавы с ЕС так беспокоит Вильнюс.
Ранее на сайте ИА REX: Украину призвали выйти из заколдованного коронавирусного круга
Комментарии читателей (0):