Фьючерсы продолжают падение
После небольшого роста в понедельник, 13 апреля, фьючерсы WTI во вторник упали на 10,26% до $20,11 за баррель. Фьючерсы на нефть марки Brent подешевели на $2,14 (6,7%) до $29,60 за баррель после роста на 0,8% в предыдущий день. В минувший четверг фьючерсы на WTI выросли во время торговой сессии на NYSE, достигнув уровня выше $25 за баррель, Brent также значительно подрос. Но позже в ходе той же сессии нефтяные котировки поползли вниз. В целом фьючерсы на нефть в этом году уже потеряли немногим больше половины своей стоимости.
Похоже, что инвесторы не слишком уверены в том, что рекордное сокращение поставок сможет в ближайшем будущем привести к балансу рынков, обрушившихся из-за пандемии коронавируса. Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин в опросе, проведенном ИРТТЭК перед заключением новой сделки ОПЕК+, отметил, что навес предложения над спросом оценивается в 30-35 млн б/c, и убрать лишнюю нефть сокращением добычи даже на 10-15 млн б/c никак не получится.
Не только энергетическая отрасль, но даже программное обеспечение, используемое в торговле фьючерсами и опционами на нефть и нефтепродукты, испытывают серьезные перемены. Крупная биржа CME Group на днях выступила с заявлением, что перепрограммирует свой софт для обработки отрицательных цен на финансовые инструменты, связанные с энергетикой.
Однако цены на физическом рынке нефти провалились еще глубже
В последние дни Саудовская Аравия активно демпингует на европейском и азиатском направлении. В условиях падающего мирового спроса Saudi Aramco 13 апреля объявила цены на майские поставки сырой нефти: на азиатском рынке марка Arab Super Light подешевеет на $5,5 за баррель, а скидка на Arab Extra Light для южно-европейских стран увеличится почти вдвое – с 5,8 до $10,3 к цене Brent. КСА почти вдвое увеличила скидки на свою нефть для НПЗ в Азии, чтобы закрепить позиции на азиатском рынке в преддверии крупных сокращений добычи. В этих условиях стоимость российской нефти марки Urals с поставкой в Европу уже опустилась ниже $17 за баррель.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Одновременно, на североамериканском рынке Саудовская Аравия даже немного повысила цены. Тем не менее, цены на некоторые сорта нефти в отдельных штатах США в последнее время опустились до уровня ниже двухзначного числа. Спотовая цена Western Canadian Select 1 апреля снизилась до чуть более $8 за баррель. Спотовая цена на WTI в Мидленде упала до уровня чуть ниже $10 долларов за баррель.
Согласно опубликованным 15 апреля данным от Минэнерго США, коммерческие запасы нефти в Соединенных Штатах выросли на 19,248 млн баррелей, а запасы бензина и дистиллятов прибавили примерно по 6 млн баррелей. При этом переработка достигла самого низкого уровня в стране с сентября 2008 года. Общие запасы в США находятся на максимуме с лета 2017 года.
Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов полагает, что новая сделка ОПЕК+ помогает рынку, но основную проблему представляет то, что ее масштаб гораздо меньше прогнозируемого сокращения спроса.
«Фактическое сокращение добычи составит около 7,3 мбд по сравнению с уровнем добычи в 1 квартале 2020 года. Это меньше, чем объявленные 9,7 мбд. Снижение добычи начнется только в мае. Снижение добычи за пределами ОПЕК+ будет вынужденным, а не добровольным. У правительства США почти нет инструментов для реализации сокращения в своей нефтяной отрасли, и они не особенно стремятся их создавать», – подчеркнул Салихов в беседе с ИРТТЭК.
В этой ситуации Белый дом не исключает введение пошлин на импортную нефть. Госсекретарь США по вопросам использования энергетических ресурсов Френсис Фэннон отмечает, что Вашингтон намерен «пристально и постоянно следить» за развитием ситуации.
Пределы емкостей для хранения скоро будут достигнуты
На прошлой неделе операторы терминала в Фуджейре (ОАЭ) начали отклонять запросы трейдеров и НПЗ на хранение сырой нефти и нефтепродуктов. Год назад свободных нефтехранилищ здесь было более чем достаточно. Резервуары для хранения нефти по всему миру заполняются так быстро, что вскоре запасы нефти могут дойти до предела.
Те производители, у которых затраты на транспортировку нефти выше средней по рынку, вскоре могут быть вынуждены платить потребителям за отгрузку, что фактически приведет к снижению цен до отрицательного уровня. Так, глава отдела исследований сырьевых товаров Goldman Sachs Джеффри Керри высказывает предположение, что в тех регионах, где хранение в танкерах недоступно, производителям, чтобы избавиться от излишков, может потребоваться пойти на крайние меры, включая доплату тем, кто будет забирать нефть.
При этом Марсель Салихов полагает, что США находятся в лучшем положении, так как у них достаточно большие мощности по хранению, которые еще относительно не заполнены. По состоянию на 3 апреля коммерческие хранилища были заполнены на 54% от доступной мощности, 298 мбд были не заняты. По нефтепродуктам тоже схожая картина – около половины мощностей еще можно заполнять. Стратегические хранилища сырой нефти в США заполнены на 89%.
В худшем положения находится Саудовская Аравия и Россия, подчеркивает эксперт. В России нет системы стратегических резервов нефти, хотя подобная идея обсуждалась. Поэтому сокращение внешнего спроса достаточно быстро оказывает влияние на текущую добычу. В этом смысле Россия находится в уязвимом положении.
По словам трейдеров, проблема отчасти заключается в ограниченных возможностях мировой отрасли по хранению избытка нефти. Режим карантина во многих странах и другие усилия по противодействию распространению коронавируса привели, в частности, к тому, что спрос достиг рекордно низкого уровня. В результате НПЗ снижают производство, а запасы нефти быстро накапливаются.
По мнению заместителя директора Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) Владимира Дробышевского, велика вероятность того, что емкости переполнятся раньше, чем рынок почувствует эффект от ограничений ОПЕК+ 2.0.
«По данным Rystad Energy, все объемы хранения нефти и нефтепродуктов в мире достигают 7,7 млрд барр. Из них в начале апреля оставались свободными 0,9-1,8 млрд бар., а с учетом технологического рабочего оптимума заполнения (~ 85%) – еще меньше, примерно 600 млн барр», – отмечает замдиректора ЦИПРЭ.
По различным оценкам на начало апреля 2020 года, мировые емкости хранения нефти заполнены уже на 80%. У США и Канады, например, свободны лишь 380 млн барр. Стратрезерв США (SPR, емкость 713 млн барр) заполнен на 89% (635 млн барр.). По оценкам Минэнерго США (EIA), частные американские компании обладали емкостями для хранения 586 млн барр. Сейчас они заполнены более чем на 80% (485 млн барр.). Белый дом распорядился предоставить девяти ведущим нефтяным компаниям США дополнительные емкости из госрезерва на 23 млн барр. По оценкам экспертов, все мощности хранения в США переполнятся уже к началу-середине мая.
«В среднем, даже с учетом предстоящих майских сокращений, мировые емкости для хранения переполнятся уже к июню-июлю 2020 года», – подчеркивает Дробышевский.
Похожая ситуация и с нефтепродуктами. В частности, на середину апреля в США затоварено более 140 млн баррелей дизтоплива (это примерно равно объему потребления на 3-5 месяцев, в зависимости от темпов роста деловой активности). Емкости с авиакеросином – примерно 50 млн баррелей, из которых 40 млн уже заполнено.
Что будет дальше и когда закончится падение цен на нефть?
Доцент кафедры международной коммерции РАНХ и ГС при Президенте РФ Тамара Сафонова отмечает, что для любой страны возможности размещения избыточных остатков нефти является важной составляющей регулирования затоваривания в кризисный период.
«Однако основным драйвером развития экономик является рост потребления. В этой связи, по моему мнению, в текущей ситуации очень важным фактором стабилизации поставок нефти для внутренней переработки является разработка на государственном уровне программы стимулирования роста потребления моторного топлива в условиях пандемии», – считает Сафонова.
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович, отвечавший на вопросы ИРТТЭК в преддверии новой сделки ОПЕК+, сказал, что возможная сделка в лучшем случае поднимет цены на $5 за баррель или чуть больше, но по мере того, как будут заполняться места в хранилищах, все равно цена будет снижаться: «Даже если Россия согласится на масштабное сокращение добычи нефти, то что дальше? У нас все равно перепроизводство нефти [довлеет] над потреблением – сейчас около 20-30 млн баррелей присутствует в хранилищах. Соответственно, даже если Россия согласится с Саудовской Аравией ограничивать добычу, без Америки сделка будет неэффективной, либо ее вообще не будет. Надо дальше ждать более масштабных событий в мире, к примеру, массовое сокращение добычи в различных странах. Может быть это будет США, может быть это будут ближневосточные страны, но я думаю, что России тоже в какой-то момент придется прийти к сокращению добычи на несколько месяцев вперед».
Однако, главная проблема для российских нефтедобытчиков – технологическая невозможность остановить добычу на истощенных залежах, прежде всего в Поволжье и Татарстане (где на истощенных и выскообводненных скважинах добывают примерно пятую часть всей российской нефти – Лукойл, Татнефть, Роснефть), и Западной Сибири (Самотлор – Роснефть), полагает Владимир Дробышевский.
В отличие от большинства скважин США и Саудовской Аравии, восстановление российских скважин после консервации либо будет невозможно, либо будет слишком дорогим. Поэтому пострадать могут все российские нефтедобывающие компании.
Комментарии читателей (1):
А чтобы этого не произходило впредь, есть такое мнение, пора прекратить на биржах торговать воздухом и поменять цели экономики