В Москве:  16:19, 15 апреля 2025, вт

Кредитно-нефтяная вилка российской экономики

После разрыва процесса координации ценовой политики между Россией и ОПЕК произошли два события: падение цен на нефть и падение курса рубля к доллару.
15 марта 2020  21:25 Отправить по email
Печать

Соответственно, в России накануне голосования по изменениям к Конституции в условиях пандемии коронавируса COVID-19 ещё и возник фактор скачка инфляции, которая, по данным ЦБ РФ, выросла с 2,3% до 4%.

Разумеется, действующий в рамках концепции монетаризма ЦБ немедленно сообщил о повышении ключевой ставки в целях усиления давления на инфляционные тенденции.

При этом ЦБ признал, что в российской экономике, и без того задыхающейся от недостатка инвестиций вследствие дорогого кредита, уже произошёл экономический спад и жёсткие условия кредитования уже сами по себе ограничивают спрос на деньги даже без повышения ключевой ставки. Тем не менее ставку всё же повысят, хотя и на короткий срок — до нормализации ситуации на рынке.

Когда такая нормализация случится, ни один эксперт уточнять не берётся. По факту в ситуации кризиса на рынке труда и зарплаты, на экономическом спаде, вырастут ставки по ипотеке, что усилит социальную напряжённость. Падения цен на бензин, как в США и Европе, не будет — просто пообещали какое-то время их не повышать.

Добавьте сюда тормозящий эффект от повышения НДС, и вы получите весь дефляционный пакет, генерирующий самые высокие политические риски накануне судьбоносных для России событий, которые должны произойти к 22 апреля.

Именно в этом временном диапазоне сильнее всего проявятся негативные факторы от скачка инфляции и повышения ключевой ставки. Наложение неблагоприятных экономических тенденций на график политического процесса — самое неприятное, что могло произойти. Сырьевая игла российской экономики на этот раз нацелена в самое сердце политической системы, превращаясь из фактора её укрепления в фактор её разрушения.

Теоретически снижение цен на нефть могло повлечь за собой снижение цен на бензин на внутреннем рынке, как происходит во всём мире. Это дало бы сильный толчок экономике, снизив издержки и, соответственно, цены, что оживило бы спрос.

Но господствующее положение нефтяных компаний в российской политической системе делает невозможным такой сценарий — нефтяники, как обычно, будут стремиться компенсировать потери прибыли на внешнем рынке высокими ценами на рынке внутреннем. Социальные издержки такой политики они с удовольствием перекладывают на президента и правительство.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Президент России Владимир Путин заявил, что в создавшихся условиях все силы должны быть сосредоточены на оживлении экономики за счёт активизации перерабатывающих отраслей. Это снизит концентрацию рисков на углеводородной сфере, влиять на которую наши геополитические соперники научились давно и весьма эффективно.

Но не мене эффективно главные лоббисты нашей сырьевой политико-экономической системы научились любые указания президента исполнять так, как это выгодно им, а по сути — извращать и саботировать.

При этом на президента оказывается давление на уровне мягкого шантажа, что, дескать, кризис добычи в нефтяной отрасли повлечёт ослабление геополитических позиций страны, снижение поступлений в бюджет и нарастание недовольства элиты, что опасно в предвыборный период, который в России не заканчивается никогда.

Нельзя не заметить, что подобная логика давно продемонстрировала свою ущербность. Увеличение акцента на сырьевую экспортную компоненту привело не к снижению зависимости России от Запада, а к росту этой зависимости.

При всей значимости новых экспортно-сырьевых проектов, Россия стала более уязвимой от давления США, Турции и Европы, чем была до этого. СП — 2 заблокирован США, что повлекло необходимость пролонгации пятилетнего контракта с Украиной, да ещё и выплатив дополнительно 3 миллиарда долларов и получив все прочие иски в Стокгольмском арбитраже.

Неприемлемо возросла роль ЕС и Германии, которая уже прямо работает на срыв всех интеграционных проектов России в СНГ, шантажируя отказом помогать Газпрому и сохраняя санкции. При этом все рычаги сырьевого давления на своих партнёров Россия использовать не в состоянии.

Получается, что рост экспортных проектов, вместо укрепления российского суверенитета, ослабляет его в обратной пропорции — чем выше экспорт, тем слабее суверенитет и тем выше уязвимость от условий на сырьевом рынке.

При этом, что бы там ни происходило — ценовая стабильность, снижение цен или их рост — в России внутренние цены неизбежно будут только расти и постоянно вызывать нарастающее давление на всю прочую экономику, которая всё время только тем и занята, что адаптируется к очередному ценовому скачку сырьевых монополий и бесконечно восстанавливает своё утраченное равновесие.

Выйти из этого заколдованного круга российская власть не может, а её весьма значительная часть и не хочет, что видно по исполнению президентских указов и национальных проектов.

Стабильность статуса финансово-сырьевой элиты становится главным условием её лояльности президенту. Это обнуляет не столько президентские сроки, сколько президентские попытки вывести Россию из тупика экспортно-сырьевой зависимости и запустить рост за счёт перерабатывающих секторов.

Затянувшийся конфликт между общенациональными интересами президента и узкокорпоративными интересами сырьевого лобби давно уже из скрытой формы перешёл в открытую. Битва за поправки к Конституции выводит функционал президента из уравновешивающего баланса с блокирующими возможностями финансово-сырьевой элиты.

Не потому ли именно накануне решающего голосования по поправкам к Конституции возникли все эти кризисы, носящие удивительно своевременный и выгодный для антипутинских группировок характер?

Почему выходить из переговоров с ОПЕК нужно было не после 22 апреля, а сейчас? Что произошло бы с долей российских нефтяных компаний в мире за этот месяц? Да, войну объявили арабы, да, выход был неизбежен и разрыв необходим, пусть так, но обладала ли российская сторона возможностями затянуть переговоры до мая?

Любой опытный переговорщик скажет, что, когда переговоры идут давно, в несколько раундов, всегда есть технические возможности их ещё немного затянуть. Опять сырьевики думали в первую очередь о своих интересах, преподнося их президенту как национальные.

Цель нефтяников добиться спада в американской сланцевой отрасли даст (если вообще даст) результат не раньше, чем через полгода. Значит, ЦБ всё это время ключевую ставку снижать не будет и спад в России продолжится. Через месяц, к дате голосования по Конституции, то есть к дате определения судьбы финансово-сырьевой элиты, все негативные процессы будут в самом разгаре.

Теперь все заняты поиском оправданий, предоставив журналистам гадать, что это было — глупость или измена? Опять хотели, как лучше, а получилось, как всегда, или тут — более тонкая игра?

Сложившийся с хрущёвских времён в России уклад доминирования газово-нефтяного лобби во власти, при всей своей исчерпанности, без внешнего воздействия может длиться сколько угодно. Как говорил Остап Бендер, финансовая пропасть — самая глубокая, в неё можно падать всю жизнь.

Но именно конфликт интересов отраслевых и национальных элит стал причиной инициированной президентом Владимиром Путиным конституционной реформы, сорвать которую всеми силами стараются все, кому изменение расклада сил в пользу Верховной власти угрожает потерей доминирующего влияния.

Без конституционной реформы господство финансово-сырьевого лобби в России будет бесконечным. Надо понимать, что сама реформа — лишь начало в целой серии дальнейших трансформаций, способных дать возможность развивать производственно-технологический сектор, что это — лишь начало долгого процесса, но без него никак ситуацию не изменить. Титанические усилия президента перехватить инициативу у элиты сопровождаются такими же титаническими усилиями элиты этого перехвата не допустить.

Если спад, инфляция, негативный шлейф решений правительства Медведева, увеличение ключевой ставки ЦБ и нагнетание паники по коронавирусу смогут если не отменить голосование по конституционной реформе, то хотя бы уменьшить явку или увеличить долю протестного голосования, планы борцов за сохранение статус-кво увенчаются успехом.

Россия надолго зависнет в вилке зависимости между падающими ценами на нефть, вызывающими девальвацию и инфляцию, и растущими процентами по кредитам, удушающими спрос и продлевающими спад, то есть страна так и не выберется из дефляционной петли.

Только комплексная политическая реформа, управляемая из центра, способна положить конец сырьевой зависимости России, закрепляющей её в качестве сырьевого придатка Запада и обнуляющей все попытки укрепления суверенитета.

У страны, в которой ЦБ действует по методикам МВФ, а благополучие в экономике определяется ценовой конъюнктурой на нефть и состоянием нескольких экспортных газопроводов, полноценного суверенитета быть не может. Не может быть и суверенной элита, защищающая такое положение.

Именно по этой причине так важно то, что произойдёт в стране 22 апреля. Нефть, кредиты, развитие и реформа Конституции — это единый, туго затянутый узел, развязать который нельзя, а разрубить можно. Но для этого придётся прийти на участки для голосования и проголосовать за предлагаемые поправки. Другого шанса добиться перемен нет.

Ранее на сайте ИА REX: Сирийский эндшпиль и позиция турецкого короля

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (24):

Каталина
Карма: 327
16.03.2020 14:18, #40098
Вот янки молодцы! Трампусий закупает дармовую нефть в резервы. С сентября 19 уже два трюля новых долларов налили, а курс доллара стоит как вкопанный, ну опустился с 99 до 97 с хвостом. Вот это бойцы! Вопрос - кто оплачивает эту силу доларецкую? Прально, Россия. Нефтью. Потому что финансисты наши не Россию спасти хотят, а свои долларовые кубышки. Хотели бы Россию спасти, не продавали бы свою нефть, а вместе с Трампом закупали бы чужую задарма. К тому же золотишко вон как припало. Брали бы оплату золотишком. Двойной гешефт! Ан нет - давайте нефть опустим, а то дядя Сэм совсем плохой, того и гляди помрет, а вместе с ним и наши грошики доларецкие.

Выиграем опять - история всегда повторяется. Но опять неоправданно большой ценой, и опять выигрыш достанется другим. Ибо некому воевать. Некому. Все наши финансисты опять заняты спасением доллара и дяди Сэма.
Доброхот
Карма: 119
16.03.2020 14:23, #40099
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #40096 (16.03.2020 14:03)
Взгляды у них должны быть пророссийские, а вот как они будут выражены - это уже другой момент. Либо на построении в стране институтов, работающих под контролем общества, как в Швейцарии, либо жесткая сталинская рука - это уже детали.
Кстати, сталинские наркомы в кабинетах не жирели. Они больше в "поле пахали". Посмотрите сколько лет было наркому электростанций Леткову и как он умер. Его преемник, Жимерин, в голове создавал планы выполнения энергозатратных работ оборонными заводами, чтобы они не проводили такие операции одновременно. Это вам не Орешкин, который не смог ответить на прямо поставленный вопрос. Потому что сталинские наркомы рабами на галерах не были. Они были ответственными фигурами, отвечающими за своё направление, ибо товарищ Сталин считал, что "кадры решают всё!" и "у каждой аварии есть имя, фамилия и должность!". Последнее изречение, конечно, принадлежит Кагановичу, но суть времени выражает очень точно.
А сейчас у нас крайних нет, "ибо нам чехарда ни к чему".
Вот война не спрашивала, к чему нам чехарда или ни к чему, выбивая офицеров (чиновников) от командира взвода до командующего фронтом.
А теперь один уселся и вся семья следом пошла? Лихо у них с построением кастовой системы получается. Одни, значится, брахманы - навечно, а другие - шудры. Тоже на вечно.
Каталина
Карма: 327
16.03.2020 14:27, #40100
Я конечно с Александром во всем согласен, я согласен, что раньше нельзя было, что не продлили сделку с ОПЕК. Но это все полумеры. И потом, а что изменит новая Конституция? Вот прям после 22 апреля появятся новые люди во власти, которые и понимают мировую систему, и будут действовать по-новому, в наших интересах? Нет у нас таких. Самое смешное, что как раз на западе они есть. И вот они то и начнут перестройку, слом системы. И им же достанется гешефт. А мы опять в хвосте будем, уже у них. Идите, ищите и срочно создавайте альянс с ними. В США они есть. В Европе тем паче. В Китае нет. Китай просто хочет укопать дядю Сэма и встать на его место. А в старой системе подохнем все. Будет, как в Кин-дза-дза - правители живут на другой планете.
16.03.2020 17:00, #40104
В ответ на комментарий Доброхот #40099 (16.03.2020 14:23)
Нуууу, а теперь вообще предельно серьёзно.

Вот мы с Вами уже очень взрослые люди. Насколько я могу судить, Вы уже человек пожилой, скорее всего пенсионер или предпенсионного возраста. Человек Вы рассудительный.

Вы говорите: "Взгляды у них должны быть пророссийские, а вот как они будут выражены - это уже другой момент."

ДА ЭТО НЕ ДРУГОЙ МОМЕНТ - ЭТО ГЛАВНЫЙ МОМЕНТ!!!

Потому что, к сожалению, сейчас у нас каждый "пророссийские" взгляды понимает по-своему, НУ, т.е. ВООБЩЕ АБСОЛЮТНО ПО-СВОЕМУ!!!

Вот для Вас главное - социальная справедливость и жёсткая рука верховного правителя. Я тоже когда-то уже в своих комментах говорил: я жалею не о том, что Владимир Владимирович - много Путин, а о том, что он - мало Сталин!!!
16.03.2020 17:04, #40105
Почему я упомянул о нашей взрослости? Не обижайтесь, но КОНКРЕТНОГО ОТВЕТА НА СВОИ ВОПРОСЫ Я ТАК И НЕ УВИДЕЛ! Вы просто попытались ответить "в общем", как бы переливая из пустого в порожнее, как школьник, который не выучил домашнее задание и не может ответить по нему на уроке. Почему домашнее задание? Потому что если Вы против чего-то, Вы должны знать, А ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ВМЕСТО ЭТОГО! Т.е. Вы должны были уже давно сформулировать для себя самого то, чем Вы хотите заменить то, что Вам не нравится. И если человек против чего-то, но сам не знает, что он хочет взамен - вся его критика настоящего НЕ СТОИТ И ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА, это просто пустое сотрясание воздуха словесами, позиция "а Баба-Яга против"! Вот просто против - и всё!!! С точки зрения думающего взрослого человека - это просто предельно неконструктивная и даже глупая позиция, Вы уж извините!

НО!!! Даже если встать именно на Вашу позицию о том, что Вы против того, чтобы В.В.Путин занимал и дальше верховную должность в России - КТО, КРОМЕ НЕГО, МОЖЕТ ВСТАТЬ НА ЭТО МЕСТО? КТО????????
Доброхот
Карма: 119
16.03.2020 17:44, #40106
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #40105 (16.03.2020 17:04)
Если вы чего-то не поняли, это не значит, что я вам не ответил.
Попробую объяснить попроще, на пальцах.
Власть, работающая под контролем общества, это когда общество может отстранить любого представителя власти или группу лиц по соответствующей формулировке. При такой системе голова начальника легко может упасть за действие/бездействие своих подчиненных. То есть, подбор кадров пойдет не потому, что Вера Матвеевна попросила устроить племянницу, а исходя их профессиональных качеств. Может человек или не может. В этой системе не будет места карьеристам, предателям, саботажникам и прочим негодяям, потому что само общество будет очищать властные ряды. И у власти появится ответственность. Демонстрировать своё умение в написании отписок уже не сработает. Нужно будет решать проблему, а как только проблемы начнут решать, начнет изменяться ситуация в стране. Потому что в стране, наконец то, появится вертикаль ответственности. Сейчас у нас вертикаль лояльности и результаты мы видим. Железная сталинская рука предполагает тоже самое - жесткую вертикаль ответственности. Разница только в том, что в сталинской модели роль карающей длани играет некая персона, а в общественном контроле эту функцию выполняет общество, как коллективный Сталин. Причем последняя форма гораздо более эффективней, потому что от одной персоны можно что-то утаить. Так большинство подонков и выжили в ходе чисток. От общества утаить гораздо сложней.
Доброхот
Карма: 119
16.03.2020 17:54, #40107
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #40105 (16.03.2020 17:04)
Вы помните, когда вступили в силу действующие медицинские нормы?
01.01.2012г
Люди, их принимавшие, сулили нам медицинские блага. По факту же, мы получили крах системы здравоохранения, о чем и заявила осенью Голикова, признав, что "медицинская реформа провалилась".
Она и не могла не провалится, потому что люди, её принимавшие, вознамерились совместить ужа и ежа. Назвали они этот процесс услугами.
Жизненный опыт мне подсказывает, что медики всегда оказывали помощь, а услуги оказывали промискуитетные женщины из числа маргинальной интеллигенции. А теперь они признали... Ну, хорошо. Ответственность за содеянное кто-то будет нести? За сотни тысяч ненужных смертей. А может быть и миллионы, если в совокупности подсчитать. Вы в курсе, что с северных районов Иркутской области народ летает в область (1000км), чтобы вырезать грыжу, а еще каких-то 30 лет назад там вскрывали грудную клетку, чтобы сделать прямой массаж сердца. Осознаете степень деградации? А не дай Бог нынешняя зараза проникнет на наши просторы? Да пойдёт там, где медицину убивали все эти годы?

Вот о чем речь, собственно. Общество прекрасно осознает, кто под землей морковку красит.
17.03.2020 11:19, #40121
В ответ на комментарий Доброхот #40107 (16.03.2020 17:54)
Ааааа, я таки пооооонял! Оказывается, Вы идеалист-романтик и мечтатель. Почему?

"Власть, работающая под контролем общества, это когда общество может отстранить любого представителя власти или группу лиц по соответствующей формулировке. При такой системе голова начальника легко может упасть за действие/бездействие своих подчиненных."

Подобная ситуация является АБСОЛЮТНО ФАНТАСТИЧЕСКОЙ потому, что ЭТОГО НЕ БУДЕТ НИКОГДА, КАКОЙ БЫ СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ НЕ ЦАРИЛ В ГОСУДАРСТВЕ!!! При любом строе, даже при либеральной демократии ЕСТЬ ТОЛЬКО ОПРЕДЕЛЁННЫЙ КРУГ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЙ И ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ! ВЛАСТЬ НАРОДА - ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ФИКЦИЯ И ЛОХОТРОН ДЛЯ НАИВНЫХ РОМАНТИКОВ, которые "обманываться рады"! "Покажешь ему грошь - и делай с ним, что хошь!!!".

А яаааа-то дууууумал, что у Вас есть серьёооооозные предложеееееения - а Вы..."Мыло да мочало - начинай сначала"...Всё это уже наш народ проходил в 1917-ом - чем всё закончилось, знают все!
Доброхот
Карма: 119
17.03.2020 13:55, #40122
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #40121 (17.03.2020 11:19)
Ваша, так сказать, серьезность, обусловлена 160-летием со дня отмены крепостного права. Еще слишком глубоко "барин" сидит в генах. Вам барин нужен. А я из Сибири, где крепостного права и баринов отродясь не было.
У нас с вами ментальная разница, понимаете. Вы считаете, что без барина и жизнь не жизнь, а я смотрю на пример швейцарской конфедерации, которая вот таким вот "отсутствием народовластия" умудрилась просуществовать более половины тысячелетия. Она появилась во времена Ивана Третьего и Софьи Палеолог, когда даже Русского Царства еще не было. Или пример Исландской республики, народ которой взял и написал Конституцию, которой власть должна придерживаться. Не группа "ответственных" товарищей, а народ острова.
Теперь о главном, почему появилась представительская форма власти?
Она появилась, потому что на лошадях было тяжело добираться до места сбора и поэтому был установлен временной лаг. Сейчас технологии такие, что чихнув на Чукотке, в Калининграде слышат в режиме on-line.
То есть связь и коммуникации позволяют в современном мире решать вопрос не через временной лаг, а напрямую.
НАПРЯМУЮ! И если нет необходимости менять власть, работает она себе и работает. Но если что-то пошло не так, то и возмездие придёт быстро и неумолимо.
И подчеркну еще раз, только две эти системы, о которых я писал выше, служат дамокловым мечом против тех, кто личную шерсть путает с государственной.
Николай Н.
Карма: 172
17.03.2020 15:33, #40125
Да. Не простая ситуация. Предлагаю совместить референдум по конституции с референдумом по отмене пенсионной реформы.
Будет ли в день 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в очередной раз задрапирован Мавзолей Ленина?
Произойдёт ли в 2025 году ввод миротворцев на Украину?
72.3% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть