Как известно, недавно в Мюнхене прошла очередная Международная конференция по безопасности. На этот раз она привлекла внимание не столько тем, что здесь с трибуны произносились дежурные речи "во благо" мира и безопасности, сколько закулисными встречами и беседами с глазу на глаз за плотно задернутыми портьерами сильных мира сего.
Среди таких стоит выделить визит в Европу двух сенаторов, представителей широкого консенсуса истеблишмента США в отношении Исламской Республики Иран, чей политический курс стал причиной постоянной головной боли заокеанских архитекторов "мирного процесса".
Два влиятельных сенатора - Линдси Грэм и Роберт Менендес - отбросили партийные разногласия и предпочтения, чтобы обсудить в кулуарах Конференции совместный план "нового" атомного пакта с Ираном, почитая "старый" сданной в утиль фатальной ошибкой прежней администрации.
В чем состоит новизна идеи сенаторов? В создании Банка свободного доступа к ядерному топливу. Естественно, под полным контролем и присмотром США. Для этого всем странам ближневосточного региона предлагается отказаться и ныне, и присно, и вовеки веков от самостоятельного обогащения урановой руды с тем, чтобы закупать необходимое для нужд АЭС топливо у упомянутого Банка.
Ирану, таким образом, предлагается свернуть свою активность в атомной сфере, чтобы у него даже не возникало поползновений (и возможностей) относительно разработки собственной атомной бомбы.
Хороша идея? Безусловно. Разве что к странам, не присоединившимся к Договору о нераспространении ядерного оружия, она не имеет никакого отношения.
Хороша идея еще и тем, что она "обходит" естественное право каждой из стран-членов ООН использовать ядерную энергию по своему усмотрению, а не по указке Вашингтона. В мирных, разумеется, целях.
Получение свободного доступа к Банку ядерного топлива, конечно же, звучит заманчиво. А если к тому присовокупить снятие санкций - и вообще, превосходно, и мечтать о лучшем нельзя.
Инициаторы идеи уверяют, что Иран от этого только выиграет: получит обогащенный уран для АЭС, не прилагая усилий. Правда, придется его покупать по рыночным ценам, умасливать продавца, но это мелочь. Зато весь мир будет избавлен от страха перед иранской атомной бомбой. Навсегда.
Но как быть с тем, что Тегеран не желает поступаться своим правом обогащения урана и продолжает утверждать, что его атомная программа носит исключительно мирный характер? А на это есть санкции, говорят капитолийские закоперщики: не хочешь - заставим.
Креативщики из Вашингтона смотрят дальше: Иран должен отказаться и от своей ракетной программы. Это понятно: ракеты могут быть оснащены ядерными боеголовками. Однако, если Иран прекратит обогащение урана - согласно плану Грэма-Менендеса - то и угроза т.н. ракетной программы, включая запуски спутников, пропадает сама собой. Не так ли? Никак нет. Низзя…
Глава иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи не раз заявлял, что Иран не будет вести переговоры, находясь под давлением (санкциями), но в то же время готов к переговорам по ядерной программе страны, если поступят разумные предложения.
В мае 2018 года президент Трамп отказался от соглашения JCPOA (Объединенного комплексного плана действий), подписанного в 2015 году Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Китаем, Россией, Германией и ратифицированного резолюцией СБ ООН, в надежде, что стратегия "максимального давления" и калечащие санкции поставят Тегеран на колени, вернут его в зону американских интересов, как это было при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви.
По Трампу выходит, что он не считает свои руки связанными и - наоборот - имеет право отказаться от любых межгосударственных договоров, подписанных его предшественниками, если они ему не по нраву.
И теперь главный вопрос: есть ли и какие гарантии, что Белый Дом будет соблюдать "новый" атомный пакт? Увы, доверие к планам и действиям американской администрации потеряно. А как же слово джентльмена? Очень просто: я хозяин своему слову - могу дать, а могу и взять обратно.
Комментарии читателей (0):