Кому-то покажется достаточно странным подводить политические итоги прошедшего года в феврале следующего. Тем не менее, это именно так: политически для республики 2009 год в декабре не закончился. Он закончился 27 января, в тот день, когда были подписаны белорусско-российские договоренности по нефти. Только после этого появился смысл подводить политические итоги 2009 года для Беларуси, потому что ранее их просто не было.
Внутренняя политика
Говорить о том, что в республике есть некая развивающаяся по своим внутренним законам независимая от внешних игроков внутренняя политика, можно лишь с известной долей юмора. В ситуации, когда второе и третье лицо в государстве месяцами не появляются не то что в аналитических обзорах экспертов, а даже на телевидении, такое выражение, как "внутренняя политика", можно употреблять исключительно как фигуру речи.
В самом деле, не называть же внутренней политикой процесс абсолютно контролируемого со стороны Запада бесконечного и бессмысленного бодания местной прозападной оппозиции и власти. Несомненно, это имитация процесса для непосвященных. Конечно, оппозиция по максимуму пытается отработать заложенную в нее Западом схему, не понимая, что прыгнуть на 6.00 (шесть метров) Запад ей сам не позволит - не для того она создавалась. Функция оппозиции предельно проста (в рамках того финансирования, которое она имеет со стороны Запада) − обозначать борьбу с властью, ни на грамм не увеличивая свое электоральное пространство. Западу здесь не нужна вторая Украина, ему и первой, как показало время, хватило с лихвой.
Беларусь вся в целом, вместе с властью и оппозицией, участвует в другом социальном эксперименте. Если Украине был прописан социальный эксперимент под названием "неуправляемый шабаш демократии", с тем, чтобы по возможности как можно дольше погрузить Украину, одну из ведущих европейских стран по территории и численности населения, в состояние управляемого хаоса, то для Беларуси был прописан сценарий "бутафорской диктатуры". Целью, возможно, является продемонстрировать, как при определенных условиях ненастоящая диктатура может стать полезной Западу.
В рамках этого сценария финансирование и другая ресурсная поддержка белорусской оппозиции ведется таким образом, чтобы не дать появится сильным лидерам и сильным организациям. Вместе с тем, поддержка происходит на уровне необходимой достаточности в части, касающейся обозначения противостояния с "диктатурой", чтобы и власть не расслаблялась. В принципе, подобный "марлезонский балет" не только устраивает все задействованные стороны, но и позволяет играть в него практически бесконечно.
Проистекает это все из-за одной большой причины - Беларусь Западу не интересна, поэтому и на "последнего диктатора Европы" практически никто в последнее время не реагирует. Кому нужна какая-то Беларусь, если здесь нет ни нефти, ни газа? Какое стратегическое положение? На перекрестках Европы... Такое добро и задаром никому не надо. Антарктида и Арктика представляет для США и ЕС куда больший интерес, т.к. там есть "голубое" и "черное" золото. Поэтому кому нужна Беларусь с ее десятимиллионным населением и развитым научно-промышленным узлом, если Россия уже почти исключила территорию РБ из транзитных потоков энергоносителей?
Через пару лет Беларусь станет не только головной болью самих белорусов и любого будущего руководства страны, но также и тех, кто будет ее спонсировать. Т.к. Россия по доброте душевной от подобной "чести" отказалась, то остается исключительно МВФ. И то ненадолго, аккурат до того момента, пока либо евро не упадет, либо доллар. А после этого и никакой МВФ не поможет, т.к. нынешняя так называемая "мировая финансовая система" прикажет долго жить.
Из вышеизложенного следует главный вывод: в нынешнем состоянии как таковой самодостаточной внутренней политики в республике нет и быть не может - не может даже "бутафорская диктатура" играть сама с собой во внутриполитический процесс.
Следовательно, все то, что мы называемой внутренней политикой, понимая под этим вполне согласованный танец власти и прозападной оппозиции, может существовать только и исключительно как некоторая функция внешней политики, т.е. взаимоотношений белорусской власти с теми центрами силы, которые ведут какую-то свою игру в отношении этой небольшой и, в общем-то, как мы уже показали выше, никому не нужной территории (повторим, значение Беларуси для Запада состоит исключительно в одном - поставить некий социальный эксперимент в рамках одного маленького государства на строго определенную тему - создание и угасание "бутафорской диктатуры").
Следовательно, перейдем к рассмотрению внешней политики.
Внешняя политика
Говоря в самом общем плане, можно утверждать, что основной внешнеполитический сюжетной линией 2009 года для республики было возведение барьера на политическое проникновение России во внутриполитическую жизнь Беларуси. А так как в прежней конфигурации (которая закончилась 27 января 2010 года) Россия это могла сделать только в рамках Союзного государства через реальное сближение экономик двух стран, то, соответственно, ответная игра официального Минска заключалась в том, чтобы это сближение по максимуму затормозить, не переставая при этом безвозмездно тянуть из России ресурсы и финансы. Задача при этом ставилась исключительная по своей "хитрозаплетенности": Россия не просто должна была продолжать оплачивать экономический и политический суверенитет Беларуси как раньше, но (в новой конфигурации) еще и спонсировать дрейф (виртуальный, конечно) нынешнего правящего клана на Запад. Именно этим и были вызваны все скандалы (финансовый, молочный, военный и т.д.) ушедшего года: Беларусь требовала оплаты своего статуса союзника, Москва это делать без реальной интеграции отказывалась. В результате Минск был вынужден обратить свой взор на Запад, и не просто на Запад, а даже к Святому престолу, и в рамках контригры на западном направлении даже стал заигрывать с националистами.
Кому-то покажется это оправданным с точки зрения тактики. На самом деле это знаковая вещь, которая является стратегической. Ради сохранения власти официальный Минск начал заигрывать со своими прежними врагами и, по сути, стал на их идеологические позиции. Однако это уже не тактика, а геополитика, это уже знаки, на которые хозяева Запада обратили свое внимание и дали команду МВФ: "подкормить". Не много, так, чтобы пациент вроде бы и дышал, но не слишком сильно, и чтобы понимал, что далее без этих 30 сребреников он уже дышать будет не в состоянии.
Забегая вперед, скажем, что этой же тактики Запад в отношении Беларуси будет придерживаться и в текущем году. Немного прикормят, чтобы не случился коллапс национальной экономики, но не более: вернуться на тот уровень жизни, который был при десятимиллиардных дотациях со стороны России, республике и ее гражданам не светит. Игра Запада понятна: чтобы снивелировать зависимость официального Минска от Москвы, необходимо сделать так, чтобы зависимость официального Минска от Запада была пропорциональной. Как ни странно, к такому положению дел приведет не экономическая блокада, а экономическая поддержка в таком размере, что при ее остановке ситуация станет такой же аховой, как и при прекращении дотирования со стороны России.
В этом отношении можно сказать, что официальный Минск угодил в капкан, который расставил для других: пытаясь играть на противоречиях России и Запада и постоянно стравливать их в борьбе за влияние на Беларусь, он добился только того, что оба игрока, не сговариваясь, начали играть против него. Россия одними способами - убирая дотирование, Запад абсолютно другими - наращивая закредитованность республики.
В результате проведения такой политики пространство маневра для официального Минска за год сузилось донельзя. Его практически не остается - Россия в два раза сократила объем дотаций, МВФ готов дать еще 3 млрд долларов. Можно сказать, что официальный Минск оказался зажат между жерновами ведущих мировых игроков. И зажат настолько сильно, что, похоже, партия подходит к концу.
Судный день
Каков экономический финал внешней политики официального Минска в 2009 году? Ответ - полный финал... Рассмотрим простую цепочку умозаключений. Белорусское "экономическое чудо" базировалось на приблизительно десятимиллиардных дотациях со стороны России (для примера, это все равно, что 145-миллионому населению России кто-то предоставлял дотации в размере 145 млрд долларов в год. Если бы это продолжалось столько же времени, сколько Россия дотировала Беларусь, то сбылась бы мечта Остапа Бендера - ООН действительно бы переехала в Нью-Васюки), из которых около 8 млрд долларов приходилось на нефть, а около 2 млрд - на газ. Прибавим к этому а) открытый российский рынок для белорусских товаров (около 50% экспорта) и б) то, что российская нефть и произведённые из неё нефтепродукты составляли практически 40-45% белорусского экспорта на Запад. Если это все сплюсовать, то получается, что около 70-75% всего белорусского экспорта имеет в своем основании партнерскую помощь России - как в части экспорта в саму Россию, так и в части белорусского экспорта на Запад.
Соответственно, если нет 15 млн тонн российской нефти, то экспорт республики на западном направлении падает почти в два раза. Падение экспорта на Запад почти в два раза приводит к а) почти двукратному падению валютной выручки; б) падению загруженности белорусских предприятий; в) невозможности закупать критический импорт по причине отсутствия валюты; г) увеличению давления на белорусский рубль и, как следствие, росту инфляции и обесцениванию национальной валюты.
Отсутствие дотаций со стороны России и падение валютной выручки не позволит властям проводить социальную политику в прежнем объеме. Следовательно, резко вырастут цены на все - начиная от продуктов питания и заканчивая "предметами роскоши", типа новых автомобилей. Падение объемов переработки нефти на белорусских НПЗ приведет: а) к росту цен на бензин до европейского уровня; б) закрытию целого ряда заправок; в) возможному введению госмонополии на торговлю нефтью и нефтепродуктами на территории республики. Следовательно, из республики уйдут российские нефтяные компании. Если они уйдут плохо, то тогда они вообще перестанут поставлять нефть в Беларусь. Следовательно, будущее двух белорусских НПЗ - под большим вопросом, не повторить бы им судьбу Мажейкяйского.
Как видно, завершение дотационного периода имеет просто катастрофические последствия для экономики Беларуси. Уровень жизни серьезно снизится. Все это скажется на том, что принято называть социально-политической стабильностью. В этих условиях очевидно, что только сребреники МВФ позволяют удержать экономику республики от объявления дефолта.
Точка невозврата пройдена
Ранее данная тема многократно поднималась экспертами как в Беларуси, так и в России - пройдена или нет точка невозврата в белорусско-российских отношениях. Думаю, после 27 января можно взять на себя такую смелость сказать, что точка невозврата пройдена - Россия перестала рассматривать ныне правящую группу как равноценного партнера по переговорам. Это решение еще долго будет аукаться не только нынешней власти, но и любой будущей.
Россия долго терпела, не обращала внимания и старалась понять. Однако, потом, когда решение было принято, она уже без всяких слов просто перешла к действиям и в жесткой форме потребовала заключения сделки на своих условиях. Отныне так будет всегда. Похоже, такой разворот "фортуны" вызвал у официального Минска немалый шок, от которого он не может отойти и до настоящего времени. Видя такой поворот событий, ЕС также решил больше особо не церемониться и предъявил свои претензии официальному Минску. Тут и МВФ под чутким руководством США засуетился, чувствуя скорую наживу.
Исходя из вышеизложенного, политические итоги 2009 года для официального Минска очевидны - поражение за поражением, что означает полный провал внешней политики. Есть ли основания думать, что белорусское руководство извлечет уроки из произошедшего? Судя по последним действиям властей, в том числе, в сфере Интернета, никаких уроков власть извлекать не собирается. Финал такой политики очевиден осажденная со всех сторон Брестская крепость. Однако такой социальный эксперимент ни России, ни США с ЕС абсолютно не нужен. Уже есть одни такие ребята на корейском полуострове: хотят кушать кору с деревьев - их право, диету не запретишь. Поэтому для Беларуси будет уготован иной социальный сценарий с другим составом исполнителей как главных, так и второстепенных ролей. А кто будет сценаристом - Россия или США - покажет время.
Комментарии читателей (0):