На днях в Батуми прошли переговоры между президентами Грузии и Азербайджана Михаилом Саакашвили и Ильхамом Алиевым. Но внимание к этому саммиту оказалось прикованным только потому, что Михаил Саакашвили выступил с оригинальным проектом - создать конфедерацию Грузия-Азербайджан. "Невозможно представить отношения лучшие, чем между Грузией и Азербайджаном, - заявил лидер Грузии.- Я говорил, что мы должны сформировать конфедеративные отношения - такие, какие выше отношений между обычными государствами".
Идея о конфедерации двух закавказских государств вызвала оживленные и противоречивые отклики в политологическом сообществе стран Закавказья. Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе отнес высказывание Михаила Саакашвили к разряду метафорических. По его мнению, Азербайджан вряд ли согласится на такое предложение, "поскольку в экономическом плане Азербайджан представляет собой сильную сторону, у которой есть нефтедоллары, обеспечивающие жизнедеятельность более эффективно, нежели Грузия". В то же время другие грузинские эксперты считают, что если обе страны установят общую геополитическую ось, то смогут функционировать в системе единой энергетической безопасности Европы, выступать в роли буферных зон, через которые можно "выносить энергоресурсы с Востока на Запад". "Это очень интересная идея, - откликнулся и бакинский политолог Ильгар Мамедов. - Когда мы говорим о формах взаимодействия в виде конфедерации, федерации или любой другой формы ассоциации, вовсе не обязательно, чтобы одна сторона конфедерации брала на себя все бремя проблем или обязательств другой. Все это можно обсудить потом в деталях". В свою очередь член фракции "Наследие", армянский политик Армен Мартиросян считает, что идея Саакашвили имеет серьезное значение. По его мнению, "создание подобной конфедерации нанесло бы ощутимый удар по существующему балансу сил в регионе Южного Кавказа". При этом Армен Мартиросян напомнил, что "европейские страны рассматривают возможность формирования конфедерации на Южном Кавказе, в состав которой будет входить также и Армения". Однако, как замечает он, такие разговоры сейчас неактуальны: "это возможно лишь в дальнейшей перспективе, когда встанет вопрос ведения переговоров о членстве этих стран в ЕС". Кстати, отметим в этой связи, что ранее некоторые американские политологи выступали с идеей создания в Закавказье конфедерации, но с участием " христианских Грузии и Армении". Одним словом, эта идея уже давно витает в умах многих политиков.
Что стоит за этим и можно ли действительно относить заявление Михаила Саакашвили о возможности создании конфедерации Грузия-Азербайджан к жесту метафорического свойства? Парадокс ситуации в том, что именно грузинские политики изначально стояли у истоков идеи объединения закавказских народов под единым государственным началом. Правда, результат оказался не таким, на который они рассчитывали. Все началось еще в 1912 году, когда известный грузинский политический деятель Михаил Церетели, один из создателей Комитета за независимость Грузии, издал в Вене работу "Швейцария в Закавказье". Архивные документы свидетельствуют, что эта разработка финансировалась германским Генеральным штабом. Анализируя демографическую ситуацию в Закавказье, сложившуюся накануне Первой мировой войны, "чересполосицу в проживании там различных коренных и пришлых этносов", Церетели считал, что будущие государственные образования в Закавказье чисто национального типа не будут иметь устойчивый характер. В силу этого он предлагал разработать проект административно- территориального преобразования края по кантональному принципу, взяв за образец европейскую Швейцарию. Административным центром "Закавказской Швейцарии" предлагалось сделать Тифлис, а государственными языками объявить русский, как язык общего межнационального общения, грузинский, армянский и татарский (азербайджанский). Эта идея в той или иной форме обсуждались в IV Государственной Думе Российской империи.
После свержения в России самодержавия, когда во главе Петроградского Совета оказалась именно "грузинская партия", идея "Закавказской Швейцарии" была трансформирована в проект Союза (конфедерации) объединенных кавказских народов и государств, который включал в себя и часть территории Северного Кавказа. 9 (22) марта 1917 года в Тифлисе из членов 4-й Государственной думы был сформирован Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ). После прихода в октябре 1917 года к власти в России большевиков власть в крае перешла к Закавказскому комиссариату. А после разгона в январе 1918 года большевиками Учредительного собрания было принято решение о созыве Закавказского сейма как законодательного органа Закавказья. В марте 1918 года сейм под председательством Чхеидзе провозгласил Закавказскую демократическую федеративную республику (ЗДФР). Но это был первый шаг в сторону формирования не кантонов, а все же национальных государственных образований в Закавказье. Причем, если армянские дашнаки и азербайджанские мусаватисты придерживались тогда принципа автономии своих будущих национальных государств, то грузинские меньшевики вынашивали иные цели. Они первыми вступили в сепаратные переговоры с немецким командованием, которое подтолкнуло их к провозглашению 26 мая 1918 года независимого грузинского государства. Правда, вслед за этим национальные советы армян и грузин приняли аналогичные декларации. Но дело было в том, что германское командование признало только факт провозглашения независимости Грузии, стало вводить Тифлис в союз в московскими большевиками, - для того, чтобы в будущем обеспечить контроль Тифлиса над нефтяным Баку. Неслучайно в то время глава Совнаркома Советской России Владимир Ленин настойчиво рекомендовал лидеру Бакинской Коммуны Степану Шаумяну "попытаться заключить блок с Ноем Жордания". Заметим, что если бы не поражение Германии и ее союзников в Первой мировой войне, то проект "Закавказская Швейцария" при доминирующей роли Грузии под протекторатом Берлина имел реальные шансы на свою реализацию.
Важно и то, что и большевики, проведя в 1920-х годах советизацию Азербайджана, Грузии и Армении, отказались от идеи их отдельного включения в состав СССР, а использовали промежуточный механизм формирования сначала Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР). То есть идея объединения, разработанная грузинским меньшевиком Церетели, была использована и Москвой. Но уже для того, чтобы не дать возможность укрепиться в новых социалистических республиках - прежде всего в Азербайджане и в Армении - местным политическим кланам. Так до 1936 года, когда ЗСФСР была упразднена, в Закавказье доминировали все же грузинские интересы, что способствовало формированию и укреплению в местных, а главное, в центральном аппарате партии и государства партии так называемых "кавказцев". Они стали главной опорой Иосифа Сталина в борьбе с оппозицией за укрепление своей власти в Москве.
Вот почему важно понять расчеты, которые могут стоять и стоят ныне уже за проектом Михаила Саакашвили создать конфедерацию с Азербайджаном. Конечно, речь в первую очередь идет об экономике. Закончился период, когда Запад осыпал Грузию "долларовым дождем". В ближайшее время на торги выставляется магистральный газопровод Моздок-Тбилиси-Ереван, ряд других объектов госсобственности. Причина одна: в 2013 году Грузии надо будет возвращать первую часть долга Международному валютному фонду. Поэтому Михаил Саакашвили стремится прицепиться к любому финансовому донору из СНГ. Ранее, при правлении на Украине команды Виктора Ющенко, Тбилиси имел какую-никакую возможность для такого маневра. Сейчас его нет, хотя есть попытки разыграть "карту" с Белоруссией. Это - во-первых. Во-вторых, начались определенные ходы и в сторону Азербайджана. Правда, в этом случае имеется серьезный геополитический подтекст. У Баку можно получить не только кредиты, но и через него ослабить давление Турции, которая фактически контролирует экономику грузинской Аджарии. В этой связи особое значение приобретает проблема Квемо-Картли (Борчалы) - грузинского региона, населенного азербайджанцами. При определенных условиях может дать о себе знать и Джавахетия (Джавахк), где проживают преимущественно армяне. Не просто обстоят дела и в среде самих грузин: они все больше раскалываются на субэтнические группы. Кстати, аналогичные процессы стали проявляться и в Азербайджане, где о своих правах все смелее заявляют талыши и некоторые другие народы. Поэтому нельзя исключать, что Михаил Саакашвили, помимо стремления решить с помощью Азербайджана свои экономические проблемы, пытается убедить Азербайджан в том, что и ему рано или поздно придется не только определяться на постсоветском пространстве, но и быть готовым к решению проблем своих малых народов. Один из выходов из этой сложной ситуации Тбилиси видится во введении конфедеративного принципа правления с созданием некоторых общенациональных структур, вплоть до общего многонационального парламента.
Кстати, с этим могут быть связаны и личные политические расчеты лидера Грузии. Только что Государственная конституционная комиссия утвердила проект новой Конституции Грузии, которая предполагает трансформацию из президентской в президентско-парламентскую республику. Оппозиция подозревает, что Саакашвили после истечения второго срока своих полномочий в 2013 году попытается занять пост премьер-министра. Но может быть и иной сценарий: его переход в конфедеративные структуры Грузия-Азербайджан, когда две страны будут "продолжением друг друга, окончание друг друга и частью одного организма". Поэтому речь идет все же не о "сдаче грузинской государственности", как утверждает, например, генеральный директор Института исследований конфликтных ситуаций Тенгиз Бегишвили, а о сохранении остатков грузинской государственности за счет союза с Азербайджаном. Это может иметь и практическое разрешение закавказских проблем. К примеру, Южной Осетии и Абхазии, или Карабаху, вместо Армении, будет предложено войти в состав Грузино-Азербайджанской конфедерации. А затем появится требование о включении такой конфедерации в ЕС. Получится ли?
Комментарии читателей (0):