Современная западная цивилизация, достигшая апогея в результате развития капитализма – общественной формации, основанной на частной собственности, ориентированной на прибыль с капитала, на максимальный доход в качестве главной цели любой экономической активности, вполне очевидно изживает себя, становясь опасным препятствием в развитии человечества. И это не новость.
Закат западной цивилизации и капитализма констатирован еще в начале прошлого века. Достаточно вспомнить работы В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» и О.Шпенглера «Закат Европы». Относительно новым является все стремительнее возрастающая степень дегуманизации, расчеловечивания западной цивилизации, несущая смертельную опасность самому существованию человеческого рода. Хотя и эта особенность уже отмечена некоторыми авторами, например, С.Е.Кургиняном в его концепции постмодерна.
По большому счету, капиталистическая парадигма развития была ущербна изначально. Она ориентировала общество на ложные цели: прибыль, деньги, коммерческий успех любой ценой как мерило эффективности; победитель, опирающийся на силу денег, всегда прав, и именно такие «победители» должны править миром. Концентрированное выражение этой жизненной философии мы видим на примере англо-саксонского мира, в особенности США.
Ценность человеческой жизни как дара Творца, Богоподобная сущность всякого человека, понятия любви, милосердия, жертвенности, истины, справедливости, добра, сострадания, благотворительности и других подобных «несущественных», не приносящих коммерческой выгоды категорий были девальвированы изначально самой постановкой ложных целей; их обесценивание продолжается по сию пору с критически возрастающим размахом.
Капитализм научил своих адептов извлекать коммерческую выгоду даже из сострадания и благотворительности. Достаточно вспомнить относительно невинные фокусы с благотворительностью, осуществленные главным героем романа Т. Драйзера «Титан», которые не идут ни в какое сравнение с нынешними безудержной коррупцией и циничным воровством, сопровождающих поставки гуманитарной помощи в районы бедствий даже по линии ООН.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 25.09.19 Итоги Саммита ООН по климату
Золотой телец – символ коммерческого образа мышления и жизни никогда еще не был столь высоко возносимым и почитаемым идолом, каким он стал в наши дни.
Итог такого развития: деградация человеческого общества на всех уровнях, начиная с отдельной личности, семьи и заканчивая всеми видами объединения людей вплоть до человечества в целом; бедственное и все ухудшающееся состояние природы, окружающей среды, неотъемлемой частью которой является и само человечество; замедление развития даже по критериям «эффективности» капитализма, включая экономику, науку, технологии, образование, которые создают для человечества не столько новые жизненные перспективы, сколько новые и все более опасные угрозы, превращая в реальность его уничтожение вместе со всем живым на Земле.
Коммерческая экономика и коммерческое общество обречены на умирание. Но эта смерть не будет результатом революционной активности пролетариата, как считали классики марксизма, ибо и пролетариат давно стал неотъемлемой частью коммерческого общества – общества бесконечной гонки за увеличением бессмысленных дохода и потребления. Прекращение жизни будет естественным результатом отказа человечества от единственного источника жизни – Творца мира. Так устроен мир. И так человеческий мир может прекратиться.
Выход?
Осознание людьми на всех уровнях своего объединения своей подлинной Богоподобной природы и перестройка своей жизни по естественному закону, данному Творцом, – закону любви, истины и добра. Почему именно любовь, истина и добро? Потому что это основные, сущностные свойства Творца, потому что именно эти свойства заложены Творцом в каждое творение и, прежде всего, в человека, потому что именно они лежат в качестве фундамента всего мира духовного и материального.
Игнорировать это – значит закрывать глаза на очевидное, идти против своей природы и приближать конец истории человечества. Все иные стратегические цели – вторичны, если не путь к смерти. Только на основе этого естественного закона, соответствующего природе человека, возможен подлинный рывок в развитии, рывок, прежде всего, в развитии главного в человеке и в обществе – духа, а как следствие – и всего материального, что потребно для жизни всех людей.
Кто?
Россия – наследница гигантской не только по размеру и мощи, но прежде всего – по силе духа империи. И свидетельства этому, хранящиеся в глубинах наших истории, географии, культуры и языка, еще далеко не в полной мере известны нам, но и известного достаточно с избытком. Россия – Третий Рим, подлинный лидер и хранитель вселенского православия. Она была, есть и будет империей с уникальными свойствами, центром Русского мира.
Россия – единственная в мире страна, которая не только в состоянии осознать реальные угрозы развитию и самому существованию человечества, а значит – и самой себе, но и, изменив себя, изменив парадигму своего развития согласно с законом любви, истины и добра, в состоянии дать пример всему миру в том, как люди могут жить в соответствии со своей подлинной Богоподобной природой. В этом ее спасительное для себя и всего человечества предназначение, в этом замысел Творца о России.
Что делать?
Осознание – результат деятельности души, души каждого человека и общества в целом. В обществе душа – это такие части инфраструктуры общества, как: система идеологии; система этики, морали и традиций; государственная и политическая система; правовая система; система культуры и искусства; система науки, технологий и образования; система здравоохранения и социального обеспечения. Высшей части души общества – духу общества соответствуют такие части инфраструктуры общества, как: система религии; система мировоззрения и духовности. Поэтому осознание обществом чего-либо может наступить именно в результате изменений в деятельности указанных систем.
Для того, чтобы наше общество осознало обозначенные выше угрозы и необходимость перестройки всей жизни и цели развития общества на основе естественного закона любви, истины и добра, соответствующего природе человека и лежащего в основе всего мироздания, все указанные системы инфраструктуры общества должны согласованно работать, имея перед собой главную установку, главную стратегическую цель, соответствующую закону любви, истины и добра, сформулированную в качестве национальной идеи.
Такой национальной идеей может и должен быть принцип – жить по совести, если под совестью понимать механизм, обеспечивающий связь человека с Творцом мира. Этот механизм является частью Богоданной природы человека, заложенной в человека при сотворении мира. Этот механизм неразделен с человеком, с его душой, с его духом. Этот механизм неуничтожим и вечен, как вечна человеческая душа.
Этот механизм как раз и обеспечивает каждому человеку, а значит и обществу в целом, возможность жить по закону любви, истины и добра, давая ему сигналы об уклонении от следования этому закону в каждом конкретном случае, оставляя при этом за человеком свободу выбора. Совесть – не эфемерная придумка моралистов, а реальный универсальный механизм, знакомый каждому человеку и работающий в каждом человеке независимо от его религиозного или любого другого статуса и опыта.
В соответствии с такой национальной идеей нашей целью должно стать построение некоммерческой экономики и некоммерческого общества. Это означает, что для любого вида человеческой деятельности, в том числе экономической, общественно полезный результат, то есть то, что действительно нужно людям в соответствии с их подлинной природой, – вот что должно стать мерилом эффективности и целью развития.
Финансовый, коммерческий результат сам по себе не может быть ни критерием эффективности, ни целью развития. Из этого не следует, что деньги как важный инструмент организации экономической деятельности и гражданского оборота должны утратить свое значение. Но их значение этим и должно быть ограничено.
В конечном итоге людям нужны не деньги, а конкретные блага, разумно потребляемые в соответствии с подлинной природой человека: полезная пища, соответствующая по количеству физиологическим потребностям человека; достойные жилище, одежда и все, что связано с повседневным бытом; гарантированная возможность продолжать свой род, воспитывать детей и давать им лучшее образование; достойные охрана здоровья и социальная поддержка нуждающихся; достойные отдых, досуг, свободный доступ к достижениям культуры и искусства; гарантированные возможности для труда, творческого развития и самореализации; гарантированная безопасность и т.п.
Только такой подход, реализованный последовательно и повсеместно, такой подход, который ставит во главу угла подлинную заботу о человеке как образе Творца мира, об истинных, а не навязанных коммерсантами всех мастей потребностях людей в соответствии с их природой, определенной Творцом, подход, требующий от государства Российского сохранения народа и, прежде всего, его духа, его традиций и ценностей как главной задачи любой государственной политики и деятельности – только такой подход может освободить нас от реальной, уже вплотную приблизившейся угрозы уничтожения всего живого на Земле.
Только такое изменение парадигмы развития общества приведет к обретению смысла и небывалому повышению интенсивности и эффективности развития, поскольку такая модель соответствует подлинной природе человека.
На протяжении всей истории человечества все высшие достижения в области культуры, понимаемой максимально широко, совершались людьми не ради коммерческой выгоды и даже славы, но ради служения своему Отечеству, делу и людям, ради того, чтобы отдавать, а не брать. И только это делает жизнь человека полной смысла и радости, только в этом проявляется Богоподобная сущность человека, только отдавая свой труд, свой талант, свои силы, свое время, всего себя, человек проявляет подлинную, не возможную без жертвы любовь, любовь, лежащую в основании мироздания и человека как его части. Только так человек не только уподобляется своему Творцу, но в духе соединяется с Ним, Источником всякой жизни.
Подлинная природа человека такова, что он есть не только существо разумное и материальное, но и духовное, не только неповторимо индивидуальное, но и социальное, коллективное. И иначе человек существовать и развиваться не может, существуя по-иному, он становится нелюдем, умирает как человек. В мироздании все связано со всем, а уж в человеческом обществе это проявляется особенно явно.
Как?
Эволюционно, но очень быстро, поскольку время не ждет. Россия, являясь частью глобального коммерческого общества, должна опередить процесс своего умирания вместе с коммерческим обществом, должна, руководствуясь своей национальной идеей – жить по совести, перестроить себя, перейти от коммерческого к некоммерческому укладу жизни и сделать это, не разрушая существующий уклад, а вытесняя его подобно тому, как в природе происходит замена одной экологической системы другой.
А что в природе вызывает трансформацию и смену экологических систем? Изменение внешних условий обитания живых организмов, составляющих экологическую систему. В этом случае происходит либо приспособление организмов к новым условиям, их видоизменение, либо замена их на другие, приспособленные к таким условиям организмы. Человеческое общество вполне можно рассматривать по аналогии с экологической системой и трансформировать его, меняя внешние условия для людей.
Такой подход был бы лучшей демонстрацией эффективности природоподобных технологий, которым уделяется все более пристальное внимание в различных технических областях, в самой важной области – социальной, определяющей основы общественного уклада, который и создает условия для успешного развития во всех остальных областях человеческой деятельности.
Мы должны добиться такого изменения в общественном сознании, в самой атмосфере жизни общества, в идеалах, героях, целях и предпочтениях, находящихся в центре внимания общества, чтобы в нашем обществе стало неуютно жить не по совести, стало неуютно стремиться к коммерческому успеху в ущерб общественно полезному результату. Это и будет настоящим изменением внешних условий существования людей в нашей экологической системе – в нашем российском обществе.
Подавляющее большинство людей в нашем обществе, которое и так в своей повседневной жизни стремится следовать сигналам своей совести и считает именно такую жизнь достойной человека, должно осознать, что принцип жизни по совести – это не только личное дело каждого человека, но это действительно наш общий принцип, объединяющий нас, сохраняющий нас как человеческий род, ведущий нас к лучшей жизни – наша подлинная национальная идея, концентрированное выражение наших традиций, духа нашего коллективистского общества, что это всерьез и надолго, навсегда, поскольку соответствует нашей Богоданной человеческой природе.
Мы еще не забыли вполне справедливое утверждение классиков марксизма о том, что идеи становятся силой, когда овладевают массами. И наша важнейшая задача состоит в том, чтобы принцип жизни по совести именно через искреннее и деятельное принятие его подавляющим большинством наших сограждан превратился в реальную и неодолимую силу, двигающую наше общество к лучшей, истинно человеческой жизни.
Тогда и цели определятся нужные, и задачи будут сформулированы соответствующие, и планы составятся реальные, и средства для их реализации найдутся потребные, и исполнение будет качественное, и контроль наладится должный, и результаты будут скорые и ожидаемые. Жизнь наша изменится к лучшему гораздо быстрее, чем мы можем предположить сейчас.
Мы критически ограничены во времени, чтобы решать задачу указанного изменения общественного сознания традиционными методами – неторопливой и настойчивой агитацией и пропагандой в СМИ, постепенным изменением системы образования, ненавязчивым и ярким воздействием на умы и сердца людей через произведения литературы и искусства и т.п., хотя эти каналы воздействия на общественное сознание, безусловно, должны быть использованы.
Мы должны действовать без раскачки, так, как мы поступали в те периоды нашей истории, когда лозунг «Враг у порога!» отражал реальную смертельную угрозу нашему существованию. Такое в нашей истории было не однажды. И теперь мы стоим перед смертельной опасностью, признаки которой проявляются все очевиднее.
Нам необходимы лавинообразное и многоканальное изменение и консолидация, синхронизация общественного сознания, которые можно уподобить, например, переходу вещества из жидкого состояния в твердое. Нам нужны многочисленные центры кристаллизации, обеспечивающие высокую скорость изменений агрегатного состояния общества от полуаморфного и жидкого к твердому со стройной кристаллической структурой. И при этом нужен один единственный, первый центр кристаллизации, запускающий лавинообразный процесс во всей массе.
Таким центром может быть только политический институт, пользующийся безусловным доверием общества, каковым является нынешний Президент России – подлинный лидер нации. А все остальные многочисленные и разнообразные центры должны быть в толще гражданского общества, народа, вне бюрократических, неповоротливых и незаинтересованных в переменах государственных и политических структур, которые никак не могут ни сформулировать нашу идеологию, наши высшие цели и задачи, ни добиться явного ускорения нашего развития, поскольку первое и второе, безусловно, связаны между собой, и без первого не может быть второго. В результате вместо симфонии и движения вверх мы до сих пор имеем сумбур и топтание на месте.
Кто же эти остальные центры? Это лидеры общественного мнения – известные журналисты, общественные деятели, деятели науки, культуры, литературы и искусства, образования, настоящие властители умов и сердец. Это прославленные, доблестные, проявившие себя в служении Отечеству, своему делу и людям военные, правоохранители, спасатели, врачи. Это лидеры и активные участники настоящих некоммерческих, добровольческих и общественных организаций, служащие общественному благу, а не золотому тельцу.
Это любые неравнодушные, активные граждане, успешно проявившие себя в конкретных действиях, совершенных не столько ради себя, сколько ради других людей. Словом, это все, кому за Державу обидно, это все, кто давно уже привык отдавать, а не брать, все, кто так жил, живет и будет жить всегда, потому что в этом суть, в этом наша подлинная природа, этого требует от нас время. В этом суть времени.
Однако, время не ждет. Враг у порога.
Работайте, братья! И результат будет, не может не быть. Так устроен наш мир – Русский мир, мир победителей.
Комментарии читателей (4):
Так в чем ПРИЧИНЫ топтания на месте? Ведь 28 ноября 1995 года в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания по Концепции общественной безопасности, а воз и ныне там
Что касается концепции национальной безопасности, то автор статьи намерен в ближайшее время внести в установленном порядке, связанное с содержанием этой и двух ранее опубликованных статей о национальной идее, предложение о внесении изменения в этот документ стратегического планирования, как и в другой аналогичный документ - концепцию внешней политики. Возможно, Администрация Президента РФ отреагирует на эти предложения по-существу, хотя в этом есть большие сомнения. Однако это не мешает декларировать и обсуждать наши стратегические цели и задачи всем заинтересованным лицам. Капля камень точит. А Вас, Mstislav, я благодарю за постоянное внимание к публикациям автора на iarex.ru.
Согласен, вот только есть предложение попробовать с общей терминологией, иначе одни и те же мысли и предложения вряд ли будут возприниматься однозначно адресатами
"хотя в этом есть большие сомнения"
Это абсолютно точно - высылалось много материалов, результат обратный ожидаемому
Успехов
Успехов
Тем более в разрезе работ В.И. Ленина очевидна тупиковость дальнейшего развития человечества в капиталистическом русле. Первые призывы Ульянова гласили об объединении пролетариата для борьбы с классовым неравенством. Но это тоже капитализм, так как монополия на труд и монополия на средства производства в принципе одно и тоже. Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка(википедия), и он не смог противопоставить серьезную конкуренцию капиталу. Индивидуальное провозглашение свободы дает серьезную подпитку для манипуляций трактовки свобод для каждого в отдельности. Осознание единой цивилизации даст возможность пересмотреть дальнейшее развитие общества . Равные права индивидуума не должны идти в разрез социума, а подчеркивать принадлежность ему. Совесть конечно нужная штука для каждого человека, но чтобы ее развить нужны знания, усердие и труд, а также воспитание-которое не приходит само собой, а вырабатывается временем в устойчивые привычки.
Конечно говорить это хорошо, но закладывать новое общество надо прямо сейчас, чтобы через лет 200 или 500 созрела молодая интеллектуальная, воспитанная цивилизация.
На сегодняшний день даже с широко открытыми глазами сидя на верху колокольни-не вижу!
А вот деградационные процессы, хоть попой ешь. Чем больше говорим, тем дальше катимся.