В Москве состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ с заместителем министра иностранных дел Российской Федерации Григорием Карасиным. Он по поручению министра иностранных дел России вручил французскому сопредседателю Бернару Фасье нагрудный знак "За вклад в международное сотрудничество". Ранее главы делегаций стран-сопредседателей МГ - министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер и заместитель государственного секретаря США Джеймс Стайнберг - обнародовали совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту. В нем они призвали стороны стремиться к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, содержащихся в заключительном Хельсинкском акте, в частности: воздержание от угрозы силой или ее применения.
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров квалифицировал это заявление как стремление стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжать переговорный процесс по карабахскому урегулированию без "торможения и остановки". Такое заявление сделано не случайно, поскольку состоявшаяся в Алма-Ате в рамках неофициального заседания СМИД ОБСЕ встреча министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Эдварда Налбандяна с участием глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы России и Франции не дала результатов. Армения отказалась выступить с заявлением в формате "3+2", подписание которого приветствовал Баку. Теперь в изложении азербайджанской стороны ситуация выглядит следующим образом. Ссылаясь на сделанное в Торонто совместное заявление президентов трех стран-сопредседателей Минской группы, Баку считает, что главный смысл этого документа сводится к выводу армянских войск с оккупированных территорий, необходимости возврата беженцев и вынужденных переселенцев в свои дома, а на освобожденных землях в рамках поэтапного процесса должны быть восстановлены все транспортные коммуникации.
"В том числе между Арменией и Нагорным Карабахом будет действовать особая дорога, это может быть и Лачинская дорога, - уточнил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров.- На первом этапе с выводом армянских войск откроются все границы и дороги, и поэтому при желании могут быть использованы любые дороги". Для обеспечения безопасности представителей армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха будут размещены миротворческие силы. "Сегодня в переговорном процессе нет ничего тайного", - констатировал Эльмар Мамедъяров.
Конечно, сам факт, что стороны конфликта решили предать гласности технические детали переговорного процесса, можно приветствовать. Но проблема в том, что, как обычно, другая сторона совершенно иначе трактует ход событий. Как уже сообщало ИА REGNUM, министр иностранных дел МИД Армении Эдвард Налбандян - также с ссылкой на заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ - говорил о "неконструктивности азербайджанской стороны в переговорном процессе по решению проблемы Нагорного Карабаха". Она усматривается в выборочном подходе Азербайджана к трем принципам по решению конфликта. По мнению Еревана, из формулы "воздержание от применения силы или угрозы ее применения, самоопределение и территориальная целостность" - Баку предпочитает только принцип территориальной целостности. Однако это - определенная натяжка. После Майндорфской декларации, в которой конфликтующие стороны обязались воздерживаться от силового варианта урегулирования конфликта и под которой стоит подпись Азербайджана, проблемной остается только трактовка понимания тезиса сохранения территориальной целостности и самоопределения народа.
Баку категорически против предоставления любого статуса Карабаху вне рамок своей территории. Однако при этом Мамедъяров рассуждает о том, что "если бы не существовало по соседству независимого государства Армении, то можно было бы с пониманием отнестись к мнению тех, кто говорит о праве армянской общины Нагорного Карабаха на самоопределение". Тогда как быть с провозглашенным Баку и Анкарой лозунгом "бир миллет - ики девлет" ( "одна нация - два государства"). Почему армянам отказывают в праве иметь два своих государства - Армению и Карабах (или Арцах, как называют этот район сами армяне), а у другого народа это реализовано в государственности Турции и Азербайджана (если не считать ещё третьей - Турецкой республики Северного Кипра)? И еще. Глава МИД Азербайджана, выражая благодарность президенту России Дмитрию Медведеву "за то, что он взвалил на себя тяжелый груз ответственности по организации... встреч с целью достижения прогресса между Азербайджаном и Арменией", считает необходимым "вести переговоры со всеми тремя странами - Россией, США и Францией". То есть для пополнения карабахского досье Баку, видимо, помимо Майндорфской декларации, понадобился еще какой-нибудь "Парижский договор".
Но и тут возникает серьезный вопрос. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, подводя итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие 2010 года года, сделал любопытное заявление: "Армения или же пресловутые нагорно-карабахские сепаратисты, либо какая-то третья сила не могут в одностороннем порядке без участия и согласия Азербайджана предоставить Нагорному Карабаху какой-либо статус". Кого же из стран-сопредседателей ОБСЕ - Россию, Францию или США - лидер Азербайджана относит к "третьей силе"?
Поэтому, когда азербайджанская сторона заявляет о готовности продолжить переговоры, возлагая ответственность за их результативность только на армянскую сторону или происки каких-то "третьих сил", то становится ясно: до карабахского урегулирования еще очень далеко. Что же касается сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то они планируют посетить регион в сентябре текущего года. К тому времени там спадет необычная жара.
Комментарии читателей (0):