Конечно, с названием я немного «поёрничал», вспоминая пафосные фразы из советских транспарантов. Но, во-первых, отношусь к такому содержанию заголовка-предсказания довольно серьёзно. И, во-вторых, именно таким я вижу будущее нашей страны и, в конечном счёте, всего человечества (конечно с учётом национальных и других особенностей).
Уверен, у многих думающих людей, не "зашоренных" давно внедрёнными в их сознание идеологическими постулатами (даже если они называются полным отсутствием таковых), есть понимание, что ни социализм, ни капитализм в чистом виде не могут быть истоками экономического процветания и достойного будущего.
Социализм, в привычном для многих из нас виде, не может быть таким «истоком» на долгосрочный период. Потому что, вместе с коммунистической, классовой идеологией, искренне как декларировал усиление классовой борьбы с развитием общества, так и проводил свою внутреннюю политику (до какого-то этапа «развития советского общества») в полном соответствии с данной декларацией. И ещё – основывался на идеальном человеке, почти начисто отвергающем базовые человеческие потребности, правильно определённые Абрахамом Маслоу.
В том числе социализм отрицал материальную заинтересованность, как "пряник", лежащий в основе одного из двух основных методов управления людьми – после того, как, в результате Октябрьской «революции» и Гражданской войны, случилось полное «отрицание» частного капитализма. Да, была попытка модернизации социализма в виде НЭПа, но неудача мероприятия стала неудачей не этой «политики», а советской, во многом репрессивной модели социализма.
Именно поэтому, ради сохранения СССР как российской "красной" империи, "имперцу" Сталину и пришлось, при почти-отсутствии вышеуказанного "пряника" (моральной награды для большинства людей было совершенно недостаточно), использовать противоположный последнему, то есть второй лучший метод управления.
Потому что "тот жутчайший "бардак" в России к 1917-му и в годы Гражданской войны, экономический и ментальный, в короткий срок превратился в порядок только благодаря сталинскому "кнуту", такому же сильному и беспощадному".
Но наступившая через некоторое время смерть социалистического государства, помимо целой массы приведших к ней внешних и внутренних причин, показала ещё и крах социалистической идеи в чистом виде. В полном соответствии со всемирно известным постулатом классика «научного коммунизма» и классовой борьбы Карла Маркса - что "лучшим критерием истины является практика" (или – «опытная подтверждаемость», по более ранней версии Дэвида Юма).
Однако, судя по всему, и капитализм в чистом виде поверки исторической практикой не переживёт. Есть подозрение, всё больше переходящее в уверенность, что только благодаря конкурентной борьбе с советским социализмом (то есть благодаря наличию последнего) и частичной мимикрии-привнесению в "себя" элементов социализма, капитализм смог в таком противостоянии дожить почти до конца 20 века и не самоуничтожиться вместе с человечеством.
Ведь историческая практика последних десятилетий жизни человечества показала, что без могучего социалистического противовеса (то есть без внедрения социальности в своё "бытие") капитализм со временем становится совсем уже оголтелым.
Есть понимание, что общество, при полном воцарении материальной заинтересованности и культа наслаждений (то есть абсолютизации первичных потребностей и не только), вместе с постоянным желанием всё больше ограничивать «круг избранных», превращается в фашистское. И вместе с неминуемым расчеловечиванием, вместе с уничтожением групп людей и целых народов, ведёт человечество к неминуемой же гибели.
Ещё одним подтверждением осознания порочности капитализма - в лице его «как бы» либеральной идеологической основы – является множество, особенно в последнее время, высказываний ведущих мировых политиков по данной теме. Об этом сказал и президент России Владимир Путин: «современная так называемая либеральная идея, она себя изжила окончательно». «Спустя ровно месяц после этого, президент Франции разразился признанием того, что капитализм «деградировал и сошел с ума», и констатировал «конец гегемонии Запада.
То, о чём долгие годы били в набат антилиберальные мыслители и что называли бредом евроатлантисты, признал молодой и прогрессивный президент Франции, один из воспитанников евроатлантизма и либерализма».
То есть будущее не за социализмом и не за капитализмом - в чистом их виде. Истина, как всегда, где-то посередине (да ещё, похоже, с «толикой» авторитаризма). Когда общество будет иметь материальные стимулы для своего развития и максимально эффективного функционирования - "совершенно понятные" и "ближе к телу" для мало думающей, но почти полностью преобладающей массы населения. А при этом ещё и с элементами социалистического планирования.
И именно экономику на базе государственного плана (или плановое хозяйство), в том числе на основе сетевого планирования, с использованием для расчёта могущественных современных компьютеров, что не только обещает наиболее эффективное производство, но и позволяет бережно относиться к убывающим ресурсам. То есть не переводить их в бездумном производстве, не всегда приводящем к наиболее эффективным решениям на базе конкуренции.
И ещё будет иметь достаточную степень социальности, чтобы любой член общества в принципе не мог "подохнуть под забором", чтобы получил и кусок хлеба, при неумении его заработать, и хорошее медицинское обслуживание, и чисто социалистическую "веру в завтрашний день".
И необходимое воспитание-образование, связанное как с эффективным функционированием, так и с социальностью (на основе гуманизма, то есть второй заповеди о любви к ближнему). И государственническую, не разъединяющую общество классовую идеологию, а объединяющую, цементирующую его - на основе общих для всех вменяемых людей ценностей вышеуказанного же гуманизма, наличествующего государства и героической истории.
Потому что у каждого народа, если он действительно является народом, а не оторванной от него частью, искусственно определённой врагами как народ (которые исподволь культивируют древнее правило «разделяй и властвуй») - история в той или иной мере героическая. Всегда ведь были лучшие его сыновья, и готовые жертвовать собой ради общего блага, и идущие на такую жертву.
О правильности установки на конвергенцию социалистической и капиталистической систем говорит множество примеров из Новейшей истории. Это и «шведский социализм», это и впечатляющие успехи социалистического Китая в капиталистическом мировом соревновании, это и российская реальность, с невозможностью отбросить социальность государства как бы этого не хотели многие представители во многом уже капиталистической экономики России.
А как именно, судя по многим косвенным моментам, это будет сделано уже в ближайшее время в нашей, российской экономике – в продолжении данной статьи, под названием «Мобилизационно-либеральный план Путина».
Комментарии читателей (4):
Это точно, если выживут и выжившие смогут разсказать потомкам чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах для того, чтобы не ВЫЖИВАТЬ, а ЖИТЬ, достойной человека жизнью Но чтобы было кому разсказывать и были те, кто будет слушать, придется выжить и ЗНАТЬ чего делать нельзя
"у многих думающих людей, не "зашоренных" давно внедрёнными в их сознание идеологическими постулатами (даже если они называются полным отсутствием таковых), есть понимание, что ни социализм, ни капитализм в чистом виде не могут быть истоками экономического процветания и достойного будущего"
Естественно, думающие люди не "болтаются, как дерьмо в проруби", по выражению деда Щукаря и с истоками будущей жизни определились
"Социализм... основывался на идеальном человеке, почти начисто отвергающем базовые человеческие потребности, правильно определённые Абрахамом Маслоу"
Естественно, в идеале нужно стремиться стать наместником Божьим на Земле и социализм бул первой попыткой начала этого процесса Говорить о пирамиде потребностей Маслоу несколько преждевременно, т.к. для начала надо определиться с ДЕМОГРАФИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ человека, как одного из миллиардов видов на планете Но с этим не спешат, предпочитая говорить о не имеющих измеряемых параметров базовых потребностей по Маслоу, или на худой конец по Т.Роббинсу
"О правильности установки на конвергенцию социалистической и капиталистической систем"
Конвергенция - всего лишь один из этапов в попытке решить те вопросы, которые грозят обрушить цивилизацию в процесс самоликвидации и поэтому полезно задаться вопросом о ЦЕЛЯХ существования цивилизации в рамках Промысла
PS: СССР умер, потому что население не знала капитализма. Обычно не зная болезни, пациент умирает.