В то время как Эрдоган с трудом, но добивается покупки уже пущенного в серию новейшего российского суперсамолёта пятого поколения, в благословенной Америке с подобным в USAF (ВВС США) «хоть трава не расти» и «а воз и ныне там». На авиасалоне МАКС страна – член НАТО, с одной из крупнейших армий в этом блоке, через прямой посыл нашего президента: «Можете купить», получила разрешение на покупку Су-57.
Такое принципиальное одобрение продажи новейших суперсекретных разработок в области авиации, ПВО и РЭБ, общие с Турцией планы по их совместному проектированию и сбыту – дорогого стоят. Злопыхатели концепции «временного и ситуативного союзника» нервно курят в сторонке, ибо мы реально и у всех на глазах связываем геополитические полюса планетарного Юга – Турцию и Иран, треугольником с Россией на вершине. Полностью перестраивая таким образом весь Ближний Восток, исправляя последствия американского правления миром с их уходящей гегемонией. Как следствие, кратно множится общемировое признание РФ, как нового планетарного актора «с бременем белого человека».
Но что же это за пятое поколение боевой авиации, представитель которой - СУ-57, был запущен у нас в серию 29 мая 2019 года, и почему в этой области «мы впереди планеты всей» - давайте разбираться. Так называемое первое поколение представляли обычные дозвуковые реактивные истребители типа МиГ-15 и МиГ-17. Второе поколение. Сверхзвуковая скорость, ракеты «воздух-воздух», отход авиапушек на второй план. Пример — МиГ-21.
Третье поколение. Изменяемая стреловидность крыла, следующее поколение радаров, способных уже производить некоторую селекцию целей. До этого все локаторы видели только радиоконтрастность на фоне неба. Примеры — МиГ-23 и F-4 Phantom II.
Четвертое поколение. Главное отличие — многофункциональность. Плюс сверхманевренность, как часть ЛТХ (лётно-технические характеристики). Но принципиальное отличие заключается именно в наличии управляемого оружия в режимах "воздух — воздух" и "воздух — поверхность". Примеры - Су-27, МиГ-29, Mirage 2000, F-14 Tomcat и F-15 Eagle. Доработанные, некоторые из этих самолётов, уже представляли поколение 4+ и 4++.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пятое поколение. Даже сегодня, когда партнёры по рингу имели налаженное их серийное производство (F-22), накрывшееся медным тазом планетарной Зимы, и в нескончаемых потугах пытаются родить нечто следующее, а в России уже запущена серия, - говорить о четких критериях истребителя пятого поколения сложно, мнения расходятся даже у реальных экспертов.
Одни говорят, что он должен соответствовать формуле «Трех С» — сверхнезаметность, сверхманевренность, сверхзвук. Другие убеждены, что главное — это высокоточное вооружение, возможность атаковать противника без входа в зону действия его ПВО, принцип «длинной руки».
По мнению научного руководителя ГосНИИ авиастроения академика Евгения Федосова, самолет пятого поколения отличается от предыдущего, прежде всего, появлением активной фазированной решетки радиолокатора и это очень принципиальный момент.
На чём он акцентирует внимание. Во-первых, фазированная решетка даёт широкую полосу частот. По сравнению с механической антенной эта антенна более широкополосная. Поэтому можно какую-то часть диапазона частот пустить как локацию, а какую-то, как постановщик помех.
Во-вторых, антенна АФАР может использоваться как дополнительное средство радиосвязи в широком диапазоне, хотя бы между истребителями.
В-третьих, активная фазированная решетка лучше решает проблему синтезирования апертуры, а главное обеспечивает очень высокую надежность работы радара, потому что выход из строя отдельных модулей не нарушает всей работы, просто идет падение потенциала.
Пока эти модули делаются на арсениде галлия, но сейчас российская промышленность переходит на нитриды галлия. Кстати, американцы уже перешли. Если арсенид галлия держит температуру 50С, то на нитрид может нагреваться до 200 градусов. Поэтому на новом модуле можно получить мощность 20-30 ватт, а на нынешнем не больше 5-7 ватт. Это позволит либо уменьшить диаметр антенны, либо увеличить дальность, потому что повышается потенциал.
По скромному разумению автора, в первую очередь самолет пятого поколения строится для так называемых сетецентрических войн, когда ведутся высоко координированные групповые действия с помощью информационно-коммуникационных технологий. С взаимодействием различных видов войск.
Надо заметить, что «исключительная нация» (как называют себя американцы) - присвоила себе лавры разработки этой концепции. Сегодня в мире авторами концепции сетецентрической войны считаются вице-адмирал ВМС США Артур Себровски и профессор Джон Гарстка.
На самом деле идеи сетецентрической войны впервые были сформулированы маршалом Николаем Васильевичем Огарковым, который с 1977 по 1984 годы руководил Генштабом ВС СССР. Этот блестящий военный специалист утверждал, что для дальнейшего развития армии следует не только наращивать традиционные для тех времен вооружения, но и обращать внимание на системы информационного обеспечения.
Кстати, к 80-м годам прошлого столетия СССР достиг немалых успехов именно в автоматизации боевых действий. К примеру, истребители МиГ-31, поступившие на вооружение в 1981 году, умели уже организовывать в пределах звена из четырех самолетов нечто вроде «локальной сети». Пилоты в автоматическом режиме обменивались между собой всей важной информацией. Например, пилот мог «увидеть» цель, которую засек самолет, находящийся в сотне километров.
При выдающемся советском военачальнике Николае Васильевиче Огаркове были проведены учения «Запад-81». Они, как мы знаем, оказались не только одними из самых масштабных в истории Советской армии, но и стали полигоном для испытаний АСУ – автоматизированной системы управления войсками, которая выводила на новый уровень информационное обеспечение армии.
Мало кому известно, что когда НАТО получило доступ к нашей АСУ войсками в ГДР (а та АСУ была построена на принципах сетецентричности, да, далеко не полностью, но и технических условий и возможностей для опускания системы до уровня батальона, например, не было), они провели двусторонние Командно-штабные учения (КШУ). Красные, используя оную АСУ, разбили наголову синих (НАТО) быстрее, чем за две недели.
Чуть позже инновационные идеи гениального маршала успешно слизали партнёры по рингу, пируя на развалинах побеждённой страны. Сам термин «Сетецентрическая война», это перевод на английский - «Network-centric warfare». С середины 1990-х годов в США начали публиковаться работы о «сетевой войне», которые быстро нашли применение на практике.
И это только один из массы примеров нашей, на тот момент, передовой высокотехнологичности и опережения партнёров по многим показателям. Ведь победа в Холодной войне дала им, уже стоящим на краю кризисной пропасти, не только возможность выжить и разрастись-разжиреть, но и загрести под себя самую высокотехнологичную вкуснятину, тихой сапой выдавая её за собственную гениальность в военной сфере.
Так, все «их разработки» вертикального взлёта и многих прочих заоблачных штучек в пятом поколении, есть не что иное, как слизанные решения, отработанные в ЯК-141.
По оценкам "TNI", истребитель Як-141 должен был закрывать наибольшую часть запросов советского Военно-морского флота, а также вооруженных сил СССР, которая существовала для самолетов, обеспечивающих быстрое реагирование. Однако из-за почившего в бозе СССР эта программа не была завершена. Истребитель довольно долго оставался секретным проектом. Но тут закончилась «холодная война» и потеплело так, что начало аж припекать и подгорать. Як-141 пустили на показы в различных международных салонах и выставках.
Автор, отчасти, понимает руководство прославленного КБ «Яковлева», в одночасье оказавшегося без какого-либо финансирования и стоявшее на пороге полного расформирования. Наобещав с три короба, американцы вошли в «партнёрство» с ними, как они это умеют делать – финны, как пример, не дадут соврать.
Всем известно, как янки у северных наших соседей скупили подразделение Nokia, отвечавшее за создание смартфонов. И тут же, не стесняясь, обанкротили его, отбросив это национальное финское достояние на десятилетия назад. Да ещё в такой быстрорастущей области, которая, спустя непродолжительное время, заняла почти весь рынок мобильной связи.
Несколько лет, с 1991 по 1997, а особо плотно – последние два года из них, продолжалось «партнерство» ОКБ "Яковлева" и компании "Lockheed Martin". Срок в том бардаке вполне достаточный для получения полной информации о технологиях и технологических решениях, а затем американские партнеры просто ушли, отказавшись работать совместно. В результате янки полностью скопировали сверхсекретные наработки, немного доработав систему взлета и посадки с поворотным соплом двигателя.
Это иногда, без особого правда шума, вылезает у них на поверхность в прессе. Так, на аналитическом ресурсе "Task&Purpose" был материал, в котором приводились доказательства, что они смогли построить истребитель пятого поколения F-35 только за счет того, что использовали базу советских технологий.
Также "The National Interest" приводил выкладки, что в основе американского истребителя присутствует «русская ДНК». При этом указывался и конкретный самолет – истребитель Як-141. Конечно, признавалось, что американская машина не является точной копией советской, однако без решений, отработанных в Як-141 с машиной F-35 мало что бы получилось, как, впрочем, не особо получается и в самостоятельном движении дальше.
А взять наши авиационные шлемы, предвестники виртуальной 3D-реальности (!) - ЗШ-7АПН для Су-27 или Л-39, и ЗШ-7АП для МиГ-29. Для начала и середины 1980-х такие разработки были сверхсовременными и советские летчики стали едва ли не первыми в мире, кто получил нашлемную систему индикации.
Итак, мы наблюдаем триумфальное возвращение России в элиту мировой боевой авиации. На более чем полтора десятилетия из-за развала страны мы были отброшены назад, а советские передовые разработки или заморожены или разворованы. Конечно, мы и так находились на равных с гегемоном и остальными, уравновешивая некоторое отставание в этой области нашими непревзойдёнными средствами ПВО.
Дальнейшее же усовершенствование имеющихся у РФ моделей 4-го поколения до 4+ и 4++ нивелировало этот разрыв, а по совокупности всех армейских вооружений и общей боеготовности уверенно выдвинуло нас на Олимп первой армии мира, уже несколько лет как.
Но войти в клуб стран, серийно штампующих многоцелевые истребители полноценного пятого поколения – дорогого стоит. Да и нет на данный момент на планете государств, серийно производящих пятое поколение. Единственным принятым на вооружение и серийно штампуемым подобным истребителем был F-22 Raptor (15 декабря 2005 года – начало эксплуатации), созданный по программе ATF (Advanced Tactical Fighter).
Начавший было выпускаться серийно, он споткнулся о планетарную Зиму и потянуть на себе этот летающий золотой слиток в условиях кризиса бывший Гегемон не смог. Так, по данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 (с учётом стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн долларов – и всё, программу закрыли в 2011, закупив 187 единиц.
Дальнейшие потуги гегемона уже всем миром, распределяя часть НИОКР по союзникам: разродиться чем-то подобным, да подешевле, через программу JSF (Joint Strike Fighter) создать F-35 - пока не увенчались успехами. Цена опять заоблачная, надежда на полноценную серию, что собьёт её до приемлемого уровня, маячит где-то там за очередным горизонтом и её который раз отодвигают уже много лет подряд.
Стоящие перед проектом принципиальные инженерно-конструкторские вопросы и наступающий на пятки экономический кризис делает его вообще неосуществимым до полноценного серийного самолёта, что мы и раскроем в следующей части материала.
Стремятся в этот элитный клуб и китайцы со своим J-20, но пока далеки. Уже реализован «в железе», но находится в только в самом начале пути и вообще является всего лишь демонстратором технологий японский ATD-X Shinshin.
Всё. Никто больше не подошёл так близко и не осуществляет серийного производства самолета пятого поколения. Мы же, оправившись от развала и разрухи, снова на коне и снова впереди планеты всей. Теперь осталось «только» не допустить «Перестройки 2.0».
Комментарии читателей (1):
американская кибернетика еще лженаукой была и никакого Огаркова не было, полуграмотные гуманитарии должны осторожно писать на технические темы