Российский капитализм как база национального суверенитета

Российский суверенитет таков, каков российский капитализм
28 июля 2019  14:00 Отправить по email
Печать

Обычно слова «капитализм» и «суверенитет» находятся на противоположных полюсах шкалы моральных оценок и содержат различающуюся коннотацию. Все привыкли, что капитализм – это плохо, а суверенитет – хорошо, и чем больше капитализма, тем меньше суверенитета.

По такой шкале привыкло смотреть на политику современное общество. В подтверждение этого тезиса приводят много разных цитат, от знаменитой марксовой догмы, что «за 300% прибыли нет такого преступления, на которое не пошел бы капитализм», до устойчивого клише «компрадорский капитализм», подразумевающего всякий капитализм колониальным, априори оппортунистическим и предательским.

Однако если начать вдаваться в конкретику и углубляться в историю, то станет ясным, что этот миф не выдерживает критики, хотя является чрезвычайно устойчивым, так как к нему давно привыкли огромные массы людей, мышление которых, как известно, сформировано системой образования и работает по шаблонам. Именно эту шаблонность используют все – от пропагандистов и журналистов до рекламщиков и маркетологов. А начинают эту дрессировку в семье, и только потом подключаются школа и вузы.

Шаблон помогает экономить массу умственной и нервной энергии на обработку информации, и потому он жизненно необходим. Он вызывает нужные реакции, ведет к устойчивости социума, и потому система образования общества на 70-80% состоит из дрессуры, и лишь на 20-30% из развития навыков критического и рационального мышления.

В армии степень дрессировки вовсе наивысшая и достигает 90% всех навыков, ибо иначе на поле боя не выжить. Причем 100% обывателей уверены, что, думая по шаблону, они как раз мыслят свободно, критически и рационально. В этом и состоит успех дрессировки, применяемой к ним на протяжении всей жизни, от чумазого детства до трясущейся старости.

Компрадорским и предательским может быть любой политический строй. Формула «груженый золотом осел возьмет больше крепостей, чем самая лучшая армия» родился в рабовладельческом обществе. Феодализм довел искусство подкупа и предательства до предельной степени изощренности.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Капитализм превратил предательство и подкуп в технологию. Социализм сделал предательство идеологией и вообще прекратил свое существование из-за подкупа и предательства всего общества сверху донизу: одним хотелось собственности, другим безудержного потребления, тогда как социализм несовместим ни с тем, ни с другим.

Таким образом, в исторически привыкшем к продажности и предательству человечестве какой строй ни возникни, он будет прежадным и предательским. Однако, тем не менее, наряду с деньгами в мире существует идея суверенитета. По известной формуле Остапа Бендера «Если по стране бродят какие-то денежные знаки, значит, где-то должны быть люди, у которых их много», можно сказать, что если в мире существует идея суверенитета, значит, где-то должны быть государства, у которых его много.

И по странной особенности, много суверенитета у тех государств, которые смогли стать лидерами в капиталистически устроенной экономике, ведь базис определяет надстройку. Всеобщая бедность, этот спутник социализма, порождает зависимость от стран богатых и развитых, а тут не может быть суверенитета, он лицемерно провозглашается, но на деле оказывается товаром и непременно находит своего покупателя. Бедность и суверенитет несовместны, как гений и злодейство.

Однако неправильно каждое богатство сводить к суверенитету. Нет прямой связи: чем богаче, тем суверенней. Можно быть очень богатым и совершенно несуверенным – это когда богатство получено при продаже суверенитета. Как мы помним, склонность человечества к предательству и подкупу никто не отменял, и потому если задача развития ставится и решается в капитализме, то в нем же и ставится и решается задача суверенитета. Здесь капитализм становится средством достижения суверенитета или избавления от него.

Станет капитализм средством сдачи суверенитета или борьбы за него – зависит от общества и его элиты. Пастор не может идти против паствы, и если общество не созрело до идеи предательства суверенитета, то элита не сможет зайти слишком далеко в этом предательстве. И предатели, и патриоты в элите опираются на поддерживающие их слои общества, и потому нелепо идеализировать общество и демонизировать элиту. Она такова, каково общество.

Суверенитет капитализма можно оценивать по разным критериям, но наиболее удачным тут является наличие или отсутствие национально известных брендов. Если есть стремление компаний и фирм к политике создания солидных торговых марок, то можно утверждать, что капитализм созрел до идеи суверенитета. Если такого стремления нет, то капитализм работает с чужими брендами и продвигает чужие ценности и интересы. Это проводник, которому все равно, кто генератор тока.

В таком случае и собственники, и элита становятся компрадорскими и предательскими. И хотя получают богатство, но на самом деле оно иллюзорно и полностью находится в руках завоевателей. Суверенитет может ограничивать богатство, но делать его более защищенным.

Мы знаем множество мировых брендов, известных и ставших символами каких-то идей. Но ни европейские, ни японские, ни южнокорейские бренды не являются продуктом суверенитета этих производителей и их государств. Напротив, они являются символами покоренного и усеченного суверенитета, где богатство стало платой за предательство и формой удержания в покорности.

Можно ли назвать капитализм таких государств развитым, даже если он обладает известными брендами? Едва ли. Европейский и азиатский капитализм чрезвычайно политически зависим от США. Значит, капитализм в США в наивысшей степени развития, а в Европе и в Азии он неполноценный, ибо не самодостаточный. Свои бренды - это лишь шаг к суверенитету, необходимый, но не достаточный для его обретения.

Бывает ли суверенитет вовсе без известных брендов? Не бывает. Северная Корея – частый пример суверенитета – не суверенна. Она зависима от Китая. А вот Китай, несмотря на зависимость от США, суверенен, и именно наличие новых всемирно известных китайских брендов и является критерием такого суверенитета. Другое дело, что китайский суверенитет не полон, но в глобальном взаимозависимом мире нет полностью суверенных государств. Даже США не таковы.

Таким образом, из сказанного вытекает два вывода: 1. Суверенитет – понятие не абсолютное, а относительное, его бывает больше или меньше. 2. Суверенитет, строящийся на основе рыночной, то есть капиталистической экономики, требует наличия собственных известных брендов и фирм, стремящихся к их созданию. А по сути это означает, что необходим класс крупных собственников, мыслящий свою безопасность только в условиях суверенитета своего государства.

Ибо в неуверенном государстве возникновение собственных известных брендов невозможно. То есть бренды создать можно, они будут известными, но не собственными. Всем известен германский бренд Opel, но он принадлежал сначала американцам, теперь французам, и в любом случае все европейские, южнокорейские и японские бренды полностью контролируемы американским капиталом. Бренды есть, а суверенитета нет.

В России аналогичным примером бренда без суверенитета является Авто ВАЗ. Суверенные бренды у нас – это Газпром, Роснефть и концерн «Калашников». Ну, и еще несколько концернов из ВПК. Все прочие контролируются компрадорским капиталом или вовсе иностранным. И особенно велика сфера этого контроля в высокотехнологичных отраслях.

Проблема борьбы российской элиты за суверенитет государства очень сложна. Так, ярким примером конфликта суверенитета и развития стала недавняя инициатива депутата партии «Единая Россия» А. Горелкина ограничить размеры долей иностранного капитала в российских компаниях в 20%. Это было расценено как диверсия против курса Владимира Путина на технологическое развитие России, ибо в самых технологичных отраслях доля иностранных компаний почти монопольная, а без них развитие невозможно.

То есть в России в сфере IT суверенитет и развитие пока диаметрально противоположны. Чем больше развития, тем меньше суверенитета, и наоборот. При этом Путин – символ борьбы за суверенитет. Есть ли тут противоречие? Нет, ибо на данном этапе развитие важнее, оно есть условие будущего суверенитета, а жертва суверенитетом сейчас есть маневр, временная мера, преследующая цель перенять опыт и технологии и потом встать на самостоятельную основу. Именно так сделал Китай и сейчас добился более высокого суверенитета, чем был у него 20 лет назад.

В России на данном этапе нет современного капитализма с точки зрения наличия собственных брендов в экономике. Бесполезно проклинать элиту и правящий класс, ибо для суверенитета пока нет объективных условий. Нет развитого машиностроения, на основе которого могла бы существовать своя легкая промышленность и производство бытовых товаров. Нет своей элементной базы для производства многих высокотехнологичных продуктов.

Нет конечного спроса, а значит, и нет финансовой системы, ориентированной на удовлетворение этого спроса. А существующий спрос удовлетворяется конкурентами, без допуска которых на рынок спрос не получит удовлетворения. Бедность и суверенитет несовместны, как гений и злодейство. Так возникает компрадорская элита, которой не нужен суверенитет. Она вступает в конфликт с элитой, которой нужен суверенитет. Так замыкается круг.

Технологическая отсталость есть признак неразвитости российского капитализма, который не дорос до стадии обеспечения суверенитета. Не должно вводить в заблуждение наличие развитых информационной и торговой отраслей. Они построены на чужих технологиях и продвигают не свои, а чужие бренды, создавая ту самую базу для компрадорского капитализма. Это как если бы ваша кровеносная система на 80% была занята прокачкой крови соседа, а вы задыхались бы от кислородного голодания.

Если посмотреть в историю, то перед российским бизнесом сейчас стоит одна задача – максимальное увеличение объема производства и связанных с этим продаж. Западный капитализм прошел эту стадию в пятидесятых. В шестидесятые там уже стояла задача создания «солидных торговых марок», которая пока для российской экономики даже не ставится. Нет, и не предвидится у нас своих «найков» и «адидасов», своих «саламандеров» и «леви страусов», своих «тойот», «даймлер-бенцев» и «хендаев».

Свои бренды, едва возникнув на Западе и в Азии, потребовали для себя создания конкурентоспособных условий торговли. Это и есть борьба за суверенитет. Если ваша торговля – королева, но при этом она забита чужими брендами и обслуживает их и связанный с ними финансовый капитал, ваша страна должна забыть про суверенитет. Или начать всеми силами за него бороться.

Современный российский капитализм решает задачи, стоявшие перед капитализмом Запада 70 лет назад. Мы должны четко отдавать себе отчет, где мы находимся, чтобы понимать, какие задачи стоят перед страной, и чем ограничено ее руководство в своей политике. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет, или нас сомнут.

Проблема в том, что методами социализма времен Сталина такая задача уже не решается. Было бы все гораздо проще, если бы решения того времени годились сейчас. Но как не лечится сейчас пневмония пенициллином, а головная боль анальгином, так не лечится экономическая отсталость мобилизационным рывком прямого централизованного управления.

Попытка сделать сейчас то же самое – это гарантия потери управления экономикой. Слишком сложна она стала для таких методов. И сложность эта возникла уже при Сталине, который искал новых подходов, но не успел их найти. А вот Китай нашел.

Молотком можно как повредить палец, так и сколотить шкаф. Капитализм – тот же молоток, эффективность которого зависит от того, в каких руках он находится и для чего применяется. Интеграция пересекающихся подходов, применяющихся в развитых товарно-денежных системах – единственный путь к укрупнению этих систем и достижению суверенитета. И именно этим путем сейчас идут все страны мира, имеющие разные условия и разные уровни развития.

Российский суверенитет таков, каков российский капитализм, нравится нам этот тезис или нет, и только по возможности отсекая от капитализма его врожденные пороки и налегая на сильные стороны, можно решать задачу суверенитета. Любая другая стратегия – это иллюзия или обман, который дорого будет стоить в конечном итоге.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (38):

susanin
Карма: 81
28.07.2019 15:49, #36855
Ну что, поехали? если посмотреть на то что писал Халдей в самом начале, то окажется что у него есть несколько коронных тем, которые он поднимает из раза в раз.Это Путин, это российская эстрада, это элиты и их жизнь,это церковь.Вот четыре основных столпа, четыре темы поднимающиеся и трактующиеся в новых формах, но неизменных по сути.И читать это всегда интересно и приятно, даже если местами я где то не согласен(основное не согласие по отношению к либералам,он считает что их нельзя трогать, я считаю что их надо давить танками как на площади Тяньаньминь или как там по китайски:-). Но на мой взгляд не хватает еще немного исторического экскурса дабы полнота картины смогла поразить своей панарамностью и глубиной.Особый интерес представляет само понятие "Капитал" и его происхождение.Кто его холил, лелеял, развивал несмотря ни на что и ни на кого.Может быть он сам по себе возник и там и сям, на севере и на юге, на западе и востоке? Есть одна мааааааааааленькая, но сильная особенность, обратив на которую внимание сразу становится понятно что Капитал, это рукотворное явление.И томить не буду эта особенность наличие у богатейших семей владеющих крупнейшими Брендами на планете еврейкого проихождения.Морганы,Рокфеллеры, Ротшильды,Барухи, Оппенгеймеры и т.д.Рассказ том, как евреи стали такими успешными, повествует Библейская история.Там говорится о том, что в Египте евреев убивали, гнобили, мучили,держали в рабстве.
susanin
Карма: 81
28.07.2019 15:50, #36856
В ответ на комментарий susanin #36855 (28.07.2019 15:49)
После чего еврейский народ под предводительством Святого Пророка Моисея вывели из Египта, а после был рассеян по миру.Да так успешно рассеян, что все материальные блага оказались у них под конролем.И секрета успешности в наше время тоже никто не скрывает, это банковская деятельность, основанная на долговом проценте.Тот кто понял эту схему, тот стал основным материальным бенефициаром во всей исторической перспектве.И все бы вроде хорошо, если бы не одно опять таки да, малеееееееееенько но: капитал оказался кровожаден! Крестовые походы, святая инквизиция, геноцид индейцев, первая мировая война, вторая мировая война - это всё дело рук Капитала.Мало того, даже геноцид евреев, еврейские погромы, это тоже дела рук Капитала.Ибо как только люди начали понимать его роль, и в обществе накапливалась энергия ненависти, то для того, что бы как говоритья спустить давление, выпустить пар, Капитал нанимал нацистов, которые за деньги выполняли функцию разжигания ненависти, после чего происходил геноцид еврейского населения.Пар выпущен, евреи потерпевшие,контрибуции получены, а Капитал стоял в сторонке целехенький и невредимый.И тут встает один из самых интересных вопросов, как же так народы не замечали всех последствий? буд то бы ослепли и перестали видеть и что либо понимать? Ответ надо искать там, где происходило планирование проекта.В Египте.Древние Жрецы для прикрытия финансовых операций и их последствий использовали человеческое стремление к вере в Бога.Так родилось Христианство.История
susanin
Карма: 81
28.07.2019 15:51, #36857
В ответ на комментарий susanin #36856 (28.07.2019 15:50)
История трагического, мужественного, жертвенного поступка человека под именем Исус, не могла оставить равнодушным никого на земле.Во круг это истории и создали религию.А описание деятельности древних людей представили не как преступников, убийц, а святых людей.Не что похожее сейчас происходит на Украине, где террористов, карателей называют героями.Таким образом осуществив искажение и подмену понятий религия прикрыла последствия Капитала....на этом у меня всё.За исключением одно мааааааааааааааааленького нюанса: те мины что закладывали в будущее древние Жрецы Египта еще не все взорвались.
Читатель
Карма: 612
28.07.2019 16:12, #36859
Меня всегда удивляют те,кто социализм противопоставляет капитализму.Мол,при социализме не будет, ни капитала,ни капиталистов,ни соответственно тех,кто эксплуатирует трудящихся.
Если при социализме не будет капитала,то как и за счет чего будет работать экономика таких социально ориентированных экономических дилетантов?

Капитал,топливо для "экономического двигателя".Чем будет питаться экономика социалистических дилетантов? Духом святым и энтузиазмом?
VilPhys
Карма: 56
29.07.2019 13:04, #36871
Хорошая статья, благодарю и автора и ценное дополнение от `susanin`
Позвольте еще высветить острейшую проблему, связанную с необходимостью МИРОВОГО сотрудничества РФ и международного разделения труда: Да, глобализация- это объективность при любых соц.системах стран в нынешнее время! Сегодняшние особенности:
1.В мире УЖЕ создана система международного разделения труда(промышленность,торговля, наука...)
2. Начались разломы и перестройка:
-финансовой системы(пока без отказа от ссудного %),
-политической карты мира(с участием России,ессно),
-нового технологического Уклада(информационного, причем создание ИИ и квантовых технологий для Обороны и Управления- стали важнее "атомного проекта в XX"!)
-социальный(переход на роботизированное производство и резкое сокращение "ненужного"населения)
- планетарные катастрофы, требующие совместных усилий в РЕАЛЕ, а не в декларациях,
-видимая трансформация высших управителей религий в подчинение: ИУДАИЗМУ (см. susanin тоже)- демонстрируя религию как древнейший ИНСТРУМЕНТ управления народами.Этот "разлом" затрагивает даже сатанинские течения и ...исламизм (на примере ИГИЛ).
Последнее:у соврем. населения значительно упала Нравственность, Желание участвовать-разбираться в политике) и Образование,в том числе в РФ.
Вывод Халдея:сохранение и РОСТ России невозможен по "сталинским лекалам". Нынешний путь-только через ВНЕШНИЕ успехи,заменяя США и "откусывая"себе суверенитет
Ну а "древний Египет"-чуть позже...
VilPhys
Карма: 56
29.07.2019 14:21, #36872
В ответ на комментарий susanin #36855 (28.07.2019 15:49)
Признаться, я до сих пор считаю, что надо "их танками...", но увы:
это наши `намерения`, а в политике руководитель часто следует не намерениям, а `обстоятельствами и Возможностями`
(ибо политика- искусство возможного!)
Видать либерализм высшего эшелона власти- это "штучный товар", надо разбираться индивидуально.
Ну а про либерализм "вообще"- так ВВП же озвучил ваше(и наше, и по-видимому, уже большинства) желание-НАМЕРЕНИЕ, кстати, это ПЕРВОЕ официальное заявления в главном СМИ(Financial Times).
Применяя знания(инструмент) КОБ к обсуждаемой теме, то репрессивные методы обладают короткой "памятью и действием" при максимальном эффекте. Путин же работает вдолгую и использует более долговременные "инструменты воздействия"(поэтому он переигрывает почти все западные элиты, которые более примитивны и работают не выше информационного и финансового уровня).
Предупреждая возражения, отмечу, что я считаю что существует НАД-государственный слой управления не только в виде "жандармов" типа США", но и планетарный, так вот там используют методы управления государствами через высшие уровни: Мировозрение-История-Религия... которые гораздо более мощные и длительного воздействия.
Cutt
Карма: 264
30.07.2019 12:04, #36888
В ответ на комментарий susanin #36857 (28.07.2019 15:51)
"Однако если начать вдаваться в конкретику и углубляться в историю, то станет ясным, что этот миф не выдерживает критики, хотя является чрезвычайно устойчивым, так как к нему давно привыкли огромные массы людей, мышление которых, как известно, сформировано системой образования и работает по шаблонам." Отвечу Вам словами автора этой статьи.
Жажда наживы шаблон, который дает понять, что с богатым человеком, что то не так, и если он не понимает этого, болезнь охватила его и требуется лечение, но деньги являются самым надежным наркотиком! от которого нет лекарства кроме знаний, так как знания они не просто дороже денег, но очень хорошее лекарство против любых недугов. клеше богатый значит умный и есть тот шаблон, который навязывают всему обществу как априори. Самый распространенный защитный рефлекс шаблона наживы-"если ты умный, чего такой нищий". Для человека чрезмерное владение деньгами и есть самая опасная болезнь, которая несет за собой войны предательство и содому, но самое страшное клеше забвения это невежество возвеличенное в самую высшую степень развития человека.
PS: Из выше сказанного, надеюсь не только мне будет ясно, что человек не когда не сможет управлять капиталом . Болезнь это все же не степень развития, а деградация сознания. При определении богатства в денежном выражении человека, общество шаблонно ставит диагноз и назначает курс лечения. Вот такой шаблон в полне полезен.
Модератор
Карма: 78
30.07.2019 13:27, #36889
В ответ на комментарий Cutt #36888 (30.07.2019 12:04)
Добрый день, Cutt.

Ваш комментарий размещён в канале https://t.me/iarexru/16602.
Модератор
Карма: 78
30.07.2019 13:55, #36890
В ответ на комментарий VilPhys #36872 (29.07.2019 14:21)
Добрый день, VilPhys.

Ваш комментарий размещён в канале https://t.me/iarexru/16606
Mstislav
Карма: 999
31.07.2019 11:23, #36905
"от знаменитой марксовой догмы, что «за 300% прибыли нет такого преступления, на которое не пошел бы капитализм», до устойчивого клише «компрадорский капитализм», подразумевающего всякий капитализм колониальным, априори оппортунистическим и предательским"
Это точно и наилучшее тому подтверждение действия местечковых "капиталистов в первом поколении", а практика так и остается до сих пор критерием истины

"Шаблон помогает экономить массу умственной и нервной энергии на обработку информации"
Шаблон, целенаправленно внедренный в общество, позволяет управлять обществом с ЗАРАНЕЕ предсказуемыми результатами вплоть до цивилизации

"Социализм сделал предательство идеологией и вообще прекратил свое существование из-за подкупа и предательства всего общества сверху донизу"
На предательстве и подкупе победу в ВОВ одержать было не возможно
Социализм своё существование не прекратил и до сих пор существует в тех или иных формах о чем далее

"1.Суверенитет – понятие не абсолютное, а относительное, его бывает больше или меньше. 2. Суверенитет, строящийся на основе рыночной, то есть капиталистической экономики, требует наличия собственных известных брендов и фирм, стремящихся к их созданию"
А чего требует суверенитет МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, или, скажем, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, каждый из которых на порядки выше "известных брендов"?

Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть