Только что состоявшийся визит эмира Катара шейха Тамима ибн Хамада Аль Тани в Соединенные Штаты превзошел все позитивные ожидания и вызвал многочисленные положительные отклики в мировых СМИ. Эмир встретился и провел весьма успешные переговоры не только с президентом Д.Трампом, но и с многочисленными высшими vip сотрудниками его администрации.
Анализ проведенных переговоров свидетельствуют о полном подчиненном положении маленького Катара агрессивной, хамской, направленной только на собственный интерес политике огромных США в регионе Персидского залива. В этом плане в мировых СМИ муссируется уже установившаяся истина: «Д.Трамп вновь зарится на деньги арабов, на этот раз на катарские».
Президент с особым удовольствием констатировал, что стратегическое партнерство между Катаром и США достигло беспрецедентных высот на всех уровнях, поскольку эмират является большим другом и союзником США во многих отношениях.
Он также отметил, что неоднократные визиты «Его Высочества эмира шейха Тамима ибн Хамада Аль Тани в США являются отражением крепких и быстрорастущих двусторонних отношений». В этой связи президент высоко оценил сотрудничество между Катаром и США в борьбе с транснациональными угрозами, включая торговлю людьми, отмывание денег и финансирование терроризма, подчеркнув, что отношения между Катаром и США -это больше, чем просто военное или правоохранительное партнерство.
Вполне естественно, что довольно подробно была обсуждена иранская тема. Общеизвестно, что весьма тесные экономические отношения между Катаром и Ираном связаны с газовыми вопросами – оба государства делят одно на двоих газовое месторождение в Персидском заливе. Речь идет о месторождении Южный Парс, извлекаемые запасы которого равны 215 млрд баррелей нефти и 14 трлн куб.м газа (8% от общего объема мировых запасов). Именно поэтому Катар не заинтересован в изоляции Ирана. Сегодня, когда Вашингтон и государства Персидского залива активно наращивают давление на Иран, Катар – единственное государство, которое продолжает экономические отношения с Тегераном.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вопрос Ирана стал одним из главных в повестке встречи Трампа и эмира Катара, пишет The Washington Post. В интервью изданию накануне визита катарского эмира высокопоставленный американский чиновник дал понять, что США хотят использовать Катар, чтобы передать послание Ирану: «Я не думаю, что это будет какая-либо формальная посредническая роль. Но мы могли бы рассчитывать на то, что они будут передавать сообщения и сообщать о серьезности попыток деэскалации и создания своего рода пути к диалогу». Подобные заявления повышают роль Катара в диалоге с Ираном, который пока не идет на прямой контакт с США.
Однако, несмотря на поддержание диалога с Тегераном, Катар находится в сложном положении в контексте американо-иранского противостояния. На территории этой страны находится американская военная база Аль-Удейд, которая потенциально может быть задействована в иранской операции. Соединенные Штаты в конце июня перебросили в Катар многоцелевые истребители F-22, в производстве которых применены стелс-технологии («невидимка»).
Дислоцирование ударных самолетов ВВС США на базе Аль-Удейд в полуостровном эмирате стало очередным шагом по усилению американского военного присутствия в зоне Персидского залива, где сохраняется высокий риск вооруженного столкновения с Ираном. «Эти самолеты (F-22) впервые развернуты в Катаре для защиты американских сил и интересов на Ближнем Востоке», - говорилось в сообщении Центрального командования ВС США (CENTCOM, в зону его ответственности входит Ближний Восток). База рассматривается как ключевой элемент стратегии сдерживания Ирана. В свою очередь наличие базы делает Катар иранской целью номер один.
Особый реверанс был сделан в сторону катарского правителя, когда президент США особо подчеркнул, что эмир является настоящим лидером, которого высоко уважают в важной части мира, высоко оценив крупные инвестиции Катара в США и огромные соглашения, которые были подписаны в области торговли, инвестиций и обороны.
В свою очередь эмир отметил текущие крупные инвестиции в США, особенно в инфраструктуру. Шейх Тамим ибн Хамад Аль Тани пояснил, что объем торгового обмена между двумя странами сейчас превышает $185 млрд., отметив желание приумножить эту цифру за «доверие к американской экономике». Для сравнения - в 2018 году товарооборот России с Катаром составил 78,9 млрд долларов США, увеличившись на 7,47% (5,5 млрд долларов США) по сравнению с 2017 годом.
Д.Трамп не был бы бизнесменом, если бы вовремя визита не были подписаны в пользу США многочисленные торговые контракты и соглашения с такими крупнейшими американскими компаниями, как Boeing, General Electric, Raytheon, Gulfstream и Chevron Phillips. По словам американского президента, в результате сотрудничества с Катаром в США было открыто «дополнительно много рабочих мест». Президент США на торжественном банкете в честь эмира Катара, обращаясь к шейху Тамиму ибн Хамаду Аль Тани, весело воскликнул: "Ваши деньги лучше наших!"
Например, компания Qatar Petroleum подписала соглашение с Chevron Phillips Chemical Company о разработке нового мирового нефтехимического проекта в регионе побережья Мексиканского залива Соединенных Штатов Америки. Торжественное подписание состоялось в Белом доме в присутствии эмира и президента, и было подписано государственным министром по энергетическим вопросам Саадом Шеридой аль-Кааби, также президентом и генеральным директором Qatar Petroleum, и Марком Э. Лаше, президентом и генеральным директором Chevron Phillips Chemical.
С ориентировочной стоимостью около $ 8 млрд., нефтехимический проект США Gulf Coast II (USGC II) будет производить крекер этилена мощностью 2 млн. тонн в год, что делает его крупнейшим крекером в мире, и два блока полиэтилена высокой плотности мощностью 1 млн. тонн в год каждый.
Комплекс будет расположен в регионе побережья Мексиканского залива США, где есть прямой доступ к значительному количеству этана, добываемого в сланцевых бассейнах США, включая плодородный Пермский бассейн. В соответствии с соглашением, Qatar Petroleum будет владеть 49% долей в проекте USGC II, в то время как Chevron Phillips Chemical будет владеть оставшейся 51% долей, обеспечивать управление проектом и надзор, нести ответственность за эксплуатацию и управление объектом.
Оценивая только что подписанный контракт, Марк Э. Лаше сказал: “Qatar Petroleum уже является потрясающим партнером Chevron Phillips Chemical по нефтехимическим предприятиям в Катаре, и мы с нетерпением ждем расширения наших отношений в Соединенных Штатах, поскольку мы совместно стремимся развивать новый нефтехимический объект вдоль побережья Мексиканского залива США. Финансовая мощь Qatar Petroleum, ее приверженность безопасности как основной ценности и общая вера в нашу стратегию строительства объектов, расположенных вблизи конкурентного сырья, делает эти отношения идеальными”.
Кстати, в прошлом месяце компания Qatar Petroleum объявила о создании совместного предприятия с компанией Chevron Phillips Chemical для проведения в Катаре нефтехимического завода мирового масштаба в промышленном городе Рас-Лаффан мощностью 1,9 млн тонн этилена в год, что делает его крупнейшим крекером этана на Ближнем Востоке и одним из крупнейших в мире.
Другой крупный контракт подписали Qatar Airways и GE Aviation по двигателям GE. В рамках соглашений Qatar Airways выбрала двигатель GEnx для размещения их на своих 30 новых самолетах Boeing 787-9 вместе с Соглашением о полетных часах TrueChoiceTM для обслуживания, ремонта и капитального ремонта (MRO) двигателей. Qatar Airways также подписала соглашение TrueChoiceTM Flight Hour для MRO services о своем парке двигателей GE9X, которые будут поставлены на 60 самолетах Boeing 777X. Стоимость всех этих соглашений составляет более $ 5 млрд.
В общем обе страны подписали контракты на поставки американских товаров и услуг более чем на 10 миллиардов долларов. Когда узнаешь о прекрасных экономических результатах в пользу США в результате визита катарского эмира, начинаешь уважать президента Д.Трампа и его жесткую хватку приносить возможно максимальную пользу своему государству.
Как здесь не вспомнить бесчисленные вояжи наших доморощенных высших государственных сановников, привозящих из своих визитов различного рода коммюнике со словами о дружбе, сотрудничестве, проведения основ какой-то общей политики без всякого соблюдения торговых и экономических интересов России. Просто получается возрождение Союза советских обществ дружбы и культурной связи, сотрудники которого в свое время за государственный счет колесили по многочисленным государствам мира, болтая об основах коммунистической идеологии.
Следует указать, что визит катарского эмира в США пришелся на сложное время в регионе, так как напряженность между США и Ираном усиливается, а блокада Катара некоторыми соседними странами с 2017 года продолжается. Несомненно, что продолжение блокады Катара поставило Соединенные Штаты, которые имеют тесные военно-дипломатические отношения со всеми странами, вовлеченными в этот кризис, в довольно трудное положение.
По этому поводу Associated Press (AP) заявила, что президент Д.Трамп тепло приветствовал в Белом доме катарского эмира на фоне «горького раскола» между Катаром и его коллегами - американскими союзниками в Персидском заливе и растущей напряженности между США и Ираном. Агентство добавило, что президент Д.Трамп при этом подчеркнул «уникальное военное партнерство» между Катаром и Соединенными Штатами, отметив значительные инвестиции Катара в США. Можно добавить, что катарские инвестиции стремятся приблизиться к саудовским, которые оцениваются в 750-800 миллиардов долларов.
Визит эмира Катара в США, подписанные коммерческие договоры и соглашения ясно показывают, что Доха до сих пор в своей дипломатической и экономической политике, в основном, полагается на Соединенные Штаты, хотя катарское руководство и понимает, что выгоду во всех этих отношениях получает нынешняя администрация Д.Трампа. Однако отношения между маленькой страной, как бы богата она не была, и мощной супердержавой всегда будут в пользу второй.
Комментарии читателей (0):