Эксперт: Лукашенко придётся сохранить союз с Москвой

Белоруссия, ранее увязывавшая вопрос своего участия в Таможенном союзе с отменой пошлин на российскую нефть, всё-таки приняла Таможенный кодекс. При этом градус политической риторики между Москвой и Минском остаётся предельно высоким. Свой прогноз по поводу развития российско-белорусских отношений в краткосрочной перспективе предоставил для ИА REGNUM российский политолог Павел Святенков.
7 июля 2010  23:18 Отправить по email
Печать

Белоруссия, ранее увязывавшая вопрос своего участия в Таможенном союзе с отменой пошлин на российскую нефть, всё-таки приняла Таможенный кодекс. При этом градус политической риторики между Москвой и Минском остаётся предельно высоким. Свой прогноз по поводу развития российско-белорусских отношений в краткосрочной перспективе предоставил для ИА REGNUM Новости российский политолог Павел Святенков.

Лукашенко стремится к тому, чтобы Россия оставалась дойной коровой, и в обмен на риторику, в рамках которой белорусский президент позиционирует Белоруссию в качестве союзника России, он хотел бы получать реальные ресурсы и преференции. Естественно, российскую сторону это не устраивает, поскольку после эпохи "оранжевых революций" Москва отошла от обмена псевдодружественной риторики на деньги и стала требовать от своих союзников реальных уступок и реального учёта её интересов. Соответственно, в данном случае Лукашенко, конечно, находится в сложной ситуации.

Как могут развиваться российско-белорусские отношения? Главный вопрос здесь состоит в том, сможет ли Лукашенко найти какую-нибудь альтернативу России в качестве главного союзника и донора своего режима. На первый взгляд, таким донором могла бы быть Европа, особенно учитывая её большой опыт сотрудничества с диктаторами. К примеру, мы можем вспомнить, что европейцам в конце концов удалось договориться с Муаммаром Каддафи. Они умеют сосуществовать с подобными режимами, тем более, что Белоруссия в случае смены политического строя является одним из самых вероятных кандидатов на вступление в ЕС, и шансы на это у неё выше, чем, например, у Украины. Однако, стратегия сближения с Европой, которую проводил Лукашенко, наталкивается на негибкость евроструктур: в обмен на поддержку они продолжают требовать от него немедленной демократизации, допуска оппозиции во все инстанции и прочих мер, которые в случае реализации приведут к размыванию власти Лукашенко. Поэтому данный вариант "подвисает", причём не по вине Минска.

Второй вариант подразумевает отрицание как России, так и Запада при попытке опереться на харизматические режимы "третьего мира", Китай и другие географически удалённые государства. У этого варианта, однако, есть ограничения: в отличие от советской эпохи, когда любая страна, заявившая о том, что она стала на социалистический путь развития, могла получить от СССР помощь и поддержку, сейчас уже не те времена. Я не думаю, что Китай и Венесуэла готовы предоставить Белоруссии значительные ресурсы. Другие ограничения на этот вариант накладывает геополитическая ситуация, так как Белоруссия всё-таки находится между Россией и Европой. Даже если представить, что Китай отстроит Минску какие-то невероятные кредитные линии в обмен на попытку обосноваться там, создав некий перевалочный пункт для торговли с Евросоюзом, то китайские товары всё равно придётся переправлять через российскую территорию, и Белоруссия вновь окажется в зависимости. Поэтому мне кажется, что, рассматривая эти варианты, мы приходим к выводу, что на ближайшую перспективу у белорусского лидера нет хороших ходов для замены России в качестве ключевого союзника: Европа не принимает, а Китай слишком далёк. Поэтому я думаю, что Лукашенко, скорее всего, придётся сохранить союз с Москвой.

Другое дело, конечно, заключается в том, что он будет пытаться выбить из России какие-то уступки. Здесь Кремль сталкивается с тем, с чем раньше неоднократно сталкивались страны Запада: иметь дело с демократическим режимом всегда легче, чем с диктатурой. В первом случае можно делать ставки на тех или иных политиков, содействовать их приходу к власти, и таким образом, усиливать свои позиции в стране. В Белоруссии это невозможно. Кроме того, киргизские события показали, что в условиях революционного хаоса Москва не способна контролировать ситуацию даже в такой бедной и слабой стране, как Киргизия. Поэтому России вряд ли стоит содействовать свержению Лукашенко, так как неясно, какие силы придут ему на смену. Если у власти окажется какое-нибудь либеральное правительство, вполне возможно, что Белоруссия "откочует" на Запад.

Стратегически России выгодно сохранение Лукашенко у власти, однако ей нужно, чтобы он был более лояльным и послушным союзником. Москва будет стремиться добиваться этого путём обретения контроля над белорусскими промышленными активами, что она и делает и чему сопротивляется Лукашенко. Соответственно, в краткосрочной перспективе Россия и режим Лукашенко обречены оставаться союзниками. Думаю, вялотекущий конфликт между ними также продолжится. Лукашенко, скорее всего, будет постепенно сдавать свои позиции, но при этом он попытается продать их как можно дороже.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть