Россия сегодня превратилась в некоего Ивана, родства не помнящего, который не только в результате травмы или сильного потрясения забыл, кто он и откуда, но даже и на родном языке говорит с трудом. На днях прогремели сразу два скандала, в которых как в капле воды отражается катастрофическая ситуация, сложившаяся в стране из-за того, что действительно порвалась та самая шекспировская «связь времен».
Одна связана с циничной шуткой, которую позволили себе в отношении героя войны и, кстати сказать, бывшего царского офицера, перешедшего на сторону новой власти после революции, генерала Карбышева. Когда он попал в плен и оказался в концлагере, фашисты пытали его на морозе, обливая ледяной водой, пока он не превратился в ледяную глыбу.
Сам факт того, что кто-то, то ли по глупости, то ли по незнанию может шутить на такую деликатную темы, уже сам по себе шокирует. Но все оказалось куда хуже. Выяснилось, что нынешнее поколение выпускников школ никогда про него не слышало. Виталий Третьяков, который преподает в МГУ будущим журналистам, провел опрос среди своих студентов, так только один из 28 студентов знал об этом подвиге русского генерала. Но зато про предателя Власова, воевавшего на стороне фашистов, как выяснилось, известно всем.
Я повторил этот эксперимент со своими студентами, поскольку тоже преподаю журналистику в другом вузе – Институте международных отношений МГЛУ. Результат был такой же. Не знают, не проходили.
Свою статью Третьяков с болью заканчивает двумя вопросами: «Вопрос: кто, как и зачем преподаёт в нашей средней школе отечественную историю? Второй вопрос. Он же последний: какие ещё нужны доказательства, чтобы понять, наконец, что с ТАКОЙ реформой образования пора заканчивать?»
К этим словам ничего и добавлять не хочется. Разве что слова Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». А для тех, кто привык воспринимать только советы извне, напомню слова человека, в прямом смысле перевернувшего в технологическом плане современный мир, Билла Гейтса:
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Если мы не хотим, чтобы Америка окончательно превратилась в страну идиотов, в страну тупиц, - мы должны покончить со всеми тестированиями, с этими итоговыми тестированиями, с этими играми бесконечными, и должны вернуться к классической фундаментальной системе образования, потому что американцы перестали быть интеллектуалами». Просто замените в его высказывании слово «Америка» на «Россия» и вы получите аналогичную ситуацию у нас и ее оценку.
Другая скандальная история также связана с тем же факультетом журналистики МГУ, где каждый год устраивают контрольный диктант для поступивших на первый курс. «Нез наю», «генирал», «через-чюр», «рыца» вместо рыться, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), оррестовать (арестовать), — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы.
Эти дикие результаты продемонстрировали осенью прошлого года студенты, среди которых есть даже те, которые по результатам ЕГЭ получили сто баллов. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18 процентов. Остальные, включая 15 «стобалльников», сделали в среднем по 2425 ошибок. Подчеркиваю – не во всем диктанте, а на страницу текста.
Доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия Николаева в одном из интервью очень правильно определила причину подобной безграмотности молодого поколения: «Главная беда – ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями – все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге, они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные пробелы в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине».
«ЕГЭ уничтожил наше образование на корню, - с горечью заключает Николаева. - Это бессовестный обман в национальном масштабе». «Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков.
И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне», - вот такой честный, хотя и суровый приговор так называемой «реформе» образования, которую провели фурсенки, ливановы и иже с ними.
Причем, смею обратить ваше внимание, что речь идет о Москве и к тому же о факультете журналистики, на который стремится поступить элита нашей молодежи. А что тогда происходит в глубинке? Об этом страшно не то, что говорить, но и даже подумать.
Катастрофичность ситуации состоит не только в том, что речь идет о детях, а в том, что, по сути дела, речь идет о нашем будущем, будущем нашего общества. А что хорошего может ждать Россию, когда в жизнь входит поколение за поколением безграмотных людей, не знающих родной истории, собственного языка. Они презрительно называют свою Родину «рашкой», предметом гордости для них становятся только новые «кроссовки» или «свишки», а также количество «лайков» под их «селфи». А все остальное остается за гранью их интересов и знаний.
И я не хочу сказать, что они плохие. Нет, они – нормальные, хорошие и, более того, наверняка, даже в чем-то умнее нас, потому что так заложено природой, что каждое следующее поколение должно быть более продвинутым, чем предыдущее. Их просто учили не тому и не те.
Для того, чтобы тебя уважали другие, для начала надо начать уважать самого себя. Точно также и любая нация, если хочет иметь достойной уважение к себе остального мира, должна начинать с самоуважения. А вот именно такое уважение к самим себе мы, как народ, в последние десятилетия все сильнее и сильнее теряем.
Для этого есть вполне объективные причины, и, в первую очередь, естественное гигантское потрясение общественного самосознания, вызванное трагическими событиями 80-90-ых годов прошлого века и переход к жизни в радикально новых социально-экономических условиях. В результате как пребывающий в депрессии человек перестает следить за собой, так и мы как общество, грубо говоря, «забили» на нашу собственную самоидентичность как нации. То, что происходит с нашими детьми сейчас, всего лишь отражение того ужаса, что мы сами, не ведая, творим.
Посмотрите вокруг – на вывески на фасадах домов, на рекламу, которыми нас пичкают все, кому ни лень, да, в конце концов, на то, как пишут наши СМИ, и как мы говорим. Быть русским и говорить на хорошем русском языке сейчас не модно. Если ты «хочешь быть в тренде», то нужно обязательно мусорить в речи или тексте бессмысленными и ненужными заимствованиями, коверкать слова, материться, а в названия тех же магазинов и прочих заведений обязательно вставлять иностранные слова. А еще лучше вообще полностью писать по-английски.
Поэтому магазины у нас, и даже облупленные покосившиеся строения начала конца середины прошлого века в деревнях, в одночасье превратились в «маркеты», парикмахерские в «Ivan Ivanov beauty salonы», пекарни в «Шаурма Хаузы», булочные в «Bakery», а цветочные лавки во «Flower shopы» и так далее, и тому подобное. Новостройкам в городах и весях почему-то стыдно давать русские имена – куда «круче» присваивать им названия каких-нибудь заморских лесов или населенных пунктов. А наши производители будто стыдятся тем, что сделали хороший товар, и опять же стараются замаскировать его российское происхождение иностранными названиями.
Это как же нужно не уважать себя, труд своих рабочих, чтобы так делать. Наши фермеры, ремесленники, крупные предприятия действительно научились за эти годы делать много хорошей продукции. Так, казалось бы, надо гордиться этим самим и давать другим людям повод для гордости соотечественниками. Но зачем? Проще прикинуться иностранцем и поддерживать миф о том, что все лучшее должно быть «мадэ ин не здесь», а мы, русские, можем производить только то, что в воде не тонет.
И ведь есть же законы, запрещающие использовать иностранные слова в вывесках и рекламе. Или что, по выражению классика, "суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения"? Или вновь обострилась давняя страсть русского человека к «обезьянничанью» и преклонением перед всем западным?
Да, скорее нет. Просто, с одной стороны, наше общество пребывает сейчас в состоянии некоей апатии, последовавшей как похмелье после опьянения свободой и освобождения от сковывавшей разум коммунистической идеологии. А, с другой стороны, такое бессмысленное, бездуховное состояние народа очень устраивает наших либералов во власти, которые как раз и стремятся лишить русский народ самоидентичности и превратить в некое бесполое, вненациональное существо среднего рода.
Этакий современный вариант подстриженного под ноль «армейского болвана», который способен только правильно нажимать кнопки в банкомате и на каком-нибудь другом устройстве, привезенном из-за бугра, – свое же нам производить теперь не велено.
Мы можем подхихикивать над нашими многострадальными украинскими братьями, которые вытащили из сундуков «вышиванки», но тем самым они лишь хотят продемонстрировать свою национальную индивидуальность. Боюсь, что у нас, если кто-то завтра выйдет на Красную площадь в косоворотке, да еще под руку с девушкой в национальном русском наряде, то их на всякий случай для выяснения личности заберут в отделение полиции. Кстати, зачем нужно было переименовать нашу родную милицию, тем более что ни с чем хорошим это новое ее название в сознании не ассоциируется?
А, может, все гораздо проще – элементарное отсутствие четко сформулированной цели? Той самой «национальной идеи», о которой так много говорят в последнее время, но так и ничего не делают, чтобы ее, наконец, сформулировать.
Может, все-таки пора вспомнить, что мы русские и гордо выпрямиться во весь рост. Нам есть чем гордиться и нам есть, за что бороться, чтобы Россия оставалась Россией, а не пустышкой-декорацией на французский, итальянский, английский или американский манер.
И именно поэтому именно сейчас как никогда стране и нужна та самая «национальная идея», которая вновь сделает Россию великой, чтобы каждый – от мала до велика – понимал, в чем состоит наша «исключительность» и какой «особый путь» предначертан нашей стране Историей.
И на самом деле страна давно уже готова к этому. Люди устали от неопределенности. Более того, народ ждет, когда, наконец, ему помогут выйти из оцепенения, вновь обрести историческую память и перспективы будущности, чтобы он распрямил плечи.
И об этом в следующей части – «Национальная идея: забава или необходимость».
Комментарии читателей (8):
А теперь вопрос: ЧТО БЫ СДЕЛАЛИ С ТАКИМИ, КАК ФУРСЕНКО И ЛИВАНОВ, ВО ВРЕМЕНА СТАЛИНА????? СКОЛЬКО ЕЩЁ ПОКОЛЕНИЙ ДОЛЖНО СТАТЬ ЕЩЁ ХУЖЕ, ЧЕМ ТЕ, КТО СЕЙЧАС ВЫПУСКАЮТСЯ ИЗ ШКОЛЫ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВСЕХ ЭТИХ ........... ЛИБЕРАСТОВ ВЫЖИГАЛИ КАЛЁНЫМ ЖЕЛЕЗОМ И ПРОСТО ПУСКАЛИ В УТИЛЬ, ГДЕ ИМ И ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ МЕСТО?!?!?!?!?!
Кто бы спорил, давно пора, но автор либо не понимает, либо не знает, что ТАКОЕ положение с русским языком следствие КОНЦЕПЦИИ управления Россией, проводящейся по умолчанию. Отсюда: чтобы положение с русским языком начало меняться в нужную нам сторону, надо менять концепцию управления.
Автор не видит причин, а ведь еще в фильма братьев Вачовски "Матрца" некто Меровингин заявляет Нео и его сопровождающим: вы никогда не будете иметь власти, т.к. не видите причин. Если не видят причин, то какую великую Россию собираются "сделать" зачинатели проекта? Со всей очевидностью для достижения нужных результатов встанет вопрос о внедрении новой концепции в политическую практику, а его разрешение предполагает либо реконструкцию действующего программно-адаптивного модуля, либо его устранение и замену новым программно-адаптивным модулем. Выбор варианта — это вопрос
1) нравственности носителей концептуальной власти, которая принимает на себя управление обществом по концепции, альтернативной той, под властью которой общество зашло в тупик, и
2) историко-политической конкретики, задающей поле возможностей, в которых предстоит действовать.
1. Выявление фактора среды, который «давит на психику», чем и вызывает субъективную потребность в управлении. Управление по полной функции начинается именно с этого.
2. Формирование навыка (стереотипа) распознавания фактора среды на будущее и распространение его в культуре общества.
3. Целеполагание в отношении выявленного фактора.
По своему существу целеполагание представляет собой формирование вектора целей управления в отношении данного фактора и внесение этого вектора целей в общий вектор целей субъекта-управленца. Целеполагание может включать в себя решение задачи об устойчивости частных целей и вектора целей в целом в смысле предсказуемости, хотя это может быть отнесено и к этапу 4 полной функции управления.
4. Формирование генеральной концепции управления и частных концепций управления в отношении каждой из целей в составе вектора целей (т.е. целевых функций управления, составляющих в совокупности генеральную концепцию) на основе решения задачи об устойчивости в смысле предсказуемости поведения объекта (процесса) под воздействием: внешней среды, собственных изменений объекта, управления.
5. Внедрение генеральной концепции управления в жизнь — организация новых или реорганизация существующих управляющих структур, несущих целевые функции управления.
7. Ликвидация существующих структур в случае ненадобности либо поддержание их в работоспособном состоянии до следующего использования.
У зачинателей проекта и слова нет о ПФУ в связи с чем уместен вопрос, а какими методами, кто и в какие сроки будет осуществлять их благие намерения? Получается почти по В.Астафеьву - "Нет мне ответа"
Судя по всему опять повторится вариант горбачевской "неизведанной дороги" с идущими по ней "товарищами". Но этот вариант граждане проходили и второй раз на те же грабли вряд ли наступят
Уважаемый Моня! Возмущаться можно сколько угодно, но:
Для “элитариев” в США — смысл жизни в том, чтобы работать на систему, на которую работали их отцы и деды, и на которую, как им представляется, будут работать и их дети и внуки, что и обеспечит им всем в преемственности поколений вполне приемлемый соци-альный статус и в публичной, и в непубличной иерархии толпо-“элитаризма”. И подавляющее большинство из них искренне убеждены в том, что система, которой они служат, хотя и обладает недостатками, но является наилучшей из возможных и когда-либо созданных человечеством, и потому безальтернативна именно как наилучшее из возможного . Но служение системе требует профессионализма, и прежде всего, — управ-ленческого профессионализма макроуровня, на воспроизводство которого эта же система и настроена далеко не худшим образом. Кроме того, такая убеждённость и дисциплина следования ей — продукт воспитания с детских лет, вследствие чего системе отбора кандидатов есть из кого выбирать
Для отечественных “элитариев” смысл жизни — повысить или хотя бы сохранить достигнутый «потреблятский» статус и передать его потомкам, что происходит в борьбе без правил с такими же другими “элитариями”; создание ими корпоративных группировок на основе принципа «против кого дружим?» носит тактический характер, продолжительность их существования — в пределах срока жизни их участников, подчас укорачиваемого их конкурентами за статус.
И, соответственно, М.Олбрайт из всех сил работает на ту систему, которую считает лучшей и нашим "элитариям" этому убеждению Олбрайт противопоставить нечего - отсюда результаты и ваши возпоминания об И.Сталине, кстати, вполне уместные
В такой обстановке и десяти Владимиров Владимировичей будет мало, поэтому остается одни вариант - стать в статистически подавляющем большинстве ВВП и Сталинами
Могу представить и очень даже хорошо, равно как и представляю и вижу, в том числе и по интернету, позиционирующих себя гражданок не как учительницу, а как училку и выкладывающую все это в общий доступ. Вот и возникает вопрос о том, как и чему подобные дурноцветы и пустоцветы учат детей? Вывод: общество больно и мер для выхода из такого состояния не принимает, по какой причине недалеко то время, когда толпа оглоедов без каких либо нравственных критериев снесёт и училок, и т.н. "элиту"и все остальное, что попадется под руку. К сожалению общество, как система, очень инертно и не изключен вариант и такого развития событий