«Если мы хотим пользоваться миром,
приходится сражаться»
Цицерон
Почти четыре года назад я сделал прогноз мировых тенденций в свете взаимоотношений мировых держав и как это повлияет на всю международную систему. Пришло время проверить, что сбылось, а что пока лежит в долгом ящике.
Итак, несмотря на регулярные похороны доллара, он по-прежнему остаётся главной резервной валютой и основным мировым средством платежа. На любых валютных торгах пары с символом USD (EURUSD, USDCHF, GBRUSD, USDJPY, USDRUB и т. д.) наиболее распространены и востребованы, переваривая в однуторговую сессию не менее $5 трлн, а мировую экономическую повестку определяют всё те же финансовые институты (МВФ, ВБ и пр.), опирающиеся на «проверенный» пул подконтрольных рейтинговых агентств.
При этом, суммарно валютные торги намного превышают биржевую торговлю товарами, которые также сопровождаются валютообменными операциями, ибо если кто-то хочет прикупить что-то на биржевой площадке, чаще всего надо сначала приобрести нужное количество долларов. А если что-то продаёшь, то также получаешь доллары, которые затем, как правило, обмениваешь внутри страны на свою валюту, тем самым участвуя в валютообменных операциях с символом USD.
И вся эта финансовая эквилибристика неизменно производится исключительно на корсчетах американских банков, где каждая операция облагается комиссией. Вот, собственно, так в общих чертах выглядит работа механизма резервной валюты, а также один из источников благополучия США.
В результате, доллар и его интенсивная эмиссия по-прежнему остаются для США одним из инструментов доминирования в качестве основного средства платежа, а размазывание его по всему миру тонким слоем есть предохранительный клапан от внутреннего взрыва из-за избытка долларовой массы. Тот самый клапан, ради которого и были заключены Бреттон-Вудские соглашения в 1944 году, и который отсутствовал в 30-х годах прошлого века, почему и случилась Великая Американская Депрессия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Таким образом, кроме обычного товарного производства, услуг и финансовых операций, получаем два важных и взаимодополняющих друг друга источника доходов США, недоступных другим странам, в том числе и их союзникам:
- возможность неограниченной подпитки своей экономики необходимой долларовой массой без риска гиперинфляции (за счёт предохранительного клапана),
- контроль над всей международной торговлей через механизм резервной валюты, позволяющий не только зарабатывать на всей массе мировых транзакций, но и контролировать всю мировую торговлю, а также иметь мгновенные потенциальные рычаги воздействия на любого субъекта путём финансовых санкций.
Перечислять все источники доходов США не имеет смысла, важно другое: вся мировая экономика находится под жёстким контролем одного центра, который, для узаконивания своего статуса, создал, вдобавок, массу международных институтов, что позволяет также иметь неограниченный доступ к кредитам и немедленно карать тех, кто вдруг начинает выражать своё несогласие с данной системой.
Понимая недостаточность контроля системы со стороны упомянутых гуманитарных институтов, США параллельно создали самую большую в мире армию, затраты на содержание которой неуклонно приближаются к $1 трлн в год. Кроме этого, ко всему сказанному следует добавить политическое доминирование, обеспечиваемое подконтрольными мировыми СМИ.
В общем, налицо пять опор гегемонии США: печатный станок, резервная валюта (и основное средство платежа для мировой торговли), международные финансово-экономические институты, информационно-политическое доминирование и армия. При неизменности данного положения вещей, США могли бы существовать относительно сколь угодно долго, наращивая свой государственный долг до любых астрономических масштабов, нисколько не заботясь о балансе доходов и расходов. Так сформировалась за 70 лет то, что именуется сейчас американской финансовой империей.
Из сказанного следует вывод: изменение означенной системы невозможно без разрушения или, хотя бы, последовательного ограничения рычагов американского доминирования (они же рычаги подавления) над остальным миром. Учитывая комплексный подход, сочетающий различные инструменты воздействия, а также прочно вошедшие в обиход такие термины, как «торговая война», «информационная война», «валютные войны», «идеологическая война», «кибервойна», вплоть до термина, сочетающего в себе всё вышеперечисленное — «гибридная война», не говоря уже об обычных горячих войнах (в основном, локальных, носящих воспитательный характер), любая страна, бросившая вызов сложившейся международной системе, неизбежно и необратимо подписывает себе приговор, со всеми вытекающими последствиями.
Схема, надо отдать должное «отцам-основателям», гениальная, однако по историческим меркам, как оказалось, относительно короткая. То есть, казалось бы, ничего не изменилось, однако всё-таки, что-то изменилось, ибо не могло не измениться. С одной стороны, на наших глазах США вроде бы сворачивают свой гениальный глобальный проект, с другой стороны, резко усиливают давление как на своих традиционных противников, так и на союзников. Посмотрим, что же изменилось за это время по факту.
Если кто не заметил, то из повестки начисто вывалилась Всемирная торговая организация (ВТО), как символ мировой торговли по единым для всех (участников) правилам. Нет, никто ВТО не упразднил, там даже иногда идут какие-то разборки и суды, но вся эта возня никого уже не волнует. Основным трендом мировой торговли всё больше становится «махровый» протекционизм, застрельщиком которого стали именно США со своим вождём Трампом, росчерком пера отменившим все обамовские глобальные достижения в виде ТАТП и ТТТП.
Неудивительно, что ВТО, будучи их же проектом, оказалась заброшенной в дальний угол. Слабые возражения остальных игроков не скрыли того факта, что очаг сопротивления сосредоточился в основном в ЕС, но и те сдают свои позиции, уступая напору и бизнесхватке своего заокеанского босса, грозящего санкциями любому, кто против «справедливой» торговли в пользу Америки.
Параллельно целый ряд крупных (крупнейших) государств наращивают взаиморасчёты в национальных валютах, тем самым сжимая зону свободы и контроля мировых транзакций для доллара: Россия, Турция, Китай и даже медленно трезвеющий Евросоюз. Эти же страны (кроме Турции) озаботились созданием независимых платёжных систем, а Китай и Россия уже их создали.
Информационное пространство наполнилось непредсказуемостью, прежде всего, из-за шагов американской администрации, уже почувствовавшей, что что-то пошло не так. Безрезультатные боевые действия США в Сирии вынужденно прикрываются громкими заявлениями о полной победе над ИГИЛ, тогда как всю работу сделали российская армия и изрядно потрёпанные, но непобеждённые правительственные войска Башара Асада, которого те же США списали со счетов ещё при Обаме.
Турция, на минуточку — член НАТО, не только действует, согласуя в Сирии свои шаги с Москвой, но и начинает закупать российские вооружения, что совсем выходит за рамки союзнических отношений. Россия же спокойно наращивает вооружения и количественно и, самое главное, качественно, обеспечивая свою безопасность по всему периметру границ, предупреждая всех о бесперспективности любых военных угроз.
Китай, также несмотря на угрозы и разгорающуюся торговую войну, медленно, но верно разворачивается в сторону России (Китай ничего не делает демонстративно быстро), оказывая информационно-политическую поддержку и не только.
Неуклонно расширяется взаимная торговля, достигшая $100 млрд в 2018 году и имеющая потенциал взрывного роста: в частности, газопровод «Сила Сибири», крайне выгодный для обеих стран, построен уже на 99%, а также запущено много других совместных проектов, в том числе и научно-технических, а также реализуется крайне важный для Китая сухопутный «Шёлковый путь», где без России не обойтись. Также регулярно проводятся совместные военные учения на земле, на море и в воздухе, масштаб которых растёт год от года.
Одновременно, Россия готовится к пуску газопровода «Северный поток — 2», несмотря на препятствия, чинимые Брюсселем по указке из Вашингтона, пытающегося нагрузить ЕС более дорогим своим СПГ. Также, попытки отхватить в свою пользу крайне потенциально выгодный Северный морской путь, неизменно и спокойно нейтрализуются Россией, а с 1 января 2019 года любой заход в северные воды чужих судов носит уведомительный характер. Пока уведомительный.
Проект «Украина — не Россия» очевидно буксует, европейские союзники, всё больше озабоченные своим собственным выживанием, уже стесняются представителей этого недогосударства, требующего бесконечных кредитных вливаний для продления своего антироссийского существования, судьба которого крайне незавидна. Попытки раскачать Белоруссию натолкнулись на резкую реакцию России, тут же активизировавшей шаги по глубокой интеграции.
Одновременно, со всех сторон, как извне, так и изнутри, вбрасываются мантры о слабости российской экономики и её валюты, которые вот вот рухнут под тяжестью усиливающихся санкций, страна рассыпется на части и свалится в средневековье. Часто называются даже сроки, но они год за годом проходят, страна не разваливается, а усиливает своё влияние в мире, рубль не рушится, а стоит как вкопанный даже при падающей нефти, экспорт продукции (и не только сырьевой) увеличивается, экономика растёт, заводы строятся, крупнейшие проекты реализуются на зависть всему миру.
Пресловутая «стабильность» приобретает совсем другую окраску, никогда не виданную ранее — любой ценой сохранить существующий уровень жизни и, при наличии возможностей, постепенно его увеличивать, опираясь на свои собственные силы, а не на подачки извне. То есть, сохраняя — увеличивать, даже тогда, когда весь мир вокруг начнёт рушиться.
В общем, мир начинает тонуть в противоречиях, которые, в первую очередь, заключаются в осознании Вашингтоном простого факта: пять столпов американского доминирования зашатались и вот вот рухнут под тяжестью $22 трлн госдолга, являющихся лишь вершиной айсберга, под которой гигантские корпоративные долги и долги домохозяйств, совокупно (оценочно) достигающих не менее $100 трлн. Уже многие ведущие американские экономисты и эксперты не скрывают тревоги и бьют в набат, опасаясь неконтролируемого обрушения.
В общем, хотите верьте, хотите не верьте, но по всему выходит, что перенапряжённый мир готовится к тектоническим изменениям, которые неизменно и во все времена сопровождаются непредсказуемыми столкновениями. Перечисленные мною признаки — лишь малая толика того, что происходит, в том числе и за кулисами внешних проявлений, всегда являющихся лишь следствием более глубоких процессов, часто недоступных для анализа. Одно очевидно: вслед за Россией на тропу войны вышел и Китай, по ходу притираясь и готовясь отразить любые атаки уже развязанной гибридной войны.
Не мы начали эту войну, нам её навязали и не оставили другого выбора. «Заканчивается эпоха доминирования исторического Запада. Это продолжалось сотни лет», с присущей ему дипломатичностью предупредил уже несколько лет назад Сергей Лавров. А значит, впереди нас ждут нелёгкие времена, однако они того стоят.
Будем надеяться, что союзники не подведут, ибо вместе — мы уже сила. А если и подведут, значит так тому и быть, сами справимся.
Комментарии читателей (1):