Повезло или не повезло, но так сложилось – Венесуэла, наряду с Саудовской Аравией (СА), является исключительно моносырьевой страной, имеющей самые большие в мире разведанные запасы нефти:
Примерно 90-95% внешних доходов страны имеют от экспорта нефти и нефтепродуктов.
На этом сходство не заканчивается. Обе практически ничего не производят, импортируя как продукты питания, так и предметы первой необходимости, не говоря об относительно высокотехнологичной гражданской продукции. У стран примерно одинаковая численность вооружённых сил: 140-150 тысяч человек, все типы вооружений, в основном, также зарубежного производства. У них одинаковое количество населения: 31-33 млн человек и так далее.
Основное отличие двух стран: СА является союзником США, Венесуэла таковой не является. Из отличия, как причины, следуют и другие расхождения, например, такие.
По размеру военного бюджета СА входит в тройку-пятёрку стран мира, что в десятки раз выше такового бюджета Венесуэлы. Несмотря на примерно равное количество нефти, ВВП СА раза в четыре больше, так как страна имеет развитую нефтеперерабатывающую промышленность, каковой не имеет Венесуэла, довольствуясь экспортом сырой нефти на переработку в основном в США.
А теперь, имея ввиду главное отличие (как причину), посмотрим более пристально, почему страна, находящаяся по соседству с США и имеющая очень тесные экономические связи с ними, находится не в пример в более бедственном положении, нежели почти такая же, но гораздо более далёкая.
Первый ответ напрашивается сам собой: правильно выбирай союзника и будет тебе счастие. Вопрос: что значит быть союзником США?
По всей видимости, обобщённо это состоит из нескольких ключевых позиций:
- имей обширные экономические связи с США либо в плане открытости для американского бизнеса и создания ему широких преференций внутри страны, либо помогай американской экономике большими инвестициями и другими вложениями в совместные проекты;
- оказывай США широкую политическую поддержку на мировой арене;
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- участвуй с Америкой в политических и военных коалициях, и покупай американское оружие.
Пожалуй, из основного – это всё, что необходимо и достаточно. Или я что-то забыл? Например: разделяй американские демократические ценности? Отнюдь, если и есть ещё какие-то условия, то они совсем несущественны, а жизнь раз за разом показывает, что даже пресловутые американские ценности в том виде, в котором они декларируются, имеют нулевое значение в плане выбора друзей и врагов для самих США.
Вот исходя из этих предпосылок и сделаем небольшой анализ отношений США с Венесуэлой и СА, и тех последствий, которые они несут. При этом будем иметь в виду, что выбор союзников в любом случае есть суверенное право каждой страны, даже если этот выбор нам по каким-либо причинам не нравится.
1. США и Венесуэла
Как известно, со времён победы на выборах Уго Чавеса, Венесуэла заняла резко антиамериканскую позицию. Государственное устройство Венесуэлы – республика, что совпадает с таковым устройством самих США. Армия вооружается оружием неамериканского производства, ни в каких проамериканских коалициях страна не участвует, в ООН, как правило, голосует против позиции США и их союзников.
Практически все нефтяные компании были национализированы, безработица сократилась, был взят курс на создание диверсифицированной экономики, восстановление инфраструктуры и суверенитета. Однако что-то пошло не так.
Как уже отмечалось, Венесуэла – самая богатая в мире страна по разведанным запасам нефти, которая является основной экспортной позицией – 95%. Львиная доля нефти в сыром виде поставляется за границу, где и происходит её переработка и волшебное превращение в различные виды топлива и прочие производные. То есть основная добавленная создаётся за пределами страны.
Перерабатывающие мощности сосредоточены в Тринидаде и южных штатах побережья Мексиканского залива, то есть полностью подконтрольны США. При этом важнейший иностранный актив Венесуэлы, принадлежащий государственной нефтяной компании PDVSA – американский нефтеперерабатывающий оператор Citgo Petroleum, заложен в качестве обеспечения внешнего долга страны.
По сути дела, торговля сырой нефтью за «копейки» ввиду отсутствия внутренней переработки, несмотря на колоссальные запасы, не обеспечивает всех потребностей сравнительно небольшой страны, которая вынуждена выходить на рынок займов, где ей быстро навязываются жёсткие правила «свободного рынка»: кредиты в обмен на залог активов, коими являются нефтяные компании, золотой запас и прочие ликвидные активы. Далее наступает час Х, когда страна в одночасье может быть лишена собственности и ресурсов, необходимых ей для внутреннего развития.
По словам Майкла Хадсона (американский экономист, профессор экономики Университета Миссури в Канзас-Сити): «Это означает, что в случае дефолта Венесуэлы (или вынужденного дефолта банков США, отказывающихся своевременно производить платежи по внешнему долгу), держатели облигаций и крупные нефтяные компании США имели бы законную возможность завладеть нефтяными активами Венесуэлы.
...Уго Чавес действовал правильно, просто требуется много времени, чтобы остановить разрушение экономики - в то время как США используют санкции и «грязные уловки», чтобы остановить этот процесс.
...Американская внешняя политика остается такой же сосредоточенной на нефти, какой она была, когда она вторглась в Ирак при режиме Дика Чейни. Политика США заключается в том, чтобы рассматривать Венесуэлу как продолжение экономики США, используя торговый избыток нефти, чтобы тратить ее в Соединенных Штатах или переводить их сбережения в банки США».
Вот, собственно, в двух словах как выглядит американская политика в отношении стран, не являющихся их союзниками. Далее мы всё знаем, ибо, как выясняется, событийный ряд мало чем отличается от действий США в отношении любой страны, осмелившейся вести самостоятельную политику:
- на фоне волнений в Венесуэле, США и их сателлиты призвали мировое сообщество признать главой страны никому неизвестного спикера парламента Хуана Гуайдо;
- по указке из Вашингтона заблокированы активы госкомпании PDVSA, а самозванец начал кадровую зачистку в компании Citgo Petroleum и готовить её к приватизации;
- Банк Англии и ФРС США, по запросу Венесуэлы, отказались выдавать стране золото;
- США усилили и так жёсткие экономические санкции в отношении Венесуэлы, а также угрожают санкциями всем, кто сотрудничает с этой страной, грозят военным вторжением, по ходу пытаясь подкупить военачальников, верных действующему президенту Николасу Мадуро и так далее.
Однако есть нюанс: со времён американской кампании в Ираке мир сильно изменился и сегодня рассматривать события в Венесуэле можно уже гораздо более широко.
США и их европейские сателлиты продемонстрировали всему миру крайнюю степень ненадёжности мировой валютной системы, а также юридическую ничтожность, ещё вчера незыблемой и общепринятой, международной системы договоров. Венесуэла поставлена в жёсткую необходимость искать пути взаиморасчётов с партнёрами не только в обход доллара, но и подальше от фунтов и евро, что может дополнительно стимулировать создание нового международного экономического порядка. В противном случае, Венесуэлой, Ираком, Ливией и так далее может стать любой, кто вспомнит о суверенитете и самостоятельной политике.
А теперь посмотрим под таким же углом на СА.
2. Саудовская Аравия и США
Коротко: СА инвестирует в США сотни миллиардов долларов, практически всегда оказывает явную и скрытую политическую поддержку на международной арене любым решениям американской администрации, в том числе и голосованием в ООН, массово закупает американское оружие и участвует в военных коалициях, как политически и декларативно, так и прямым активным участием в военных операциях, прежде всего, на Ближнем Востоке.
Таким образом, в отношениях СА и США соблюдаются все три вышеназванных условия. Это тот самый универсальный рецепт, соблюдая букву которого, ты можешь делать всё, что хочешь. Можешь иметь людоедский режим, расчленять представителей оппозиции везде, где поймаешь, публично обезглавливать женщину-правозащитницу и одновременно возглавлять комиссию ООН по защите прав женщин в мире, иметь даже якобы отношение к массовым терактам внутри США без всяких последствий для крепких союзнических отношений.
P.S.
Вот такой урок правильного выбора союзников, имеющий всегда свою цену. Цену, которую зачастую приходится платить здесь и сейчас, что никак не отменяет ценности гораздо более высокого порядка, ради которых только и стоит жить, преодолевая иногда немыслимые трудности и преграды.
Комментарии читателей (0):