Паника, как известно, очень опасна, причем как в военное, так и в мирное время. Она ведет к росту пораженческих настроений, а в экономике и финансах может вызывать самые катастрофические последствия. А еще существует такое понятие как «психология толпы», когда она превращается в неуправляемое, все сметающее на своем пути стадо. Как правило, это происходит в результате действий специальных провокаторов, вызывающих эту самую панику.
Подобные весьма опасные панические настроения вот уже несколько дней царят на московской бирже, где курс рубля резко упал по отношению к доллару и евро, а одновременно поползли вниз акции ведущих российских компаний.
Первый удар валютного землетрясения произошел поздно вечером во вторник. Буквально за десять минут российская валюта потеряла почти 50 копеек. Поводом для этого стало появление в английской газете «Файнэншл Таймс» заметки о том, что США намерены оказать давление на своих европейских союзников и склонить их к введению нового пакета антироссийских санкций за инцидент в Керченском проливе.
Интересно, что в это вечернее время в торгах принимают участие в основном иностранные «игроки». Невольно создается такое впечатление, будто они только и ждали этого сигнала сверху, чтобы за минуты обвалить курс рубля, который до этого достаточно долго не просто демонстрировал стабильность, но и даже укреплялся. Иными словами, кому-то где-то это, видимо, очень не нравилось.
На следующий день масла в огонь подлили напрямую из Вашингтона, где было объявлено о том, что группа сенаторов внесла на рассмотрение конгресса новый пакет санкций под пафосным названием «Закон о защите американской безопасности от агрессии Кремля». По словам его авторов, он призван усилить «экономическое, политическое и дипломатическое давление» на Россию за все ее прегрешения, – как говорится, «вольные и невольные», а точнее сказать приписываемые.
Сенаторы смешали в одну кучу все - и российское «вмешательство» в американские выборы, и «дело Скрипалей», и «киберугрозы», и так называемые «неправомочные» действия России по защите своих территориальных вод в том же Керченском проливе. Их даже не смутил тот факт, что искавшие «русский след» в американских выборах комиссии конгресса, - как палаты представителей, так и сената, - были вынуждены одна за другой признать, что никаких доказательств за два года работы им так и не удалось найти. И, потратив несколько десятков миллионов долларов налогоплательщиков, они вынуждены свернуть расследование, потому как уже не осталось никого, кого еще можно было бы допросить.
О том, что этот законопроект готовится, было прекрасно известно и раньше – он появился еще в конце прошлого лета, но затем было объявлено, что «из-за занятости», вызванной противостоянием с Белым домом, его обсуждение будет перенесено на начало этого года. Более того, по Капитолийскому холму давно «гуляет» сразу несколько законопроектов на эту тему. Желающих погреться у благодатного костра антироссийских настроений в конгрессе сейчас предостаточно.
Так что неожиданный «панический приступ» на московской бирже можно объяснить только тем, что в лучшем случае одни пытаются подобным спекулятивным образом во вред российской экономике и стабильности «срубить бабла», а в худшем случае выступают в роли той самой пресловутой «пятой колоны», действующей изнутри.
Санкционное «цунами» уже далеко не первый раз достигает российскую территорию, но, как признают ведущие международные эксперты, ему не только не удалось нанести сколь либо существенного ущерба экономике страны, но и, напротив, она лишь окрепла под этими ударами. Парадоксально, но это признал даже один из соавторов нового законопроекта, сенатор Грэм, посетовавший на то, что все предыдущие санкции «не сработали». С точки зрения нормального человека, если что-то не работает, от этого надо оказаться. Но у сенатора, пригрозившего России новыми «адскими санкциями», иная логика. Он, судя по всему, забыл про «закон молота»: если им очень сильно ударить по куску железа, то, наверняка, отскочит, причем очень больно.
Даже в самих Соединенных Штатах уже признали, что антироссийские санкции и ответные меры Москвы нанесли американской экономике весьма существенный ущерб. Судя по опубликованным в Вашингтоне статистическим данным, прямые потери США от введенных Россией контрмер могли составить за три года порядка 2,25 млрд долларов, а с учетом упущенной возможности роста экспорта по товарным группам, подпадающим под ответные меры России, - до 1,8-2,2 млрд долларов в год.
Американская экономика крайне сильно пострадала, например, от включения в санкционный список одного из крупнейших мировых производителей алюминия – компании «Русал». В результате цены на металл возросли, что вызвало кризис в автомобилестроительной промышленности США и подорожание производства авто.
К тому же Банк России после введения очередных санкций резко снизил вложения в американские гособлигации, благодаря которым и выживают США. Они были сокращены с 96,1 млрд долларов до 12,81 млрд. долларов, то есть примерно в восемь раз. Одновременно активизировался процесс ухода России от использования доллара при международных расчетах, что значительно подрывает его статус как мировой резервной валюты.
Как признала та же «Файнэншл Таймс», США потерпели неудачу в попытках изолировать Россию от рынка капитала, международной торговли и поддержки других стран. По ее словам, Россия заручилась поддержкой Китая, развивает связи с Турцией, Израилем, Саудовской Аравией, Ираном и другими странами. Европейские лидеры продолжают посещать Кремль, компании из ЕС не отказываются от сотрудничества с Россией, а поставки газа в Европу только растут. Издание обращает внимание на то, что британская «Бритиш Петролеум», несмотря на санкции, остается крупнейшим инвестором «Роснефти», французская «Тоталь» купила 10-процентную долю в проекте «Арктик-СПГ-2», а немецкий автогигант «Даймлер» строит завод под Москвой.
Такое же мнение высказала и ведущая американская финансовая газета «Уолл-стрит джорнэл», считающая, что санкции Вашингтона против Москвы в целом лишь укрепили российскую экономику. Газета ссылается также на аналитиков финансовой группы «Сосьете женераль», которые заявили, что западные санкции способствовали и снижению внешнего долга РФ.
Показательно, что международное рейтинговое агентство «Мудис» на днях повысило «суверенный рейтинг» России до «Baa3» (инвестиционный). Как сообщается в пресс-релизе агентства, «повышение рейтинга отражает позитивное влияние мер, введенных в последние годы и направленных на то, чтобы усилить уже надежные государственные финансы России и внешние показатели и снизить уязвимость страны перед внешним воздействием, включая санкции». А вслед за этим агентство повысило рейтинги и 12 российских компаний, среди которых «Газпром», «Лукойл», «Северсталь», РЖД, «Русгидро», «Атомэнергопром», «Россети», ФСК ЕЭС, а также Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и Газпромбанк.
И, наконец, весьма показательным является тот факт, что в прошлом году, по уточненным данным, рост ВВП России составил 2,3%. Это самый высокий результат за последние годы.
Конечно, будет преувеличением и даже неправдой говорить о том, что санкции не влияют на экономику России. Безусловно, определенный негативный эффект они имеют – затрудняется проток инвестиций в экономику, замедляется развитие высокотехнологических отраслей производства, связанных с импортом комплектующих, сокращаются валютные поступления, усиливается инфляция и так далее, и тому подобное. Но главное другое – Россия научилась не просто выживать в условиях санкционного пресса, но даже продолжает развиваться.
Так что повода для паники, собственно, нет. Во-первых, никто еще эти санкции не ввел, они только обсуждаются. Во-вторых, ничего нового в них нет. Все, что могли сделать нам плохого, уже сделали. Конечно, какие-то отдельные компании или физические лица могут пострадать. Но на глобальную ситуацию в стране и вокруг нее они не повлияют.
Говорят, что во время войны паникеров расстреливали. Сейчас, конечно, другое время, хотя некоторые и считают, что «третья мировая война», пока еще «холодная», уже идет. Но все же хотелось бы, чтобы наши «регуляторы» - ЦБ и иже с ним - все-таки вспомнили о своих функциях по управлению «хаосом» свободного рынка, чтобы мы сами в панике не стреляли себе в ногу. Как любит говорить один из моих самых любимых литературных персонажей Карлсон, «спокойствие, только спокойствие».
Комментарии читателей (1):